Алгебра. 8 класс.
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА.
« Числа не управляют миром, но они показывают, как управлять им».
( И. Гёте).
Выполните устно:
Тема урока:
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Цель урока:
систематизировать знания о
рациональных числах;
познакомиться с историей возникновения рациональных чисел;
выделить общее свойство рациональных чисел.
Натуральные числа возникли в силу необходимости вести счет любых предметов.
Натуральные числа несут ещё
другую функцию –
характеристика порядка предметов,
расположенных в ряд .
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 …
Натуральные числа
1, 2, 3, 4, 5, 6...
n - натуральное
Сумма и произведение натуральных
чисел есть число натуральное .
Дроби естественно возникли при решении
задач о разделе имущества, измерении
земельных участков, исчислении времени.
Дробные числа
Сумма, произведение и частное
дробных чисел есть число дробное.
Понятие отрицательных чисел
возникло в практике решения алгебраических уравнений.
Отрицательные числа трактовались
так же как долг при финансовых и
бартерных расчетах.
Обухова Наталия Семеновна, МОУ СОШ №17 г.Заволжья Нижегородской области
Числа,
им противоположные
Натуральные числа
6
5
4
3
2
1
-4
-3
-2
-5
-1
-6
Целые
Целые числа
… -3;-2;-1;0,1, 2, 3,...
m - целое
Сумма, произведение и разность
целых чисел есть число целое .
Целые числа
Дробные числа
10
58
9
-4
0
1
2/7
7,1
0,1
0,(2)
3,2
Рациональные
Рациональные числа
r - рациональное
Сумма , произведение, разность и
частное рациональных чисел есть
число рациональное .
Отношения между множествами натуральных,
целых и рациональных чисел наглядно демонстрирует
геометрическая иллюстрация – круги Эйлера .
Леонард Эйлер жил в России в
середине XYΙΙΙ века и внес большой вклад
в развитие математики.
Задание 1.
Вычислите значения числовых выражений и изобразите их на диаграмме Эйлера.
а
в
с
d
k
m
Замените данные рациональные числа
десятичными дробями.
Прочитайте дроби:
4) -3,0(3) 5) -0,1(6) 6) 12,45(7)
чисто периодические
смешанные периодические
Пусть х = 0,222…
10х = 2,222…
10х = 2,222…
х =0,222…
10х – х = 2,222…- 0,222
9х = 2
0,222…
Пусть х = 0,4666…
10х = 4,666…
100х = 46,666…
10х =4,666…
100х – 10х = 46,666…- 4,666
90х = 42
0,4666..
18
Чтобы обратить чисто периодическую дробь
в обыкновенную, нужно в числителе обыкновенной дроби поставить число,
образованное из цифр, стоящих в периоде ,
а в знаменателе – написать цифру 9 столько раз,
сколько цифр в периоде .
81
0,(81)=
2
0,(2)=
9
99
1 цифра
2 цифры
Чтобы обратить смешанную периодическую дробь
в обыкновенную, нужно в числителе обыкновенной дроби
поставить число , равное разности числа, образованного цифрами, стоящими после запятой до начала второго периода , и числа, образованного из цифр, стоящих после запятой до начала первого периода ;
а в знаменателе написать цифру 9 столько раз, сколько цифр в периоде , и со столькими нулями , сколько цифр между запятой и началом периода .
0,4(6)=
4
6
4
0
9
1 цифра
1 цифра
Переведите дробь
Работа с учебником
№ 265, № 267 (а, в, д, ж,и).
№ 268 (а, в, д, ж),
Домашнее задание
№ 266, № 267 (б, г, е, з, к), № 268 (б, г, е, з).
Ресурсы интернета:
http://www.librus.ru/childrens-corner/scientifically-cognitive-literature
/5676-mir-chisel.html
http://odur.let.rug.nl/magazijn/decennia/1745-1754_45.htm
http://project-gym6.narod.ru/1/62/euler.htm
http://sferica.by.ru/history/pi.html
http://www.peoples.ru/science/mathematics/simon_stevin/
http://www.proshkolu.ru/user/galrybo/file/455559/
http://www.free-lancers.net/users/vixen/
http://www.15a20.com.mx/images/sections/thumbs/thumb_7312558.jpg
http://gr-matem.narod.ru/
http://www.i-u.ru/biblio/archive/depman_mir/01.aspx