«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста».
Раскройте понятие «социализация детей дошкольного возраста». Приведите два примера, которые демонстрируют процесс социализации ребенка дошкольного возраста.
Разработайте и опишите оригинальную дидактическую игру на формирование (или актуализацию) у детей знаний о величине предметов. Возрастная группа по выбору слушателя. Представьте наглядный материал к разработанной игре.
Опишите 2-3 режимных момента, чаще всего используемых для закрепления знаний о форме предмета. При этом отметьте программную задачу, использованные методические приемы и наглядный материал, практическую деятельность детей и их активность, руководящую роль воспитателя, результаты работы.
Подберите 2-3 подвижные игры для дошкольников (возрастная группа по выбору слушателя) на ориентировку в пространстве. Опишите их.
Вторая группа раннего возраста.
Структура | Содержание игры |
1.Название игры | «Жук» |
Цель игры | Учить ориентироваться в комнате или на участке |
Задачи игры | Выполнять действия по сигналу. |
Игровой материал | жетоны (красный, синий, желтый), обручи (красный, синий, желтый) |
Ход игры | -Ж-ж-ж… -Ребята, вы слышите это? Как вы думаете, кто это может быть? -Правильно! Это жук! Он хочет с вами поиграть в игру «Жуки». -Это жук! -Посмотрите, что у него есть. Это жетоны, и они разных цветов. -Сейчас я каждому из вас раздам их! -*Маша, какого цвета у тебя жетон? (спрашиваю других детей) -А ещё у жука есть обручи, таких же цветов. -Сейчас мы вместе с вами скажем «Я жук, я тут живу, жужжу, жужжу: ж-ж-ж» и полетим по полянке, как только вы услышите команду «Дождь», возвращайтесь скорей в свои домики, только не забывайте, что они должны быть того цвета, какого у вас жетоны! -Начинаем! Слушают педагога. -Ребята, жуку очень понравилось с вами играть! Вы были очень внимательными и с легкостью находили свои домики! Молодцы! Слушают оценку педагога |
Литература | Бондаренко Т.М. |
Структура | Содержание игры |
2.Название игры | «Мыши в кладовой» |
Цель игры | Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. |
Задачи игры | Упражнять в под лезании, в беге. |
Игровой материал | Наголовники |
Ход игры | 1.Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет. 2.Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает. Варианты: Мышки подлезают под дугу, убегая в норки, вводится вторая кошка. |
Литература | Бондаренко Т.М. |
Структура | Содержание игры |
3.Название игры | «Поймай комара» |
Цель игры | Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках(подпрыгивание на месте). |
Задачи игры | Знакомство с правилами игры. Практическое упражнение на раскрепощения детей |
Игровой материал | Наголовники |
Ход игры | 1.Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах. 2.Ловить комара нужно не сходя с места. Варианты: Можно бежать впереди, держа в руках прут с комариком, дети бегут его догонять. |
Литература | Бондаренко Т.М. |
Составьте таблицу «Динамика усложнения задач по обучению рисованию детей в разных возрастных группах».
Возрастная группа | Образовательные задачи | Усложнение (технические навыки, выразительные образы) |
Первая младшая | привить детям интерес к рисованию; научить их быть внимательными на занятиях; | ознакомить воспитанников с материалами и принадлежностями для рисования; научить правильно держать карандаш, не брать его в рот, рисовать только на бумаге; легко водить кистью (без нажима), следить за движением руки и регулировать силу нажима, набирать краску на весь ворс кисти, лишнюю отжимать и промывать кисть в воде; научить различать и запоминать цвета (красный, синий, желтый, зеленый), узнавать и называть изображение предмета по цвету; развивать у детей умение узнавать нарисованные предметы, научить рассказывать о том, что ребенок нарисовал сам; учить устанавливать взаимосвязь между изображением предмета и самим процессом рисования; научить рисовать предметы и явления как показанные воспитателем, так и по памяти. Первый этап включает ознакомление с художественными материалами. Второй — действия детей по указанию воспитателя, завершение начатого им рисунка. Третий — создание образов под руководством воспитателя и самостоятельно. |
Вторая младшая | прививать детям интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отношение к действительности: следует учить их правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки. Дети должны учиться пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой. Педагог знакомит детей со свойствами красок, учит их рисовать красками двух-трех цветов, учит различать, называть и использовать в работе цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый), знать их оттенки (розовый, голубой, серый). | Освоение изобразительных умений в младшей группе начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов. Во II квартале следует продолжать тренировать руку ребенка в рисовании моделей круглой формы. Воспитанникам предлагают узнавать, называть и изображать подобные предметы, размещать их на листе бумаги. Опираясь на знания и умения, приобретенные детьми в 1 полугодии, в III квартале уже можно учить их изображению предметов прямоугольной формы, причем не только совать их, но и закрашивать составляющие его детали в характерный цвет, не выходя за контур предмета. С помощью воспитателя ребенок определяет форму и цвет флажков, называет их составные части: древко, полотнище. В IV квартале воспитатель относительно редко показывает последовательность рисования предметов, ограничиваясь словесными объяснениями и напоминанием. |
Средняя | Закреплять у детей интерес к рисованию; развивать у них наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность; научить детей рисовать простые по форме предметы и выделять их основные части; научить различать, называть и правильно использовать цвета: красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оранжевый, а также их оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый. Дети должны учиться рисовать по памяти, творчески выполнять задания, научиться грамотно размещать изображение на листе бумаги; дети в этом возрасте должны работать карандашом и кистью: вести линию плавно, не нажимая, изменять направление линий, рисовать тремя-четырьмя красками; педагог должен постоянно совершенствовать умение детей рисовать предметы, в основе которых лежат прямые (вертикальные и горизонтальные), наклонные, ломаные, кривые и дугообразные линии; учить рисовать предметы, используя знание их геометрической формы (круглая, прямоугольная, треугольная, овальная) и цвета, объединять в рисунке изображения двух-трех предметов, сочетать цвета для создания выразительных образов. | Необходимо закрепить умение дошкольников безошибочно определять форму предмета. Это способствует самостоятельному поиску изображения тех моделей, которые они еще не рисовали, но в основе строения которых лежат уже известные формы. Темы для таких рисунков следует брать из окружающей жизни, чтобы дети учились передавать свои впечатления от увиденного (весенняя природа, деревья с набухшими почками, первые зеленые листочки, дома, украшенные флажками и т.п.). Воспитатель учит компоновать два-три предмета на одном рисунке, связывая их общим замыслом. |
Старшая | Развивать у детей наблюдательность, воображение, инициативность, самостоятельность; воспитывать эстетическое отношение к окружающему, учить детей описывать предмет, его форму, выделяя самые существенные его признаки, сравнивать предметы по форме и цвету; передавать относительные размеры предметов, формировать пространственное воображение; учить рисовать по замыслу и по памяти, добиваться выразительного решения композиции. | Педагог должен знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, народными промыслами; учить их различать, называть и подбирать цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, черный, белый), различать оттенки (голубой, розовый, светло-зеленый и др.) и нейтральные цвета (серый, серо-голубой), создавать оттенки, добавляя к цветной гуаши белила, а к акварели воду. Воспитатель учит правильно работать акварельными красками, подбирать краску нужного цвета на палитре и равномерно покрывать ею плоскость. Но самое сложное задание для детей — рисовать человека I в движении. Для наглядности фигуру человека выкладыва-1 ют в виде аппликации, затем части тела заставляют «двигаться». Воспитатель обращает внимание детей на положение рук, ног, туловища, учит рисовать человека в движение. Эффективно в старшем дошкольном возрасте использовать рисование пластилином. Во-первых, это позволяет проводить работу по цветоведению, смешению цветов и оттенков, а во-вторых, развивает силу кисти руки, подготавливая мелкую моторику к письму в школе. Обучение детей старшей группы предметному рисованию направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения. Содержание сюжетных рисунков детей 5-6 лет значительно обогащается за счет, приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку. |
Подготовительная | развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира, наблюдательность, внимание, зрительную память, образное мышление; - прививать желание рисовать; - учить детей рисовать по памяти, воображению, на заданную тему, с натуры; - учить продумывать и планировать работу заранее; - знакомить с богатством цветов и форм окружающего мира, с произведениями изобразительного искусства, образцами народного творчества; - учить правильно размещать изображение на листе бумаги, знакомить с понятием «перспектива»; - учить передавать цвет и его оттенки, составлять производные цвета, использовать их, различать, называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); - на свой вкус подбирать цветовые сочетания с использованием нейтральных: белый, серый, черный; - учить добиваться нужных оттенков смешиванием красок; - учить находить, определять и передавать в рисунке отличие и сходство форм разных предметов, определять и передавать пространственное расположение моделей и их частей относительно друг друга без передачи перспективного сокращения; учить самостоятельно подбирать нужный для работы материал: бумагу (соответствующего формата и цвета), краски (гуашь, акварель), карандаши (графитные и цветные), кисти разных размеров; -совершенствовать умение рисовать карандашом контуры предмета, закрашивать рисунок карандашом или краской, изменяя при этом направление штрихов или мазков в соответствии с формой модели; привлекать детей к выполнению коллективных работ; учить рисовать фигуру человека (в профиль, анфас, в статичном положении и движении), птиц и животных (статично и в движении), разные виды транспорта; учить отображать события окружающей жизни, а также иллюстрации к литературным произведениям. | В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка. Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком. |
Охарактеризуйте этапы музыкального образования детей дошкольного возраста.