СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПП Техническое обслуживание системы смазки двигателя (ПМ.01)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПП Техническое обслуживание системы смазки двигателя (ПМ.01)»

Методическая разработка урока учебной практики

Профессия: 21.01.08 Машинист на открытых горных работах

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока учебной практики по программе ПМ. 01 Обслуживание и эксплуатация бульдозера, по теме «Техническое обслуживание системы смазки двигателя»

В разработке представлены:

1. Дидактический материал.

2. Слайды презентации.

Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень их подготовки по данной теме. Вместе с тем, каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при сборке и разборке двигателя.

Урок обеспечен в полном объёме дидактическими средствами обучения, инструментами, оборудованием.

В ходе изучения профессионального модуля ПМ. 01 Обслуживание и эксплуатация бульдозера, формируются следующие профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Производить техническое обслуживание и ремонт бульдозера

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


Тема урока: Техническое обслуживание системы смазки двигателя.

Тип урока: урок формирования и совершенствования умений и навыков.

Цель урока:

  • обучающая: способствовать формированию профессиональных компетенций по техническому обслуживанию и ремонту бульдозера, отработать навыки по техническому обслуживанию системы смазки двигателя

  • развивающая: способствовать развитию самостоятельности, инициативности, технического мышления обучающихся при техническом обслуживании и ремонте бульдозера

  • воспитательная: воспитывать стремление к познанию профессии, повышению квалификации, техническому творчеству, карьерному росту.

Материально – техническое и дидактическое обеспечение урока:

Оборудование: двигатель внутреннего сгорания бульдозера.

Инструменты: наборы слесарного инструмента, съёмники фильтров, воронки пластмассовые.

Материалы: масло моторное, фильтр масляный.

ТСО: компьютер, проектор.

Дидактическое обеспечение: инструкционно - технологическая карта, руководство по эксплуатации двигателя, карточки-задания, карточки самоконтроля.

Методы:

  • репродуктивный, наглядно-демонстрационный, частично-поисковый, практический.

Межпредметные связи: Охрана труда. Техническое черчение. Основы технической механики и слесарных работ.

Ход урока

  1. Организационный момент

  • Приветствие, проверка явки обучающихся.

  • Проверка внешнего вида и санитарного состояния спецодежды.

  • Назначение дежурных.

  1. Вводный инструктаж

2.1 Сообщение темы программы, урока, цели и задач (на слайде)

2.2 Актуализация знаний

Для актуализации опорных знаний по охране труда и по теме «Техническое обслуживание системы смазки двигателя» используется работа в микрогруппах. Обучающимся предлагается разделиться на группы по 3-4 человека и сообщаются критерии оценки за выполненные задания.

Повторение пройденного материала начинается с вопросов по правилам охраны труда. Для этого, обучающимся выдаются образцы инструментов, из которых они должны выбрать исправные и обосновать выбор. Далее обучающимся предлагаются карточки с изображением узлов и деталей систем двигателя, из которых необходимо собрать систему смазки. Группам необходимо написать названия выбранных узлов и деталей.

Задание:

Охрана труда

Из предложенных на столе инструментов выбрать инструмент, который не соответствует требованиям охраны труда и записать в карточку. Ответ обосновать устно.

ЗАДАНИЕ №2

1. С помощью деталей пазла собрать полную схему системы смазки. (1 балл)

2. Написать название выбранных узлов и деталей системы смазки. (за каждый узел 1 балл)

пазла

Название узла или детали

Баллы
















Группа №1

ФИО

1


2


3


4


После выполнения заданий, обучающиеся сверяют результаты своей работы с эталоном ответов. Пользуясь таблицей «Эталон ответов» (Слайд) выставляются заработанные баллы, которые озвучивает мастер производственного обучения. Заработанные баллы учитываются при подведении итогов урока.

Сообщение обучающимся, на какой марке двигателя будут отрабатываться приемы, операции, используемые материалы и закрепление навыков технического обслуживания системы смазки (Слайд ).

Мотивация: машинист бульдозера при выполнении работ по ТО и эксплуатации бульдозера должен обеспечить правильное выполнение работ, предусмотренных инструкциями по эксплуатации. Ответственность за проведение качественного технического обслуживания и безаварийной работы техники возлагается на машиниста бульдозера.

Для выполнения поставленной цели урока обучающиеся, опираясь на знания специальной дисциплины «Устройство, техническая эксплуатация и ремонт бульдозера», умения пользоваться руководством по эксплуатации бульдозера и таблицами должны произвести замену масла в двигателе. Обучающимся предлагается разобрать технологическую последовательность выполнения задания по инструкционно-технологической карте.

Инструкционно-технологическая карта

Замена масла в системе смазки двигателя бульдозера

п/п

Последовательность операций

Инструмент, приспособления

Технические условия и указания

1.

Установить бульдозер на ров-ную поверхность и заглушить двигатель



Горизонтальная поверхность

2.

Поставить емкость под масло. Отвернуть сливную пробку с поддона картера двигателя. Слить масло.

Емкость для слива, ключ гаечный 17х19 мм


3.

Отвернуть масляный фильтр. Смазать уплотнительное коль-цо нового фильтра моторным маслом. Завернуть масляный фильтр.

Съемник фильтров или специальный ключ

Перед установкой масляного фильтра рекомендуется залить в него моторное масло

4.

Снять пробку с заливной горловины. Залить новое масло.


Проверка уровня по указателю (щуп)

5.

Вынуть указатель (щуп), протереть его чистой тряпкой и снова вставить в указатель (щуп) на место до упора. Вынуть указатель (щуп).

Фильтр

Уровень масляной пленки на щупе должен находиться между метками Min и Max

6.

Долить масло до необходимого уровня.


Если уровень масла приближается к отметке Min или ниже ее

7.

Запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу несколько минут. Заглушить двигатель, через 5-6 минут проверить уровень масла и при необходимости долить.


Если уровень масла приближается к отметке Min или ниже ее


Обратить внимание обучающихся на особенности специнструмента (Слайд), дозировку масла (Слайд)

и соблюдение безопасных методов производства работ. Рассмотреть оборудование, расходные материалы, инструменты, приспособления для выполнения операций при проведении технического обслуживания бульдозера.

2.4 Показ и закрепление приёмов выполнения работ

Мастер п/о поэтапно показывает приёмы выполнения работ с одновременным закреплением их обучающимися:

  1. Слив масла с поддона картера двигателя

  2. Снятие масляного фильтра

  3. Установка нового масляного фильтра

  4. Установка сливной пробки на масляный поддон

  5. Заливка масла в двигатель

  6. Контроль уровня масла в двигателе

  7. Долив масла до уровня

Во время демонстрации приемов и операций по выполнению работ обратить внимание и предупредить о возможных ошибках и видах брака, которые могут быть допущены:

а) не смазано уплотнительное кольцо;

б) не установлена сливная пробка в поддоне картера;

в) повышенный или пониженный уровень масла в двигателе;

г) применение несоответствующих инструментов при выполнении упражнений по ТО;

д) нарушение правил охраны труда при работе с ГСМ.

В ходе показа производственных операций, мастер производственного обучения отвечает на возникшие вопросы обучающихся.

При закреплении нового материала мастер п/о задает обучающимся следующие вопросы:

  1. Какие неисправности возможны при несвоевременной замене масла?

  2. Как производится проверка уровня масла в поддоне картера двигателя?

  3. Как производится замена масла в поддоне картера двигателя?

  4. Как Вы произведете замену фильтра, если у Вас нет специального инструмента? (создание проблемной ситуации – если обучающиеся не смогут найти правильный ответ, задать проблему в качестве домашнего задания.)

Подведение итогов вводного инструктажа.

Выдача заданий, сообщение критериев оценок ведения технологического процесса (Приложение 4).

  1. Текущий инструктаж

Провести инструктаж по правилам охраны труда.

Предлагаю обучающимся еще раз посмотреть в инструкционные карты и задать интересующие их вопросы, после чего приступить к самостоятельной работе. Мастер производственного обучения напоминает обучающимся о составе групп.

Целевые обходы рабочих мест обучающихся:

Первый обход:

  • Проверить содержание рабочих мест, их организацию.

  • Особое внимание обратить на обучающихся, требующих контроля.

Второй обход:

  • Проверка правильности выполнения приемов: использование соответствующих инструментов, расходных материалов.

Третий обход:

  • Проверка правильности соблюдения технологической последовательности.

  • Обратить внимание на соответствие процессов замены фильтрующих элементов, уровня дозировки масла в двигателе.

  • Оказание помощи слабо подготовленным обучающимся.

Четвертый обход:

  • Проверка правильности ведения самоконтроля (промежуточного, межоперационного).

  • Проверка соблюдения правил охраны труда.

Пятый обход:

  • Приёмка и оценка выполненных работ.

  • Уборка рабочих мест.

  1. Заключительный инструктаж

  • Подвести итоги занятия.

  • По количеству заработанных баллов выявить лучшую группу.

  • Указать на допущенные ошибки, разобрать причины их вызвавшие.

  • Сообщить и прокомментировать оценки обучающимся за работу.

  • Выдать домашнее задание по теме «Устройство системы питания дизельного двигателя». Объяснить, в чем заключается цель домашнего задания.