СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов -ик и -ек»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов -ик и -ек»»



Класс:4 Дата: 10.11.20

Тема: «Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов -ик и -ек»

Цели:

· Образовательные: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек - ик

совершенствовать умение объяснять написание суффиксов –ек, -ик; закрепить правописание орфограмм в разных частях слова.

· Развивающие: развивать логическое мышление, произвольное внимание, наглядно-образную память, наблюдательность, связную речь; пополнение словарного запаса учащихся.

· Воспитательные: воспитывать любовь к изучению русского языка; чувство коллективизма, дисциплинированность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: видеофрагмент с мультфильма, карточка для самопроверки.

ХРОНОМЕТРАЖ

1. Организация начала урока (1 мин)

1.1. Приветствие

1.2. Создание положительного настроя

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний (5 мин)

2.1. Проверка домашнего задания

2.2.Орфографическая минутка

3. Сообщение ученикам темы, целей и задач урока. Мотивация учения школьников (5 мин)

4. Восприятие и осознание учениками фактического материала (11 мин)

4.1. Выполнение упражнения 102

4.2.Выполнение упражнения 103

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами (8 мин)

5.1. Выполнение упражнения 104

6. Обобщение и систематизация знаний (2 мин)

7. Итоги урока (2 мин)

7.1. Оценивание

8. Сообщение домашнего задания (1 мин)
















СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1.Организация начала урока

1.1. Приветствие

– Здравствуйте ребята! Меня зовут (ФИО) и урок русского языка проведу у вас я. Уберите все лишнее с парт, оставьте учебник, дневник, тетрадь, пенал.

1.2. Создание положительного настроя

– Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесёт вам радость, общение друг с другом.

- Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний

2.1. Проверка домашнего задания

– Открывайте тетради, начинаем проверку домашнего задания. Что вам необходимо было выполнить дома? (упр. 101)

-Что вам необходимо было сделать? (выписать слова с приставкой –не, и выделить приставку)

-В каких словах не является приставкой, а в каких-частью корня? (частью-корня: неделя, невежда, нежность, небо. Остальные слова пишутся с приставкой –не)

-Над словами невеселый и нежность стоит двойка. Что обозначает это цифра? (морфемный разбор слова).

2.2. Орфографическая минутка

-Ребята, спишите предложение, вставляя на месте пропусков буквы. Подберите проверочные слова.

По..скочил, от..ошёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв..к, Ван..чка, пр..гулка, догадл..вый.

-Какие буквы вы вставили?

- На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)

- Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове).

правильно определить орфограмму в слове.)

-Ребята, вспомните, о какой части слова мы говорили на прошлом уроке? (О суффиксах)

-Что такое суффикс? (Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

-С какими суффиксами мы познакомились? Какое они имеют значение? (Уменьшительно - ласкательное)


3. Сообщение ученикам темы, целей и задач урока.

-Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной "В стране невыученных уроков" (Просмотр фрагмента, где перед Витей Перестукиным встаёт проблема открытия ворот.)

https://www.youtube.com/watch?v=sAKxvwkieGo

-Какая проблема встала перед Витей Перестукиным? (Вспомнить, каким правилом надо воспользоваться).

-Что вы заметили? В каком положении находится, пропущенная гласная? (Гласная находятся в безударном положении)

-Как мы проверяем безударную гласную? Какие орфограммы вы знаете на безударную гласную? (Буква непроверяемого безударного гласного в корне слова. Буква проверяемого безударного гласного в корне.)

 -А в какой части слова у нас пропущенная гласная? (В суффиксе)

-Можем ли мы с вами помочь Вите?(Мы не знаем такого правила)

-Значит цель нашего урока узнать, когда пишется суффикс -ик- и -ек-. Тема сегодняшнего урока «Правописание суффиксов -ик и -ек»


правильно определить орфограмму в слове.)

4. Восприятие и осознание учениками фактического материала

до-, за-, про-, под-, от-, и т.д.? (Они пишутся всегда одинаково. Их надо

запомнить.)

4.1. Выполнения упр. 102

-Рассмотрите таблицу.

– Как определить, какой суффикс надо писать в слове- -ик или – ек? (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс –ек , а если не выпадает – суффикс –ик. )

-Досмотрим фрагмент https://www.youtube.com/watch?v=sAKxvwkieGo

-Подберите слова на эти правила и запишите.

-Какие слова вы записали?

-Повторите, когда мы пишем суффикс –ик-ек?(надо изменить форму слова, если гласный выпадает, пишется суффикс –ек, если не выпадает –ик).

-А суффикс –ок-онок?(пишутся после шипящих под ударением).

4.2. Выполнение упражнения 103

– Как образовалось слово дружочек? (От слова дружок с помощью суффикса –ек. )

– Почему в этом слове пишется суффикс – ек? (Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек – дружочка.)

– А как образовалось слово дружок? (От слова друг с помощью суффикса –ок. )

– Почему в суффиксе надо писать о? (Буква о пишется в суффиксах существительных после шипящих под ударением.)

-Объясните мне следующую строку.(Ответы детей)

– Прочитайте материал рублики «Обратите внимание!».

– Что происходит в корнях и суффиксах при образовании новых слов? (происходит чередование согласных звуков).

-Молодцы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами

5.1. Выполнение упражнения 104

-Выполним упражнение 104.

– В какой части слов пропущены буквы? (В суффиксе.)

– Какие правила надо применить, чтобы правильно написать слова? (Правописание суффиксов)

-Вста

-Проверяем, читаем по цепочке, называем слово, какую букву поставили и называем орфограмму.

-Над словом крючок надписано единица. Что обозначает единица? (фонетический разбор).

-«Имя», сделай фонетический разбор слова.

-Молодец.

6. Обобщение и систематизация знаний

-Проверим, как вы усвоили правило. На ваших партах лежит карточка, положите их перед собой. Вам необходимо вставить пропущенную букву используя правило «Правописание суффиксов –ек-ик)

1.Длинный носоч…к,

2.Детский чулоч..к

3 Колючий ёж…к

4.Белый клубоч…к

5.Золотой ключ...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый ковр…к

8.Красный веноч…к

9.Снежный комоч...к

10 Вкусный ореш...к

-Проверяем.

-Молодцы

7. Итоги урока

-Наш урок уже подходит к концу.

- С какой орфограммой мы познакомились на уроке?

-В какой части слова находится эта орфограмма?

-Восстановите правило:

Суффикс ..... пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе выпадает, а ......, если не выпадает.

7.1. Оценивание

-Молодцы. Все сегодня все старались. Особенно хотелось бы отметить работу …

8. Сообщение домашнего задания

-Открываем дневники записываем домашнее задание стр. 63 упр. 105.

-Вам необходимо раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть предлоги и выделить в них приставки.