ТЕМА УРОКА: «Формулы сокращенного умножения»
учитель математики и информатики и ИКТ: Гирняк М.Н.
Единственный путь, ведущий
к знаниям – это деятельность.
Бернард Шоу.
Формулы сокращенного умножения
(а + b)² =
a² + 2ab + b²
Квадрат суммы
a² − 2ab + b²
(а − b)² =
Квадрат разности
(а − b) (a + b)
=a² − b²
Разность квадратов
( а + в ) 3 =
а 3 + 3 а 2 в + 3 ав 2 + в 3
Куб суммы
а 3 – 3 а 2 в + 3 ав 2 – в 3
( а – в ) 3 =
Куб разности
(а + в)(а 2 – ав + в 2 )
Сумма кубов
а 3 + в 3 =
Разность кубов
(а – в)(а 2 + ав + в 2 )
а 3 – в 3 =
Устный счет
1. Найдите квадраты выражений:
2a, 3b , 2ab, 5n
2. Найдите произведение выражений:
m и n , -4b и - 7a, 3а и 0
3. Найдите удвоенное произведение выражений:
-1 и 1, 5 с , 11ax и 3by, 8а и -2
4. Прочитайте выражения:
а+b; (а+b)²; х-у; х²−y; (х-у)²; х²−y²
«ПОЛЕ СООТВЕТСТВИЙ»
№ формулы
формула
1
2
(x+3)²
ответ
x²-16
3
4
4x²-9
буква
(2x-3)(2x+3)
16x²-40xy+25y²
81-18x+x²
5
О
(x-4)(x+4)
(4x-5y)²
А
6
(3y+6x)²
25x²-49y²
И
7
9y²+36yx+36x²
x²+6x+9
Т
(9-x)²
Д
Ф
(5x-7y)(5x+7y)
Н
1
2
3
4
5
6
7
Д
И
О
Ф
А
Н
Т
ДИОФАНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые-математики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. В то время все алгебраические утверждения выражали в геомет-рической форме.
Первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям, был древнегреческий ученый-математик, живший в 3 веке до нашей эры Диофант.
Появились формулы, которые стали называться формулами сокращенного умножения.
ТЕСТ
Вариант 2:
1)Вычисли: 76 2 – 24 2
а) – 520 в) 5200 с) 52
2)Вычисли: 83 2 –73 2
е)1560 ж) 156 з) 1540
3)Разложи на множители: 4 + 4 b 2 + b 4
к) (2 – b 2 ) 2 n) (2 + b ) 2 р) (2 + b 2 ) 2
4)Выполни действие: (с – 2) 2
н) с 2 – 4с + 4 м) (1 – c 3 ) ( 1 + c 3 ) л) (1 – с 3 ) ( 1 + 2 с 3 + с 6 )
5)Разложи на множители: 36x 4 – 49y 2
е) (6 x 2 – 7 y ) 2 о) (6 x 2 – 7 y ) (6 x 2 + 7 y ) а) (6 x – 7 y ) (6 x + 7 y )
Вариант 1:
1)Вычисли: 41 2 – 31 2
б) 72 в) 720 г) 730
2)Вычисли: 26 2 – 74 2
е) – 4800 ж) 4800 з) – 480
3)Разложи на множители: a 4 – 8 a 2 + 16
с) ( a 2 + 4) 2 n) ( a – 4) 2 р) ( a 2 – 4) 2
4)Выполни действие: (х + 1) 2
н) х 2 + 2х + 1 к) ( х 3 – 4) ( х 3 + 4) л) ( х 2 – 2) ( х 2 + 2 х + 4)
5)Разложи на множители: 25b 2 – 16 c 4
а) (5 b – 4 c 2 ) 2 о) (5 b – 4 c 2 ) (5 b + 4 с 2 ) д) (5 b – 4 c ) (5 b + 4 c )
Ответы к тесту:
Вариант 1
Вариант 2
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
О
Н
В
Р
Е
Н
Е
Р
О
В
- «5» - все верно,
- «4» - 1- 2 ошибки,
- «3» - 3 ошибки ,
- «2» - более трех ошибок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§23, №408-411 чет.
НАЙДИ ОШИБКУ
1. (4у-3х)(4у+3х)=8у²-9х²
(вместо 8у² должно быть 16у² )
2. 100х²-4у²=(50х-2у)(50х+2у)
(вместо 50х должно быть 10х )
3. (3х+у)²=9х²-6ху+у²
(вместо - 6ху должно быть + 6ху )
4. (6a-9c)²=36a²-54ac+81c²
(вместо - 54ac должно быть - 108ac )
5. 4у²- 14у + 1=(2у – 1)²
(вместо – 14у должно быть -4у )