Танцы в музыке
Танец — вид искусства, зародившийся в глубокой древности. Танец с давних пор стал выражением разнообразных душевных состояний человека и средством идейно-эмоционального воздействия.
В танце выражается характер времени, дух эпохи. У каждого народа складывались свои танцевальные традиции, хореографический язык и пластическая выразительность. Поэтому и танцевальная музыка всегда несет на себе отпечаток национального характера и условий жизни.
Каждый танцевальный жанр имеет свою характерную ритмоформулу и определенный темп, совокупность которых позволяет сразу отличить на слух вальс от польки, танго от фокстрота.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ
Аллеманда, куранта, сарабанда, жига, бурре, ригодон,
гавот, мюзет, менуэт, полонез, контрданс, экосез и другие.
- Для великосветс -
- кого общества танец становится одним из главных развлечений: балы с их пышностью и роскошью — излюбленная забава знати, включая самого короля.
Менуэ́т (фр. menuet , от menu — маленький) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века — бальный танец, широко распространенный по всей Европе
Аллема́нда (от фр. allemande — немецкий) — один из наиболее популярных инструментальных танцев эпохи Барокко.
Аллеманда возникла в XVI веке. Тактовый размер: 2/4. Темп средний. Этот танец, скорее всего, произошёл от танцев, популярных в то время в Германии.
Куранта (франц. courante, букв. — бегущая) — придворный танец итальянского происхождения. Получил распространение на рубеже XVI-XVII вв. Первоначально имел музыкальный размер 2/4, ритм пунктирный, танцевали ее вдвоем с легкой припрыжкой при прохождении вокруг залы, кавалер держал даму за руку.
Сарабанда (исп. zarabanda) — старинный испанский народный танец.
Изначально ведет происхождение из Испании. В XVII—XVIII вв. облагороженный вариант этого танца распространился в Западной Европе как бальный танец. Музыкальный размер 3/4, 3/2.
Гавот
(франц. G avotte — танец гавотов, жителей области Овернь), старинный французский танец народного происхождения. Музыкальный размер 4/4 или 2/2, темп умеренный, характерно начало с затакта. Музыка Гавота — светлая, изящная, порой с пасторальным, иногда с торжественным оттенком. Известен с 16 в.
В 17 в. стал придворным танцем, грациозным и нередко жеманным.
ЖИГА — быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, до сих пор сохранившийся в Ирландии. На Британских островах известен с XV века. Первоначально жига была парным танцем; среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого танца комического характера.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ XIX ВЕКА
Вальс, полонез, мазурка, полька, галоп, экосез,
котильон, канкан, лансье, тамплет, кадриль и другие.
В повседневной жизни человека огромную популярность приобретают общественные балы, которые устраиваются не только во дворцах аристократической верхушки, но и в театрах, в других публичных заведениях
Мазурка - название произошло от жителей Мазовии — мазуров , у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев.
В XIX веке получила
распространение
как бальный танец
в странах Европы .
Вальс (фр.valse) общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
Полонез (от французского polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары
двигаются по
установленным
правилами
геометрическим
фигурам.
Музыкальный
размер танца — 3/4.
Лендлер
Обобщающее название медленных австро-баварских танцев в размере 3/4. Мелодии лендлеров существовали уже в 17 в. Лендлер можно считать предшественником вальса, но он исполнялся медленнее и имел несколько иное построение. Его вариантами являются штайерише и шуплаттлер (тирольский танец в деревянных башмаках).
По́лька (чешский народный танец) — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Он появился в середине XIX века в Богемии, и с тех пор стал известным народным танцем. Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Музыкальный размер польки — 2/4 ( две четверти).
- По́лька (чешский народный танец) — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Он появился в середине XIX века в Богемии, и с тех пор стал известным народным танцем. Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Музыкальный размер польки — 2/4 ( две четверти).
С начала XIX столетия интерес вызывают и другие танцы, ранее известные только в народной среде. Это испанские сегидилья и хота, итальянские сальтарелло и тарантелла, венгерский чардаш, польский краковяк, норвежские халлинг и спрингданс и другие.
Тарантелла (итал.Tarantella) итальянский народный танец , музыкальный размер —6/8 и 3/8. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие.
Боле́ро (исп. Bolero) — это танец, зародившийся в Испании в конце XVIII столетия, и одновременно музыкальный жанр, возникший на Кубе в XIX столетии. Известно много разновидностей танца болеро, характерных для разных областей Испании; он имеет размер ¾.
ХАБАНЕРА (от названия города La Habana — Гавана) — кубинский танец и песня. Размер 2-дольный (2/4), темп умеренный или умеренно подвижный. Отличительная деталь — постоянная ритмоформула аккомпанемента с пунктирным ритмом на
1-й доле, выдерживаемая в басу на протяжении всей пьесы.
ЧАРДАШ (от венг. csarda — трактир, деревенский кабачок) — венгерский народный танец в размере 2/4 или 4/4, с характерными синкопами и типичными мелодическими окончаниями, которые периодически повторяются. Состоит из двух контрастных частей: меланхоличного или патетического вступления, сопровождающего круговую мужскую, и быстрой фришки, сопровождающей зажигательную парную пляску.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ XX ВЕКА
Вальс-бостон , Буги-Вуги , Румба , Самба , Ча-ча-ча , Босса-нова , Пасадобль , Рок-н-ролл , Шейк , Твист , Брейк-Данс , Рэгтайм , Танго , Фокстрот , Чарльстон и другие.
Чарльсто́н
( англ. charleston по назв. г. чарльстон (США), где он впервые появился) американский танец импровизационного характера, получивший широкое распространение в нач. 20 в.; характеризуется быстрыми поворотами стопы одной или обеих ног носками внутрь, сопровождающимися одновременным коротким и ритмичным приседанием; муз. размер - 4/4; темп от умеренно быстрого до быстрого.
ТАНГО
-танцевальный и песенный жанр. Музыкальный размер — 4/8, 4/4, 2/4, темп — умеренный или умеренно подвижный, ритм — активный, акцентированный, насыщенный синкопами и пунктиром.
Прежде всего, танго известно как парный бальный танец, в истории развития которого различаются три последовательных этапа:
1) андалусийское танго,
2) креольское танго,
3) аргентинское танго.