Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок 44 русский язык 7 класс
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать определение деепричастного оборота, что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством), место деепричастного оборота по отношению к глаголу, условия выделения деепричастных оборотов на письме; уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся;, правильно расставлять запятые при деепричастном обороте, правильно строить предложения с деепричастным оборотом.
Метапредметные: уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Задание 1. Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями.
1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.
2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом.
3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
Самопроверка по ключу на слайде.
1) Герасим шел, не торопясь , не отпуская Муму с веревки.
2) Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом. 3) Товарищи, заметив его беспокойство, ушли.
4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья, бросая их в костер.
Ответьте на вопросы:
– Какие предложения передают бОльшую динамичность, стремительность в развитии действия?
– Посмотрите на деепричастия в предложениях. Они одиночные или у них есть зависимые слова?
- Давайте вспомним, когда мы познакомились с понятием «оборот»?
Повторение изученного по теме «Причастный оборот, знаки препинания при причастном обороте». Работа в группах. Задание 1. Сравните группы предложений (на слайде) . Сделайте вывод об условиях обособления деепричастного оборота:
1. Ученики, |стремясь выполнить задание к сроку|, работали без устали.
1. | Стремясь выполнить задание к сроку|, ученики работали без устали.
2Ученики,|стремившиеся выполнить задание к сроку|, работали без устали.
2.|Стремившиеся выполнить задание к сроку| ученики работали без устали.
Задание 2. Спишите четверостишие ,произведите синтаксический разбор предложения, выясните, каким членом предложения являются деепричастные обороты; объясните постановку запятых.
Засыпав тропы и тропинки,
Стирая свежие следы,
На землю тихие снежинки
Ложатся блестками слюды.
Задание 3. Обобщим знания о деепричастном обороте, посмотрев видеоурок.
Задание 4. Работа с учебником
Упражнение 186. Спишите, выделяя запятыми деепричастные обороты. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
+ 2 индивидуальных задания (карточки)
Рефлексия
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?
- Что было самым трудным?
- Кто из учеников был сегодня на уроке самым активным? Какой оценки достоин?
Домашнее задание.
- стр. 79, § 29,
- упр. 188, предложения 4—5 письменно;
- упр. 187
Спасибо за урок!