СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Праздник экологии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специально для года экологии. Разработанное внекласнное мероприятие для 1-2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Праздник экологии»

Земля – наш общий дом. Экологическое путешествие

Сценарий для детей младшего и среднего школьного возраста

Ведущий 1. Отгадайте загадку:


Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Но знают все – и млад и стар,

Что она – огромный шар. (Земля)


Ведущий 2. Земля – общий для всех нас большой дом. В народе говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут». Живя в этом доме, человек должен быть добрым, заботиться о других её жителях.

Ведь море без рыб – не море.

Ведь небо без птиц – не небо.

Земля без зверей – не земля,

А нам без земли нельзя!




Ведущий 1. Наша земля круглая, всё время вращается вокруг своей оси и солнца. Поэтому и происходит смена дня и ночи, времен года (зима, весна, лето, осень), на земле есть холодные и жаркие страны.


Ведущий 2. Земля – планета Солнечной системы, где есть суша, вода, атмосфера, в которой содержится кислород. Всё это способствует жизни на Земле.


Ведущий 1. А знаете ли вы?

  • За какое время земной шар делает полный оборот вокруг своей оси? (за 24 часа, т.е. сутки)

  • Какая из звёзд ближе всех расположена к Земле? (Солнце)

  • Если бы Солнца не было, то… (На Земле был бы лютый холод, Земля бы не вращалась вокруг Солнца)

  • За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? (За 365 дней, т.е. за год)

  • Как называется естественный спутник земли? (Луна)

  • Как называется уменьшенная модель Земли? (Глобус)

  • Какую часть поверхности земного шара занимает вода? (три четверти)

  • Кто чувствителен к колебаниям земной коры? (рыбы)

  • Кто и когда совершил первый полет в космос? (1961 год. Ю.А.Гагарин)



Ведущий 2. Проблем на планете Земля существует великое множество. Но мы сегодня остановимся на экологической проблеме. Скажите, что такое экология? (Ответы)

            Это слово происходит от двух греческих слов «ойкос» - что значит дом, и «логос» -наука, т.е. это наука о доме. Для человека дом – это чаще всего четыре стены и крыша; для зверя – лес, поле, горы; для рыб – моря, озёра, реки. Значит, у всего живого есть своё жилище, а общим домом для всех является наша планета – Земля.


Ведущий 1. « Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит, пересесть из него просто некуда». (Антуан де Сент-Экзюпери)


Чтец 1.           Есть просто храм, есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Всегда в любое время суток,

Он нам открыт в жару и стынь.

Входя в него, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

                                                           С.Смирнов



Ведущий 1. Сегодня мы с вами совершим экологическое путешествие по окружающему нас миру. И поможет нам в этом хозяюшка -  Берегинюшка, которая всем сердцем и душой сопереживает за судьбу Природы.


Берегинюшка. И начнем мы, ребята, это путешествие с водной среды, так как вода – неоценимое богатство, без неё невозможна жизнь на планете.

. Как обстоят дела в водном царстве? Об этом нам расскажет владыка этого царства – Водяной.



Водяной:       Я – Водяной,

Я – Водяной.

Побеседуйте со мной.

Вы должны меня понять,

Что очень трудно водным царством управлять.

Когда из века в век

Загрязняет воду человек.

Посмотрите в данный миг,

Какой имею я прикид.

(На нём на веревочке нанизаны консервные банки, склянки, тряпки и прочее, весь в саже).


Мне разве ж до гулянки,

Когда вокруг бутылки, банки, склянки.

Отрава разная кругом…

Вот так живёт мой водный дом.

Вы, ребята, тоже

Ведёте у воды себя негоже.

И прежде, чем швырнуть бутылку, банку иль башмак,

Подумать надо вроде,

О родной природе

И не делать больше так.


Берегинюшка. Да, действительно, прав Водяной, что реки, кроме нефти, наполняются мусором, угольной пылью, смолой, красками, кислотами, ядами, золой, обрывками пластика, пеной стиральных порошков. Моря, океаны покрываются нефтяной плёнкой. Гибнут птицы, рыбы, морские животные. Всё это происходит по вине людей, так как они все бытовые и промышленные отходы сбрасывают в большие и малые водоёмы.

Итак, водная среда загрязнена, вот почему так не хватает чистой воды.


Водяной:       От тебя зависит, человек,

Судьба морей, озёр и рек!.


Берегинюшка: В каком состоянии находятся  речки, ручьи в нашей местности? (ответы).


Берегинюшка. Чистая вода – бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Наши предки всегда любили и берегли родники, не переставая повторять народную мудрость: «Не плюй в колодец, самому испить придётся». «Голубыми глазами Земли» называли они реки, озёра и моря. Необходимо принимать срочные меры для улучшения водной среды. И это, в первую очередь, касается промышленных предприятий, которые должны иметь очистные сооружения для комплексной очистки воды.

Беригинюшка: А теперь предлагаю Вам поиграть в игру «Очисти озеро от мусора»


Берегинюшка.         Наш путь.

Над нами небо выше

Прозрачней синева,

И звёздами ромашек

Усыпана трава.

            Нас приветствует Царица лугов и полей. Она расскажет нам о том, какая сложилась обстановка в её царстве.


Царица.         Я – царица лугов и полей,

Моё царство открыто для взора людей.

Красоты земной не замечая,

Люди рушат, топчут, рвут…

Одним лишь только днём живут,

Не думая о том,

Что будет всё-таки потом.

И в итоге: цветы на лугах исчезают, лесом поля зарастают.

А ведь нужно жить, не забывая,

Что цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро нежно людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры.



            Пройдитесь по лугу, вдохните воздух, пахнущий травой и мёдом, рассмотрите луговые растения, постарайтесь запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять земное богатство нашей природы.


Берегинюшка. Ребята, без надобности никогда не рвите охапками цветы на лугах, так как по воле человека многие виды растений стали редкими или исчезли совсем. Редкие - занесены в Красную книгу.

            Какие растения стали редкими в нашей местности?

Игра:

Берегинюшка. Наше путешествие продолжается, и мы пойдем дальше. А куда? Угадайте.

            Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес).    

            «Давно пора бы воздать хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев» (Л. .Леонов).

            С большой радостью нас встречает хозяин леса Лесовичок


Лесовичок. Я –Лесовичок, Лесовичок,

Добрый, мудрый старичок,

Хранитель клада лесного.

Ведь не только для людей,

Но для птиц, и для зверей

Лес – обитель и жизни основа.

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.


О каком растении речь?

            Однажды охотник подглядел, как медведь в лесу выкапывал и лизал корни этого растения. Такое лакомство странным образом подействовало на зверя: он разморённо, без всякой опаски разлёгся на земле. (Сон-трава)



Берегинюшка. Лес – это не только мир растений. В лесу живут звери и птицы,   змеи и ящерицы, лягушки и жабы, насекомые и пауки. Они населяют все этажи леса – от крон деревьев до земли. Лес – их общий дом. Красота и живописность лесов вдохновляет творчество поэтов и художников.

            Но лес тоже страдает от рук человеческих.


Лесовичок:   Из года в год, из века в век

Лес вырубает человек.

Птиц, зверей уничтожает,

Сам себя не уважает.

Кругом одни обломки,

Как будут жить его потомки?

Об этом он не думает пока…

Дети просят: «Сберегите лес!»

Это сказка, это мир чудес,

И она должна быть на века.


           

            Иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Сейчас мы поиграем в игру-загадку «Найди ошибку».

            «Майский день дети провели в лесу». Они играли, бегали, кричали, рвали цветы, плели венки, собирали большие букеты ландышей, разорили птичье гнездо, изрезали ножом деревья. На поляне разожгли костер, пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ежа и взяли его домой. Какие ошибки вы заметили в поведении детей? (Ответы).


  • Как погасить огонь в лесу? (Засыпать землей)

  • Почему лучше не разжигать костры в лесу? (ежегодно сотни тысяч гектаров леса сгорает по неосторожности горе-охотников и туристов. Гибнут птицы, гибнут люди, пытаясь погасить разбушевавшуюся стихию).


Берегинюшка. Мусорная лавина угрожает не только природе, но и жизни людей. На каждого из 6 миллиардов жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год. Накопившийся мусор и бытовые отходы люди выбрасывают, куда попало, особенно в сельской местности: на улицу, на дорогу, в поле, в лог, в лес.



Каждый из нас ежедневно пользуется множеством вещей, которые не следует бездумно выбрасывать после использования, потому что они относятся к спец.отходам и особо опасны:

  • Батарейки;

  • Неиспользованные медикаменты;

  • Остатки химических средств защиты растений (ядохимикаты);

  • Остатки красок, лаков, антикоррозионных средств и клеев;

  • Остатки косметики;

  • Остатки средств бытовой химии;

  • Ртутные термометры.


Планета наша весьма загажена, но мы ещё не осознаем всей опасности жизни на огромной мусорной куче. Мы-то пока на ней кое-как живём, но смогут ли жить наши потомки.

Игра: разбери мусор.

(Ребята продолжают свой путь и встречаются с воздушной феей)


Фея.    Я – фея воздушная,

Умею я летать.

К природе я неравнодушная

И многое могу вам рассказать.

Месяц прятки затевает: выглянул – исчез.

Мир небесный протягает

Полон он таинственных чудес.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым,

Всё это называется природа.

Давайте же сердца ей отдадим.

Чтоб радость завтрашнего дня мы сумели ощутить.

Должна быть чистою земля

И небо чистым быть.

.


            Воздух – это тоже основа жизни на земле. От того, каким воздухом мы дышим, зависит здоровье всех нас. Всем хорошо известны виновники загрязнения воздуха. Это, прежде всего, вредные выбросы заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей, радиация.


Фея. Происходит истощение природных ресурсов, истощение озонового слоя в атмосфере, поэтому меняется климат на земле. За последнее столетие произошло повышение средней температуры поверхности земли не менее чем на 0,5ºС, причём зимние температуры увеличились больше, чем летние. Повышение температуры увеличивает процесс опустынивания. Расширяется пустыня в Африке, на юге Северной Америки, Азии, изменился климат в Сибири и Скандинавии.

Игра:


Берегинюшка. Ребята, наше путешествие закончилось, поэтому давайте поблагодарим всех сказочных героев, принимавших участие в этом мероприятии.


Ведущий 1. А мы, в свою очередь, благодарим сердечно Берегинюшку, которая рассказала нам много интересного.


Ведущий 2. Итак, воздух – наш отец, вода – мать, Земля – дом. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.


Ведущий 1. И очень хочется верить, что настанет время, когда страны мира будут гордиться не заводами, не задымленными горизонтами, а молодой свежей листвой, росой и ночной прохладой, запахами туманов, красотой нашей Земли.


Чтец 1.           Пойду, оденусь,

Пойду, обуюсь,

Пойду лугами полюбуюсь,

Спокойно осмотрюсь кругом,

Природа наша – это дом!


Чтец 2.           В ней жук живет,

Пасется стадо,

И сельский странник коростель,

В котором остается странность

Пешком ходить в век скоростей.


Ведущий 1. Вывод сделаем друзья:

Расслабляться нам нельзя!

И давайте скажем дружно!


Все хором:

Нам любить планету нужно!


Ведущий 2. Пусть Земля родная наша

Год от года будет краше!

Мы не гости на планете,

Помните про это, дети.

Научитесь мир беречь.

Счастья вам! До новых встреч!