Конструирование учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных компетенций.
Сотрудничество. Коммуникация.
Сотрудничество и коммуникация:
сопоставление
Коммуникация
Коммуникация
средства и
речевые и
иные средства,
способы действий,
отвечающие
отвечающие
ситуация
общения
диалог
формату
общения
предмету
сотрудничества
процессу
сотрудничества
коммуникативной
задаче
Особенности учебных заданий, направленных на формирование готовности и способности к сотрудничеству
2
2
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. ОШ
СОТРУДНИЧЕСТВО
(ЛР: 4, 5; МР: 9)
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- у мение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
2
Сотрудничество:
анализ состава учебных действий
Формирование способности к сотрудничеству связано с выполнением согласованных совместных действий
Сотрудничество предполагает личный вклад
каждого и зависимость общего результата
от вклада каждого из участников работы
Сотрудничество:
основной вопрос к заданию
В какой мере задание требует совместной работы учащихся между собой и(или) с другими людьми, при которой они вступают в отношения партнеров равно заинтересованных в создании общего продукта ?
Сотрудничество:
модели и формат заданий
« Хорошее» задание – всегда групповое или парное , оно требует
- совместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том числе – принятия согласованных решений, например:
- совместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том числе – принятия согласованных решений, например:
- о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…;
- о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…;
- о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…;
- о способах выполнения задания; о распределении обязанностей, координации усилий; разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля; создания общего продукта из взаимосвязанных частей
- о способах выполнения задания; о распределении обязанностей, координации усилий;
- о способах выполнения задания;
- о распределении обязанностей, координации усилий;
- разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля;
- создания общего продукта из взаимосвязанных частей
Оценка учебных заданий: сотрудничество
В “хороших”
заданиях:
Первый вопрос:
Задание требует совместных действий?
ДА
НЕТ
2
1
Второй и третий вопросы:
НЕТ
Учащиеся принимают согласованные решения?
Разделяют ответственность за конечный результат и/или создают общий продукт?
2
ДА
В одном случае
В обоих случаях
4
3
2
Особенности учебных заданий, направленных на формирование коммуникативных умений
2
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. ОШ
КОММУНИКАЦИЯ
(ЛР: 7; МР: 8, 10)
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- смысловое чтение ;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
2
Коммуникация:
анализ состава учебных действий
Формирование коммуникативных умений связано преимущественно с ситуациями очного, заочного и(или) виртуального общения , предполагающими вступление в диалог
(в том числе – с воображаемым собеседником),
а также – владения
- речевыми средствами
- навыками смыслового чтения
- другими изобразительно-выразительными средствами
предметный
аспект
Коммуникация:
основной вопрос к заданию
В какой мере задание требует
развёрнутой (достаточно протяженной и связной) коммуникации
с определёнными параметрами ?
Коммуникация:
модели и формат заданий
« Хорошее» задание требует участия в диалоге, создания собственного высказыва-ния или текста, для которого заданы, или известны заранее, или определены учащи-мися самостоятельно, основные параметры :
- коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат : жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет);
- коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет);
- тема и предмет (ЧТО говорит или пишет);
- формат : жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет);
2
Оценка учебных заданий: коммуникация
В “хороших”
заданиях:
Первый вопрос:
Задание предполагает диалог, связную, распространённую коммуникацию?
ДА
НЕТ
2
1
Второй и третий вопросы:
НЕТ
Задана ли коммуникативная задача?
Определены ли иные параметры (тема или предмет, формат) коммуникации?
2
ДА
В одном случае
В обоих случаях
3
4
2
- коммуникация
-общение
-сотрудничество
названы в числе важнейших навыков, которыми должен обладать человек, живущий в XXI веке.