Представление собственного педагогического опыта
учителя математики Шиндаковой Валентины Николаевны, образование высшее, педагогический стаж: общий – 24 года, в данной организации – 24 года.
Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу,
но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой,
приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как
собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал,
искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы,
вырабатывал из себя стойкого человека.
Дистервег А.
Тема: «Формирование и актуализация знаний по математике с использованием ИКТ»
Актуальность и перспективность опыта.
Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих, инициативных людях, которые легко адаптируются к изменяющимся условиям жизни, темпам научного и экономического развития, обладающих потребностью и способностью к самосовершенствованию.
Основная задача педагога учить детей самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать её, что является важным условием успешной самореализации человека в будущей взрослой жизни. Поэтому школьное образование ставит такую проблему – подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в информационной высокоразвитой среде, получить образование с использованием современных информационных технологий обучения. Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать у выпускников присущие им качества (этические, интеллектуальные и другие), они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения учащийся может лишь с помощью грамотного, творчески работающего
учителя.
Вот уже несколько лет работаю над методической темой «Формирование и актуализация знаний по математике с использованием ИКТ».
Основная идея опыта.
Применение компьютерных технологий на уроках усиливает мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Использование компьютерных технологий обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. Повышается объем выполняемой работы на уроке в несколько раз; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения. Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным учебникам, другим информационным ресурсам.А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Идея опыта заключается в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики средствами познавательных задач и заданий, постановкой проблемных вопросов, использованием игровых моментов, выполнением творческих работ, привлечением учащихся к созданию презентаций, составлению тестов, условий задач, викторин по различным разделам математики.
Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию. Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий.
2)Теоретическая база опыта
Теоретической базой опыта является участие в семинарах, прохождение курсов, использование методической литературы
Название мероприятия | Уровень | Дата |
Курсы повышения квалификации «Совершенствование процесса обучения математике в условиях реализации ФГОС» | Республиканский | 2014 г. |
Онлайн – семинар «ИКТ – компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации Информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС»» | Российский | 2016 г. |
Семинар «Реализация системно - деятельностного подхода на уроках математики» | Муниципальный | 2015 |
Семинар «Обеспечение равного доступа к качественному образованию обучающихся на основании анализа результатов государственной итоговой аттестации» | Муниципальный | 2018 |
Курсы «Современные подходы к преподаванию математики и ИКТ – технологии в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» | Республиканский | 2018 |
Методическая литература:
Информационные технологии в образовании. Материалы научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова.Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004 г.
Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина, С.И.Карпов. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.
Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Информационно-методическое пособие для учреждений общего образования. А.Н.Тихонов. Москва, 2007 г.
Материалы интернет - сообществ и образовательных сайтов.
Технология Опыта
Важнейшей целью, как учителя математики, считаю развитие интереса у учащихся к изучению математики, так как этот предмет является одним из опорных предметов средней школы. Специфика сельской малочисленной школы вынуждает использовать классические и нетрадиционные формы и методы обучения, в том числе и с использованием информационно-коммуникационных технологий. Компьютер позволяет вносить новые элементы в содержание обучения, углублять и обогащать содержание тематических разделов, изменять формы представления учебного материала, расширять виды учебных заданий и способов работы с ними.
Каждый урок я стараюсь сделать интересным, чтобы ученики ощутили радость открытия, воспитываю потребность узнавать всё больше и больше. Большую роль в обучении математики я стараюсь отвести на умение решать текстовые задачи, так как они являются средством и целью математического развития школьников.
В своей работе стараюсь рационально сочетать устные и письменные виды работ, как при изучении теории, так и при решении задач. Для устной работы на каждом уроке отвожу определенное время, применяю оригинальные формы. Часто привлекаю самих детей организовать устную работу(подготовить дома самим задания для устного счета). Кстати, эти задания учащиеся 5,6 класса выполняют очень активно. Им нравятся такого рода задания.
На уроках математики ученики должны не только приобретать знания, умения и навыки, но и освоить сам процесс получения этих знаний. На каждом уроке отвожу время для работы с учебником и другой литературой (странички из истории математики и решение старинных математических задач).
Строя любой урок, знакомя учеников с новой темой, создаю такую ситуацию на уроке, которая помогает увидеть, насколько важно и необходимо знание этого материала для решения практических заданий, для овладения нормами математических знаний. Особенно это касается уроков геометрии. В обучении и воспитании учащихся также отдаю предпочтение тем современным технологиям, которые помогают оживить урок, развивают логическое мышление учащихся, вычислительные навыки.
Все перечисленные задачи, методы обучения, этапы урока стараюсь проводить с применением ИКТ. Так как компьютерные технологиии помогают мне решать многие проблемы. Например, недостаток информации, отсутствие наглядностей.
На уроках я иногда использую электронный учебники.. Очень часто для различного вида уроков я сама готовлю презентации. На своих уроках математики в начале урока я всегда применяю устный счёт. Особенно в 5-8классах. Для его проведения я использую интерактивную доску, где заранее я готовлю флипчарты с примерами и заранее заготовленными ответами.Для позитивного настроя учащихся использую слайды с элементами игры, яркие, привлекающие внимание. Это и кроссворды, и анаграммы, и ребусы, путешествия и так далее.
Про применение интерактивной доски вообще можно говорить бесконечно. Например, на уроках геометрии в старших классах наглядно увидеть объемные тела, поворачивая их в различных направлениях. Решение задач на сечения. Частичное закрывание экрана шторкой, позволяет подавать информацию постепенно; заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером; учащиеся могут взаимодействовать с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки всего лишь с помощью маркера и т.д. А так же есть возможность записать урок.Сохраненный урок можно использовать при повторении и закреплении материала, рефлексии, а так же для работы с другим классом (создавая, таким образом, свое методическое обеспечение).
А сколько сейчас образовательных ресурсов, порталов в интернете, которые позволяют самостоятельно готовиться учащимся к урокам, систематизировать свои знаний, для повторения пройденного материала. Компьютер перестает быть редкостью в семьях учащихся.. Очень многие семьи у нас в селе подключены к Интернету, поэтому им доступна стала работа с образовательными ресурсами, которые необходимы при подготовкек домашним заданиям, к ЕГЭ иОГЭ и так далее.
Во внеурочное время многие мои ученики заинтересовались образовательным порталом «Учи.ру», где можно пройти учебную программу курса математики самостоятельно. Кроме того принять участие в олимпиадах, которые предлагает этот портал.
Кроме всего прочего, я начала практиковать в своей работе использование порталов( в частности Мультиурок.ру), где можно создавать интерактивные тесты, которые дают возможность ученику, выполнив их сразу получить результат, а учителю дает возможность увидеть результаты учеников на своей страничке. Готовые тесты можно использовать как на уроках, так и как домашнее задание.
Я всемерно способствую удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. С такими учениками работаю индивидуально, привлекаю к участию в математических олимпиадах, конкурсах, рекомендую им дополнительную литературу.
Итак, при использовании ИКТ на уроке, я вижу ряд преимуществ:
1. Минимальная затрата времени.
2. Наглядность.
3. Материал можно использовать неоднократно.Перечисленные технологии применяю при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, на уроках контроля знаний, а также во внеклассной работе.
Результативность опыта.
1) Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей. При изучении математики с помощью ИКТ удаётся активизировать познавательный интерес учащихся, повысить уровень учебной мотивации, учить применять полученные знания в различных ситуациях, увеличить роль самостоятельной работы учащихся, повысить качество знаний. Учащиеся сами готовят небольшие презентации к урокам, небольшие тесты по заданным темам.
2) Второй год мои классы занимаются на портале «Uchi.ru», что помогает лучше подготовиться к ВПР и, где есть возможность для старшеклассников повторить пройденный материал. На этом же портале мои ученики участвуют в олимпиадах, где занимают призовые места.
В этом году впервые моя ученица 6 класса принимала участие в межрегиональной олимпиаде «САММАТ», где в отборочном Интернет – туре стала призером. Принимала участие в заключительном туре.
В 2014- 2015 году ученица 9 класса принимала участие в районной научно-конференции школьников «Малая академия юных дарований» и в республиканской учебно-практической конференции школьников «Юный исследователь».
При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ ученики используют онлайн - тесты и обучающие видеоуроки.
3) Доступность. Возможность тиражирования.
Я считаю, что опыт применения современных педагогических технологий может и должен получить как можно более широкое распространение: каждый учитель – и начинающий, и опытный – способен творчески применить эти технологии в своей работе. Я готова к педагогическому общению, активно пропагандирую свои находки и рекомендую их к использованию в педагогической практике. Поэтому стараюсь принимать участие в работе муниципальных, школьных семинаров. Также охотно я делюсь своим опытом, выступая на ШМО, РМО, даю открытые уроки на школьном и муниципальном уровне. Принимала участие в муниципальном конкурсе «Учитель года – 2015», где стала призером. Мои сценарии, разработки представлены в сети Интернет на сайтах: https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2010/12/05/moi-uroki,
https://infourok.ru/backOffice/achievement,
https://infourok.ru/user/shindakova-valentina-nikolaevna?owner=guest,
https://multiurok.ru/prourokmatematiki/tests/, где все материалы находятся в свободном доступе.
4) Перспективы применения, трудности.
Данный педагогический опыт может быть адресован не только учителям математики, но и всем учителям, кто использует ИКТ и компьютерные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.
Имеются, конечно, и определенные трудности в применении данного опыта.
Это негативное влияние на здоровье детей компьютерной техники.
Ученики часто при подготовке скачивают готовый материал или готовые решения.
Учителю очень много приходится самому сидеть за компьютером. Ну и, конечно, и наличие ( а вернее отсутствие) самой техники в учебном заведении. Особенно это касается интерактивных досок.