«Играя в профессии - я выбираю свое будущее».
Обоснование темы, описание практики.
Ранняя профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности и играх (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Первые шаги к профессии проводятся в игровой направленности. Многие детские игры – подражание деятельности взрослых. Игра — это отражение жизни. Поэтому в данном проекте обе концепции взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Именно поэтому актуальна разработка проекта «Играя в профессии - я выбираю свое будущее».
Для реализации проекта и приобщению к профессии хлеборобы стояли задачи:
1. Организовать в образовательном пространстве ДОУ, предметно-игровую среду по возрастным особенностям и современным требованиям (к её содержанию; материально-техническому, организационно- методическому и дидактическому обеспечению) к ранней профессиональной ориентации детей.
2. Формировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей.
3. Познакомить детей с профессиями: (инструментами, оборудованием изучаемой профессии).
4. Научить детей элементарным трудовым действиям изучаемой ими профессии.
5. Закреплять умение детей выражать в игровой деятельности свои впечатления, полученные представления о профессиях.
6. Развивать у воспитанников эмоционально-положительное отношение к человеку труда.
7. Повысить методическую компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации дошкольников.
8. Содействовать формированию позиции родителей на выбор профессии ребенком.
9. Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников и формирование у них готовности к ознакомлению с профессионально-трудовой деятельностью взрослых на уровне района дошкольного образования.
Основная идея проекта:
-Создание в группе центра ранних профессиональных проб для дошкольников по различным компетенциям.
-Создание условий для социализации детей дошкольного возраста, их личностного развития средствами прикладных искусств, конструктивной, игровой, творческой, технической деятельности.
-Вовлечение и объединение в проекте социальных партнеров заинтересованных в развитии движения ранней профессиональной ориентации дошкольников.
- Организация экскурсий с воспитанниками.
Педагогическая целесообразность проекта состоит в построении системы работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и основ безопасности жизнедеятельности. В проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников. Изучение особенностей различных профессий проходит через прием «погружение в профессию», виртуальное посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами.
Алгоритм ознакомления с профессией.
Новизна данного проекта заключается в комплексном решении задач социально-педагогического направления. Введение в педагогическую практику новых форм работы с дошкольниками с целью их развития.
Практическая значимость проекта состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует расширенному ознакомлению детей с профессиями.
В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются представления о профессиях: развивается интерес к трудовым действиям и играм с производственными сюжетами. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации.
В завершении проекта ребенок способен рассказать:
− о профессии и месте работы родителей;
− о профессиях, особенностях работы и продукции предприятий;
− о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат);
− об общественной значимости труда;
− о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека;
− об эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим.
Предполагаемые результаты для дошкольного учреждения:
Опираясь на принципы организации ранней профориентации дошкольников определили планируемые результаты по окончании реализации проекта для всех участников проекта.
Начиная работу по внедрению проекта предполагалась конечная цель: научить детей уважать труд и людей труда, познакомить дошкольников с профессиями и, помочь нашим воспитанникам определиться – «Кем я хочу стать, когда вырасту?». Для этого была:
- создана образовательная среда, позволяющая решать различные задачи ранней профориентации. Центры активности представляют собой
специальную развивающую предметно-пространственную среду с учётом специфики каждой профессии и создают условия для игрового сюжета.
Центры активности предполагают: познакомить детей с профессиями; представить, какими могут быть профессии будущего.
Центры активности: центр природы; центр науки и экспериментирования; центр «Математики и сенсорики»; центр строительства и конструирования; центр безопасности жизнедеятельности; центр развития речи и речевого творчества; центр патриотического воспитания; центр социально-личностного развития (атрибуты и оборудования для сюжетно-ролевых игр); центр изобразительного творчества; центр музыки и театра; центр физического развития и здоровья; центр ряженья; центр трудовой деятельности; современные технические средства для применения информационно-коммуникационных технологий (ноутбук, проектор, принтер, музыкальный центр); огород, клумбы.
Организована игровая техносреда профессиональной направленности.
Разработаны и апробированы методические средства ранней профориентации: методические разработки (консультации, презентации, и др.), игры, презентации «Мир профессий», виртуальные экскурсии.
Используются современные технологии в работе по ранней профориентации дошкольников: игровые технологии, технологии развивающего обучения, здоровье сберегающие технологии, технологии проектной деятельности.
Подготовлен и реализован методический материал по формированию основ профессиональной грамотности детей дошкольного возраста.
Предполагаемые результаты для родителей (законных представителей):
Повысится уровень компетенции родителей (законных представителей) в вопросах ранней профориентации дошкольников.
Появится возможность родителям (законным представителям) увидеть своего ребенка в деятельности, оценить его способности.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, в рамках реализации проекта, осуществлялось с учётом традиционных и современных образовательных технологий.
Важным аспектом в совершенствовании ранней профориентации в детском саду стало оснащение развивающей предметно- пространственной среды, накопление методического материала. Создана комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, вариативная, безопасная. Предметно- пространственная среда работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка и способствует его социализации и индивидуализации. Созданы центры профессиональной ориентации по ознакомлению детей с трудом взрослых с игровыми модулями, атрибутами для сюжетно-ролевых игр, дидактическими играми, наглядным материалом: альбомы на различную тематику, картинки, иллюстрации
В детской художественной литературе существует большое количество произведений, которые посвящены труду. Стихотворения и рассказы, сказки и загадки о профессиях и об орудиях труда; поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве; скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда; считалки и стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики; физкультурные минутки помогли в непосредственной форме давать детям новую и необходимую информацию о профессиях, а также закрепить полученные ранее знания. Оформлены лэпбуки по профессиям в каждой возрастной группе.
Разработана система презентаций, виртуальных экскурсий, в процессе, которых дети не только формируют систему знаний, но и приобретают социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых: «В мире профессий», «Профессия.
Подобрана подборка из интернет-ресурсов мультфильмов из серии Навигатум «В мире профессий», презентаций, видео материалов по ознакомлению с профессиями.
Практический этап. На данном этапе работы происходила реализация мероприятий проекта. Проект осуществлялся в режимные моменты, в утренние и вечерние часы, частично в рамках образовательной деятельности с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, через совместную с педагогом и самостоятельную деятельность детей. А также проводилась просветительская и консультативная работа с педагогами и семьями воспитанников по данному направлению.
Тема | Цели | Форма ознакомления с профессиями |
«Профессии в детском саду» | Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений. | Экскурсия по детскому саду, беседа, презентация «Профессии в детском саду» моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад», «Рисование Профессии детского сада». Основные понятия: воспитатель, мед.сестра, прачка, повар, помощник воспитателя, музыкальный работник, психолог, логопед, забота, любовь к детям. |
«Врач» | Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | Беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, встреча с врачами узкими специалистами, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод. |
«Почтальон» | Знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. | Форма проведения: экскурсия на городскую почту. Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс. |
«Строитель» | Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам. | НОД. Основные понятия: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам, цемент, щебень |
«Работники цирка» | Познакомить с профессиональной деятельностью работников цирка. | Беседа, моделирование сюжетно-ролевой игры. Основные понятия: сценарий, подготовка костюмов, украшение зала, организация конкурсов |
«Пожарная часть» | Знакомить с профессиональной деятельностью пожарного | Беседа, экскурсия в пожарную часть. Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав. |
«Профессия- военный» | Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; -расширять представления детей о Российской армии; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; -знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными); -формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны. | НОД Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск , танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники, героизм, патриотизм. |
«Парикмахер» «Косметолог» | Цель: знакомить с профессиями: парикмахер, косметолог | Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра. Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение. |
В рамках реализации проекта «ТехноМир» дети очень плотно познакомились с профессией «хлебороб».
Дети подготовительной группы сходили на экскурсию в Полевскую пекарню. Ребята расширили представление о том, как и какой путь проходит хлеб, после того как его увезли с поля. Познакомились с особенностями труда людей, работающих на производстве и поняли важность данной профессии. В группах воспитатели организовывали просмотр видео-сказок о труде, мультфильмов из серии «Навигатум «В мире профессий». Беседы: «Откуда хлеб пришел на стол», «Где родится каравай?», Хлеб всему голова!» и др., расширили и углубили знания детей о труде хлеборобов, о процессе выращивания хлеба. Дошкольники познакомились с разнообразным миром зерновых хлебных культур. Самое главное - беседы способствовали воспитанию бережного отношения к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
В дидактических играх закреплялись знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Дошкольники упражнялись в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщик, комбайнёр, рабочие зернотока, пекарь), сельскохозяйственной техники, помогающей выращивать хлеб (трактор, комбайн, сеялка, борона). Игровая ситуация «Колоски». В игре закрепились знания об уборке урожая зерновых. Ребята вместе с воспитателями приготовили тесто и испекли вкусные пряники.
Ребенок - природный исследователь и неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать помогает лучше узнать окружающий его мир. Поэтому, чтобы поддержать познавательную активность ребят знакомили со свойствами муки через детское экспериментирование. Ребята приняли участие в квест-игре «Хлеб – всему голова!». Данное мероприятие было проведено в рамках тематической недели. Игра состояла из нескольких этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
Результат реализации проекта.
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Проделана большая и плодотворная работа. В результате реализации проекта каждый ребенок получил свой первый уникальный трудовой опыт, выработал первые профессиональные навыки, ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела.
По результатам проекта в группе организован центр «Профессии».
-Участие детей в конкурсах содержащих темы профориентации воспитанников.
-Участие педагогов в городской выставке «Шаг в будущее». Тема выставки «Профориентация. Открой свое будущее». Была представлена работа инновационной площадки «ТехноМир», которая помогает детям познакомиться с миром профессий, развивать конструктивное мышление.
-Разработаны лэпбуки и дидактические пособия.
-Организована выставка детских рисунков «Профессия моей мечты».
Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Работу в данном направлении будем продолжать. Планируем знакомить наших воспитанников с рабочими профессиями, а также продолжать работу по оснащению предметно-развивающей среды в группах.