СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема работы - соотношение понятий "личность", "индивид", "индивидуальность". даны определения данных понятий и отличие их друг от друга. Предложены приемы, облегчающие учебную деятельность школьникам со слабой нервной системой.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по психологии»

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»













Практическая работа по психологии

Тема «Соотношение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность»

















Выполнил:

студент 21 группа (3)

2011 год поступления, бакалавр

Институт педагогики и

психологии детства

Факультет «Педагогика и

методика начального образования»

Агапова Ирина Викторовна















Екатеринбург 2012

Задание № 1

А) Личность – системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Личность- это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причём она неотторжима от системы социальных связей, в которую она включена. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. (По А. В. Петровскому)



Б) Индивид - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.).

Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. (Психологический словарь А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского)


В) Индивидуальность - свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельности и меры их продуктивности).( Б. Г. Ананьев)






















Задание № 2

А) личность и индивидуальность

Индивидуальность – это признак личности, её уникальность и неповторимость:

  • Темперамент

  • задатки и способности

  • направленность - установки, мотивы, интересы

  • Понятие «индивидуальность» подчёркивает неповторимое своеобразие личности, то, в чём она отлична от других, а также в определённой степени указывает на выраженность этого отличия. Индивидуальность дает возможность характеризовать отличие человека от других людей, подразумевая не только его внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.

Б) индивид и личность

Индивидом рождаются

  • единичный представитель человеческого рода

  • конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

  • целостность психофизической организации организма;

  • устойчивость по отношению к окружающей действительности;

  • активность

  • биологическая сущность человека

Личностью становятся

  • результат развития индивида

  • воплощение собственно человеческих качеств

  • социальная сущность человека(социальный индивид)

  • Субъект общественных отношений (индивид как член того или иного общества)

В) индивид и индивидуальность

Индивид – это конкретный человек

Индивидуальность – особенность поведения, деятельности, общения индивида.



Задание № 3

Индивид - отдельно взятый человек, например, каждый новорожденный - это уже индивид. Каждый родившийся, чем-то отличается от предыдущего следующего и вообще всех, мы по – разному выглядим, кричим, говорим, у нас часто разная кровь, цвет глаз, и все остальное. Поэтому можно сказать что «Индивидом — рождаются». 



Личностью становятся. Личностью становятся - это факт - в процессе социализации (вхождение в общество). Только в обществе, в процессе общения и взаимодействия с людьми индивид может стать личностью. Нам всем рано или поздно приходится стать личностью, это, скорее всего, происходит незаметно, и может меняться в любое время. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре.

Индивидуальность — отстаивают.  

Индивидуальность - это те черты, которые отличают данного человека от всех других - внешние данные, психологические характеристики и т.д. И поэтому ее и отстаивают, потому что каждый человек индивидуален. 
Отстаивать свою индивидуальность — для того чтобы считаться действительно — чем-то более чем ещё одной копией схожей личности.

 





















Задание № 4

  • Ролевые игры младших школьников

Школьник берет себе определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека. Этот вид игры при всем разнообразии сюжетов скрывает принципиально одно и то же содержание— деятельность человека и отношения людей в обществе.

Играя, младшие школьники стремятся овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, мужества, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности. Так, слабоуспевающий школьник берет себе роль хорошего ученика и в игровых, облегченных по сравнению с реальными, условиях оказывается в состоянии выполнить ее. Положительным результатом такой игры является то, что ребенок начинает предъявлять к себе те требования, которые необходимы, чтобы стать хорошим учеником. Таким образом, ролевую игру можно рассматривать как способ побуждения младшего школьника к самовоспитанию.

  • Проектно – исследовательская деятельность младших школьников.

  • Сознательная деятельность через обучение в действии

  • Повышение мотивации учения

  • Самостоятельная деятельность носит развивающий характер, способствует переносу теоретических знаний на практику

  • Реализация творческих способностей, воображения, логического мышления.

  • Формирование коммуникативных компетенций

  • Способствует личностному росту, знания становятся личностными качествами ребенка.

























Задание № 5

Индивидуальные особенности:

  • Уровень умственного развития школьника, его обученность и обучаемость

  • Индивидуально – типологические особенности

  • Познавательные интересы

  • Скорость понимания учебных предметов



Учёт индивидуальных особенностей при планировании урока:

  • выбор учебных индивидуальных заданий учащимся на этапе мотивации в зависимости от характера и направленности познавательных интересов.

  • Рабочие тетради на печатной основе

  • Руководство к самостоятельной индивидуальной работе



Учет уровня развития учащихся:

  • Карточки с разноуровневыми заданиями с последующим контролем и анализом ошибок

  • Домашние работы с индивидуальными карточками – заданиями

  • домашние работы на выбор с разной степенью сложности.

Учитывая индивидуальные возможности ребенка, по мере необходимости проводить повторные объяснения нового материала слабым ученикам, работая с группой или с одним учеником, а другие выполняют самостоятельную работу

Индивидуальность проявляется в написании докладов, сообщений, других видах творческих работ.



Если школьник со слабой нервной системой



Вид работы

Индивидуальные особенности

длительная напряженная работа



Слабый, быстро устает, теряет работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваивает материал








ответственная работа, требующая нервно-психического напряжения, ограниченная по времени, — самостоятельная, контрольная

учитель в высоком темпе задает вопросы или неожиданные вопросы и требует скорого ответа

построение работы в ситуации неудачного ответа или плохо оцененного ответа

требуется запомнить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.

Приемы, облегчающие учебную деятельность таких школьников:

  • не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, а давать время на обдумывание

  • желательно, чтобы ответ был в письменной форме

  • сложный материал не давать в ограниченный промежуток времени, а разбить его на части, и давать по мере усвоения

  • не задавать вопросы по – новому, только что усвоенному материалу

  • формировать уверенность в своих силах путем правильной тактики опросов и поощрений

  • осторожно оценивать неудачи школьников

  • давать время для проверки написанного

  • создавать спокойную обстановку, не переключать внимание

Если школьник с инертной нервной системой

  • не требовать от него немедленного включения в деятельность

  • не может проявлять высокую активность в условиях разнообразных заданий

  • необходимо время на обдумывание

  • не спрашивать в начале урока

  • избегать ситуации, когда нужно получить быстрый устный ответ

  • не заставлять отвечать на вопросы нового материала, а дать возможность позаниматься дома

  • Не отвлекать от выполнения задания





Задание № 6



А) индивидуальность



Б) индивиды



В) личность