СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Посуда. Уход за посудой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием коммуникативной технологии обучения.

Просмотр содержимого документа
««Посуда. Уход за посудой»»

муниципальное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»







Открытый урок

по развитию устной речи

на основе изучения

предметов и явлений

окружающей действительности



по теме:

«Посуда. Уход за посудой»



4 Б класс






Провела

учитель начальных классов

Захарова Г.Н.











Калинино -2014

Тема урока: «Посуда. Уход за посудой».

Урок с использованием  коммуникативной технологии обучения.

Тип урока: повторно - обобщающий.

Цель: формирование обобщенного понятия посуда и уход за ней.

Задачи:

1. Обучающие:

1.уточнить и конкретизировать представления детей о посуде.

2.сформировать знания о классификации посуды и применять их в жизни.

3.Обобщить знания об уходе за посудой с целью формирования жизненно важной компетенции учащихся.

4.развивать словообразовательную функцию;

5.составлять распространенное предложение;

6.составлять описательный рассказ.

2. Коррекционно-развивающие:

7.коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей;

8.развитие памяти и внимание;

9.формирование представление о речевом поведении.

3. Воспитательные:

10.воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

11.осознавать необходимость общения;

12.развивать активность и самостоятельность общения в группах.


Оборудование: картинки с изображением различной посуды; конверты с осколочными картинками; плакаты с этапами работы; выставка различных видов посуды; слайды.

Ожидаемый результат:

расширение знаний о разных видах посуды;

развитие активности и самостоятельности в группах;

оценка собственной деятельности.
















План урока:

  1. Организационный момент

  2. Целеполагание

  3. Психогимнастика

  4. Знакомство с содержанием сказки

  5. Разминка

  6. Хоровое чтение

  7. Пальчиковые танцы

  8. Введение в тему. Загадки

  9. Сообщение темы урока

  10. Покажи нужную посуду

  11. Назови посуду в данном порядке

  12. Разложи посуду в данном порядке

  13. Игра «Один – Много»

  14. Рисование с помощью резинки

  15. Основная часть. Актуализация опорных знаний

  16. Работа в группах

  17. Упражнение в распознавании различных видов посуды

  18. Упражнение в распознавании материала, из которого делается посуда

  19. Массаж глаз

  20. Слуховая гимнастика

  21. Части посуды

  22. Работа с осколочной картинкой

  23. Физкультурная минутка «Чайник»

  24. Игра "Что изменилось?"

  25. Игра со стаканами: «Капс»

  26. Пальчиковая гимнастика "Помощники"

  27. Знакомство с правилами мытья посуды

  28. Игра "Что лишнее?"

  29. Составление загадок-описаний по образцу со зрительной опорой

  30. Пальчиковая игра с платком

  31. Вывод

  32. Рефлексия

  33. Подведение итогов

  34. Домашнее  задание

  35. Оценки







Ход урока.

1. Организационный момент: (слайд 1)

Веселый зазвенел звонок,

Давайте же начнем урок,

Работать вместе будем,

Всё важное обсудим.


На урок к нам пришли гости, посмотрите на них!


2. Целеполагание. (слайд 2)

Д.: Долго ль, гости дорогие,
Вы по школам погостили?
А теперь к нам на урок
Гости прибыли вы в срок!
Всем здоровья Вам желаем,
На урок Вас приглашаем!


3. Психогимнастика. (слайд 3)

У.: У всех ли хорошее настроение? Ваше хорошее настроение – залог успеха в любом деле! Давайте поделимся своим хорошим настроением…Улыбнёмся друг другу, гостям и скажем «Доброе утро!». (слайд 1)

Все тихо и правильно садимся за парты.

- Мне бы хотелось, чтобы вы показали гостям, как вы умеете правильно сидеть за партой, внимательно слушать, правильно поднимать руку, давать правильные полные ответы. Чтобы урок наш получился интересным и полезным, вы должны постараться показать свои знания, которые вы получили на уроках развития речи. Я думаю: у вас у всех все получится!

Я желаю вам удачи и успехов.


4. Знакомство с содержанием сказки.

- Сегодня утром я пришла в класс и села проверять ваши тетради. Вдруг слышу чьи – то голоса. Я прислушалась, а это спорят стакан, чайник, кружка, поднос:

- Я самая лучшая, важная посуда, так как я стеклянная и из меня пьют воду, соки, чай – говорит стакан.

- А я лучше тебя! У меня есть ручка! – говорит кружка…

– А я лучше Вас всех! У меня есть носик! - закричал чайник.

- А у меня четыре угла! Значит, я лучше всех!- закричал поднос.

Спор разгорался нешуточный. Я решила успокоить их и сказала:

- Скоро придут в класс учащиеся 4 «б» класса, Вы пригласите нас в гости к себе в сказочную страну и мы поможем Вам разрешить Ваш спор. На уроках развития устной речи мы будем как раз изучать эту тему.

- Вот сейчас мы все в классе. Хотите помочь!

- Да!

5. Разминка

- На столе стоит поднос, стакан, кружка, чайник. Я называю предмет, а ребята находят нужный и показывает. (Поднос, стакан, кружка, чайник) Вот эти предметы пригласили нас к себе в гости в сказочную Маленькую страну. Но путешествие у нас непростое, мы должны помочь нашим новым друзьям узнать: кто же из них важнее?


6. Хоровое чтение: Сказка-ложь, да в ней намёк, (слайд 5)

Добрым молодцам урок!


У.: Кого мы возьмём в дорогу?

Д.: 4 «б» класс, Галину Николаевну, гостей.

- Для того чтобы отправится в путешествие в Маленькую сказочную страну ,

мы обуем волшебные башмачки и отправимся в дальний путь.


7. Пальчиковые танцы. (слайд 6)

Все: Башмачочки, башмаки,

Доведите до страны!

Сказочной и маленькой,

Радостной и доброй!


8.Введение в тему.

Загадки. (слайд 8)

- Отгадайте, загадки:

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень.

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож) (Сесе)


Если я пуста бываю, (слайд 10)

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта не пронесу. (Ложка) ( Кашак)


Длинная ручка у ложки большой, (слайд 11)

Себе я налью суп куриный с лапшой.

Ею налью и борщ и окрошку,

Её назовите, подумав немножко. (Половник) (Сапала)


- На парте сказочная страна. (слайд )

Что это за предметы?

Ребята, а как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?


9. Сообщение темы урока.

Давайте проверим, правильно ли вы предположили. (слайд 13)

5

2

3

4

1

6

Д

О

С

У

П

А

- Расшифруйте загаданное слово.

Это страна Посуды. (слайд )

- В стране живёт посуда. Здесь живут наши друзья. Так как наши друзья поссорились, они не общаются между собой. Давайте, поиграем с ними.


10. Покажи нужную посуду.

- Покажите мне посуду, у которой четыре угла.

Дети показывают поднос.

- Покажите мне посуду, в которой кипятят воду.

Дети показывают чайник.

- Покажите мне посуду, из которой пьют сок.

Дети показывают стакан.


11. Назови посуду в данном порядке

- А теперь я закрою посуду, а вы назовёте их в том порядке, в каком ставили на парту. Проверка.

-  Какую память использовали? 

- Память глаз


12. Разложи посуду в данном порядке

- Внимательно послушайте,  в каком порядке я буду называть посуду, запомните и выложите на парте.  (Поднос, стакан, кружка, чайник.) Проверка.

-  Какую память использовали? 

- Память ушей


13. Игра «Один – Много»

Бросаю массажный мяч:

Поднос – подносы.

Стакан – стаканы.

Чайник – чайники.

Кружка - кружки


14. Рисование с помощью резинки

- Нарисуйте поднос с помощью резинки: понос. (слайд )

Проверьте есть у вашего рисунка 4 угла, которыми он так гордился.

- Нарисуйте стакан с помощью резинки: стакан. (слайд )


Сегодня нам пригодятся наши знания. Тема нашего урока «Посуда. Уход за

посудой». Цель урока: закрепить наши знания о посуде и уходе за ней.

Сегодня на уроке мы должны уточнить знания о посуде, научиться делить ее по группам, ухаживать за ней. А главное - научиться применять эти знания в своей жизни!

- Так что же такое посуда? (Посуда – это предметы, из которых пьют, едят, готовят пищу.)

Основная часть.

15. Актуализация опорных знаний. Слайд 14

1. – Какой посудой пользуются для приготовления пищи? (Кастрюлей, сковородой, …)
– Как называется эта посуда? (Кухонная).

Кухонная посуда – предметы утвари предназначены для приготовления пищи.


– Какая еще посуда бывает? (Чашка, блюдце, сахарница, … – это чайная посуда). Чайная требуется для чаепития: это чайники для кипятка и для заварки, чайные чашки, ложечки, блюдца, сахарницы, маслёнки, вазы для конфет и печенья.


– А как назовете глубокую тарелку, супницу, салатницу ..? (Столовая)

Столовая посуда — это глубокие тарелки для первых блюд, мелкие — для вторых, ложки, вилки, нож!:

Столовая посуда – предметы быта, предназначенные для подачи и приема пищи. Часто считают, что столовая посуда входит в кухонную, но это не так, у них разное назначение в хозяйстве.
– Как называются приборы, которыми мы пользуемся при  приеме пищи? (Ложка, вилка, нож). Диалог сопровождается наглядностью.

16. Работа в группах.

- Сегодня, ребята, мы будем работать с вами в группах. В каждой группе у нас три человека. Это наши маленькие бригады, каждая бригада сидит за отдельным столом и будет стараться правильно выполнять каждое своё задание. Возьмитесь за руки! А дружно работать в бригаде нам поможет такое стихотворение:


Дружная работа, дружная игра –

Пусть отстанет кто-то – это ерунда.

Правило простое в жизнь с собой возьмем.

Мы помочь готовы товарищу во всем.

- Желаю Вам сегодня трудиться дружно и помогать друг другу.


Правило вывешивается на доску:

Мы помочь готовы товарищу во всем.


17. Упражнение в распознавании различных видов посуды.

(1 группа-чайная посуда, 2 г.-кухонная,3г.- столовая).

- Сейчас от каждой группы выйдет по одному человеку к доске.

На доске три плаката: Столовая Чайная Кухонная

Чашка, сахарница, тарелка, салатница, сковородка, кастрюля, селедочница

миска, блюдце.

- Ребята из первой бригады найдут чайную посуду

- Ребята из второй бригады найдут кухонную посуду

- Ребята из третьей бригады найдут столовую посуду

А сейчас приготовьтесь рассказать о вашей посуде. Для чего она предназначена.

(по 1 уч-ся от группы)


–  Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянной, глиняной. Слайд 17

Потом изобрели различные материалы, и появилась стеклянная, металлическая, фарфоровая, пластмассовая … посуда. Слайд 18


Вывод: Из каких материалов делают посуду?


18.Упражнение в распознавании материала, из которого делается посуда.

– А сейчас узнаем, из какого материала чаще всего делают посуду.

- Вопрос первой бригаде:

- Скажите, из чего сделаны стаканы? Как называется посуда из стекла?

Вопрос 2 бригаде:

- Из какого материала сделаны кастрюли? Как называется такая посуда? (металлическая)

Вопрос 3 бригаде: - Из какого материала делают контейнеры для хранения продуктов? Как называется такая посуда? (пластмассовая посуда)


19. Массаж глаз. (слайд 8)

- А теперь опустите головки, помассируйте руки и ладошками закройте глазки.


20. Слуховая гимнастика.

- Послушайте моё задание:

Послушайте звуки.

Узнайте по звуку материал -

Стекло, пластмасса или металл.

Учитель стучит по посуде из различных материалов. Дети отгадывают по звуку материал, из которого сделана посуда.


21. Части посуды Слайд19

– Теперь я проверю, знаете ли вы части посуды. Сравнение разной по виду посуды (кастрюля, чайник, чайник для заварки, кружка, тарелка).
Словарь: Дно, донышко. Что значит «выпить до дна»? Ручка (работа над многозначностью слова «ручка»). Крышка. Носик. Отличие – по размеру, по форме, по цвету, материалу, по виду посуды.

Вывод: Какие части посуды вы знаете?


22. Работа с осколочной картинкой.

 - Каждая бригада получает конверт с осколочной картинкой и складывает её.

1 бригада

2 бригада

3 бригада

чашка

чайник

кастрюля




– А сейчас каждая группа должна посовещаться и дать характеристику своему предмету. Для этого надо закончить предложения, которые даны на доске:

Это – __________.

У него (неё) есть_______________.

Он (она) нужен (нужна) для ________________.


23. Физкультурная минутка «Чайник».

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

(Дети поднимают плечи)

Больше греться не хочу

(Поворот головы из стороны в сторону)

Крышечка запрыгает, будто кто-то двигает.

(Дети прыгают на месте)

Вот уже кипит вода, значит, чай пить пора.

(Наклоны головы вперед-назад)


24. Игра "Что изменилось?" (используется натур. посуда)

Посмотрите и запомните, что стоит на столе. Закройте глаза. (Со стола убирается чайник.) Откройте глаза. Что изменилось на столе?

- Правильно. Посмотрите на стол еще раз, закройте глаза. (Со стола убирается стеклянный стакан и ставит на ее место пластмассовый.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

- Пластмассовый стаканчик.

- Чего не стало?

- Стеклянного стакана. - Молодцы! Вы были очень внимательными, похлопайте себе.


25. Игра со стаканами: «Капс»


– Какая посуда тебе нравиться? (Чистая, блестящая). Что надо делать, чтобы посуда была такой?

Вывод: Какая бывает посуда?


26. Пальчиковая гимнастика "Помощники".

Дети приглашаются на ковер, им предлагается встать в кружок и сделать пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.

Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили, Снова загибают пальчики.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали. Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и

Так мы маме помогали. хлопают в ладоши.


27. Знакомство с правилами мытья посуды. Слайд 6

- Ребята, а что делают с посудой, после того, как поели. (Её моют).

- Ребята для мытья посуды существуют определенные правила. На доске шесть плакатов.

Расставьте в правильном порядке этапы мытья посуды. Каждая бригада на своем месте, посовещавшись, формирует последовательность мытья посуды из карточек. Затем один человек от бригады зачитывает получившуюся запись:

Проверка на слайде

Очистить

Вымыть

Прополоскать

Высушить

Убрать

- Молодцы, ребята, вы правильно  установили последовательность мытья посуды.


28. Игра "Что лишнее?"

На доску ставится 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек.

-Игра, в которую мы будем играть, называется "Что лишнее?" Что вы видите? Перечислите картинки.- Тарелка, кастрюля, мяч, стакан.

- Что здесь лишнее и почему?

- Лишний мяч. Он - игрушка.

- А все остальное?

- Посуда.

Отрабатываются исключения по принципу назначения посуды (чайная, кухонная, столовая)

-Чашка, стол, стакан, кружка.

- Что здесь лишнее и почему?

- Лишний стол. Он - мебель.

- А все остальное?

- Посуда.


29. Составление загадок-описаний по образцу со зрительной опорой. Слайд5

Приглашаю к себе группу детей и показываю каждому предметную картинку так, чтобы другие дети ее не видели. Используется схема-опора по составлению описательного рассказа.

- Посмотри на картинку, : Расскажи о предмете, не называя его. Что это? Какая она? Что на ней нарисовано? Для чего она нужна?

Ребенок. Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из нее едят суп. Что это?

- Эта тарелка.

- Молодец. Ты правильно составил(а) загадку. И ребята тоже молодцы. Быстро отгадали ее.

Аналогично составляют загадки остальные дети. Оказываю им необходимую помощь. Значит, все они нам нужны! Ведь мы за ними ухаживаем…


30. Пальчиковая игра с платком.
Топ, топ, топ…
Наш малыш идёт.
Он в школу к нам спешит
И что-то говорит.


31. Вывод: Посуда разная нужна,

Посуда всякая важна!

Мы помирили наших друзей: они все важны!


32. Рефлексия. Стаканчики с оценкой: «Я рад за то…»


33. Подведение итогов.

- Ребята, вы сегодня молодцы! Вы дружно трудились и помогали друг другу.

34. Домашнее  задание: Помыть дома посуду с мамой.

35. Оценки:

Урок окончен! Можно выйти!