Повторение - мать…
Повторение и обобщение изученного
в 10 классе
учения.
Закончите пословицу: Повторение - мать ……….
п
л
е
о
а
з
м
е к с т
т
а
в
т
о
л
г
я
ф
н
е
т
и
к
а
с л о в а р ь
а н н о а ц и я
е
ц
е
н
з
и
я
м
о
р
ф
о
л
о
г
я
о р ф о г р а ф я
р
а
з
е
о
л
о
г
и
з
м
л е к с и к
з ы к
у
л
ь
т
у
р
а
о
н
с
п
е
к
т
р ф о э п и я
д и а л е к
н р м а
м о р ф м и к а
т е и с ы
Соотнесите слово и его лексическое значение
- Точный до мелочей, чрезвычайно тщательный.
- Толстая книга большого формата.
- Человек, занимающийся рискованными, сомнительными делами.
- Готовность бескорыстно действовать на пользу другим.
- Коренной житель страны, местности.
1. авантюрист
2. абориген
3.скрупулёзный
4. альтруизм
5. фолиант
Орфографические
Стилистические
Орфоэпические
Пунктуационные
Языковые нормы
Грамматические
Лексические
Словообразовательные
Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки в тексте
Тропинка которую я выбрал обогнула большой песчанный карьер. В это время и услышал я за спиной учащенное дыхание бегущего человека. Обернулся, Роза.
- Что нибудь забыл.
- Ничего незабыл. Я пойду с тобой.
Вот таким образом нежданно, негаданно утратил я свое драгоценое одиночество ещё не успев наслодиться им в сласть.
Река вдоль которой мы пошли то и дело круто поварачивала то вправа то влева.
Через пол-часа нас уже окружал сосновый лес. Безмолвно и тихо было в этом лесу. Рядом с дорогой по обе стороны от нее тянулись ухожанные тропы. Еще сегодня утром, пренужденные жить в четырех стенах, мы вдруг захмелели от всего этого, от боровых цветов от солнца пахнущего смолой от раскошных владений доставшихся нам.
Найдите и исправьте речевые ошибки в предложениях
1. Ребята писали письма домой и рассказывали в них о верной лебединой верности. (Повтор слова – Р) Правильное: Ребята писали письма домой и рассказывали о лебединой верности .
2. Сначала о Манилове складывается двойное (двойственное) впечатление.
3. Своим рассказом он рассказывал про дворовую собачку (повтор слова и некорректное управление существительным). Правильное: В своём рассказе он повествовал(говорил) о дворовой собачке.
4. Десятки людей, опрокинув головы, смотрели на вершины сосен (неверное понимание лексического значения слова). Правильное: Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на вершины сосен.
5. Картина И.Левитана “Осенний день. Сокольники” единственная с живым человеком (неверное посторенние предложения и неуместное употребление словосочетания “живой человек” - Р) Картина “Осенний день. Сокольники” единственная, где И.Левитан изобразил фигуру человека.
6. Вдалеке тучи с возможным дождем (Р). Правильное: Вдалеке тучи. Возможно, будет дождь.
7. Картина дает задумчивое настроение (Р). Правильное: Картина создаёт задумчивое настроение.
8. А прямо на нас движется задумчивая женская фигура в темном платье (Р).
Правильное: А прямо на нас движется женская фигура в тёмном платье Её лицо задумчиво.
9. Тишину остановил дядя Филя (Р).
Правильное: Тишину нарушил дядя Филя.
10. Лёнька почувствовал свободу и полетел, и ребята радовались за него, и уже начали расходиться и услышали крик Лёньки, и он вернулся. (неоправданный повтор союза “и” - Р )
Правильное: Лёнька почувствовал свободу и полетел. Ребята радовались за него. Они уже начали расходиться, как услышали крик Лёньки – это значило, что лебедь возвращается.
11.Поэт испытывал сильную ностальгию по родине.
( Лишнее слово ностальгию).
Ностальгия в переводе с греческого – это тоска по родине.
12. Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры (сувениры)
Игра «Крестики-нолики»
А1. Во всех словах ударения расставлены правильно.
добЫча,прИбывший,асимметрИя,
закупОрить, вероисповедАние,водопрОвод.
ОТВЕТ
А 2. Только в одном варианте ответа допущена ошибка в образовании формы слова.
1. к трёмстам сорока четырём избирателям
2. едьте поездом
3. ихними детьми
4. пятидесятью тремя метрами
ОТВЕТ
А 3. В предложении допущена ошибка в образовании формы слова.
На этой картине я увидел самый красивейший пейзаж.
ОТВЕТ
Б 1. В выделенных морфемах нет орфографических ошибок.
Кот мурлычЕТ, проверИШЬ, родители научАТ, построЕННый дом.
ОТВЕТ
Б 2. В предложении во всех выделенных слова пишется НН.
Рядом чернело кострище, оно было аккуратно обустрое(__)о и обложе(__)о камнями, с подготовле(__)ым таганком и свисающими с него закопчё(__)ыми берёзовыми рогульками для котлов.
ОТВЕТ
Б 3. В этом предложении НИ со словом пишется раздельно.
Но тебе не надо себя (ни)(в)(чем) упрекать.
ОТВЕТ
В 1. Верно ли следующее определение.
Паронимы – это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.
ОТВЕТ
В 2. В данном примере представлены паронимы.
Зеленый - зеленоватый.
ОТВЕТ
В 3. В предложении нет лексической ошибки, пароним употреблен верно.
За два месяца в северном регионе выпала ГОДОВАЛАЯ норма осадков.
ОТВЕТ
добЫча,прибЫвший,асимметрИя,
закУпорить, вероисповЕдание,водопровОд. А2
1. к трёмстам сорока четырём избирателям
2. едьте поездом (поезжайте)
3. ихними детьми (их)
4. пятидесятью тремя метрами (пятьюдесятью) А3
На этой картине я увидел самый красивейший пейзаж.
Б1
Кот мурлычЕТ, проверИШЬ, родители научАТ, построЕННый дом.
ВСЕ ВЕРНО
Б2
Рядом чернело кострище, оно было аккуратно обустроеНо и обложеНо камнями, с подготовлеННым таганком и свисающими с него закопчёННыми берёзовыми рогульками для котлов.
Б3
Но тебе не надо себя ни в чем упрекать.
В1
ВСЕ ВЕРНО
Паронимы – это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.
В2
ВСЕ ВЕРНО
Зеленый - зеленоватый.
В3
НЕТ
Это однокоренные слова
За два месяца в северном регионе выпала ГОДОВАЛАЯ норма осадков.
Правильные ответ - ГОДОВАЯ
ИТОГ
Ошибок нет – 5 б.
1- 2 ошибки – 4 б.
3- 4 ошибки – 3 б.
5 и более – к ЕГЭ не готов!!!!
9- 5
7-8 – 4
5-6 - 3
Домашнее задание
Составить тест по орфографической норме (10 заданий).
Пример :
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)дез…нформация, пред…стрия, меж…издательский 2)…дешний, бли…сидящий, бе…вкусный 3)пр…образ, пр…история, зан…веска 4)пр…обрел, пр…вратности (судьбы), пр…вилегия 5)под…ячий, в…юга, п…едестал