СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Культура речи"»

«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело» (Д. С. Лихачев)   «Филологическая образованность – показатель культуры общества и человека в отдельности».( К.Д.Ушинский) Будет величайшим преступлением перед культурой, перед   своей Родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его.                        К. Г. Паустовский.

«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело» (Д. С. Лихачев)

  «Филологическая образованность – показатель культуры общества и человека в отдельности».( К.Д.Ушинский)

Будет величайшим преступлением перед культурой, перед   своей Родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его.

                       К. Г. Паустовский.

1)Попал как (…) в ощип. 2)(…) младенца глаголет истина. 3) (…) на помине. 4)(…. ) кафтан. 5) Двух зайцев разом (….). 6)Разинуть (…).

1)Попал как (…) в ощип.

2)(…) младенца глаголет истина.

3) (…) на помине.

4)(…. ) кафтан.

5) Двух зайцев разом (….).

6)Разинуть (…).

7)(…) пята. 8) На скорую (…). 9)Держать в (…) рукавицах. 10) Растет не по дням, а по (…). 11) (….) ветра в поле.

7)(…) пята.

8) На скорую (…).

9)Держать в (…) рукавицах.

10) Растет не по дням, а по (…).

11) (….) ветра в поле.

Тема урока:  Культура речи    Цель: Совершенствовать культуру речи

Тема урока: Культура речи Цель: Совершенствовать культуру речи

Качества хорошей речи 1.Содержательность.  Хорошая речь должна быть интересной для адресата, нести важную информацию, т.е. быть содержательной.

Качества хорошей речи

1.Содержательность.

Хорошая речь должна быть интересной для адресата, нести важную информацию, т.е. быть содержательной.

2. Точность и логичность.

2. Точность и логичность.

 3. Уместность. Речь должна соответствовать речевой ситуации.

3. Уместность.

Речь должна соответствовать речевой ситуации.

Тавтология – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление однокоренных слов. Плеоназм – (в переводе с греч. – «излишество») – употребление ненужных уточняющих слов.

Тавтология – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление однокоренных слов.

Плеоназм – (в переводе с греч. – «излишество») – употребление ненужных уточняющих слов.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

  • В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
  • В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
«Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного языка»

«Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного языка»

  4. Правильность. Наша речь должна соответствовать языковым нормам.

4. Правильность.

Наша речь должна соответствовать языковым нормам.

Языковые нормы 1. Орфоэпическая определяет правила произношения слов и постановку ударения в них  2. Лексическая определяет правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в речи 3. Грамматическая определяет правила образования слов и форм слов,  употребления частей речи и их форм, построения синтаксических конструкций 4. Стилистическая определяет выбор речевых средств в соответствии с ситуацией  общения

Языковые нормы

1. Орфоэпическая

определяет правила произношения слов и постановку ударения в них 

2. Лексическая

определяет правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в речи

3. Грамматическая

определяет правила образования слов и форм слов,  употребления частей речи и их форм, построения синтаксических конструкций

4. Стилистическая

определяет выбор речевых средств в соответствии с ситуацией

общения

ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг. СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг.

СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

«Лето. Море. Жара. Чудесно!»

«Лето. Море. Жара. Чудесно!»

 5. Выразительность

5. Выразительность

Д/з Используя различные художественные приемы, образные средства, фигуры речи, сделайте этот текст более выразительным, чтобы мы увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами.

Д/з

Используя различные художественные приемы, образные средства, фигуры речи, сделайте этот текст более выразительным, чтобы мы увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами.