Формирование у младших школьников орфографических навыков.
Выполнила
Студентка Ш-32 группы
Усачева Альбина
Понятие об орфографии, орфограмме В «Словаре современного русского литературного языка» под орфографией понимается «общепринятая система правил написания слов данного языка, правописание». Название данного термина произошло от греческих слов орфос - «правильный» и графо - «пишу». Поэтому и орфограмма в переводе означает «правильное написание, буква». Учёные дают разные определения орфограмме. Так, по Ахмановой, орфограмма - это написание, соответствующее правилам орфографии. («Словарь лингвистических терминов») Ушаков понимал под орфограммой каждое отдельное осуществление на письме правил или принципов правописания. Двоякое определение этому термину давал Г.Н. Приступа: 1) это закономерное или условное воспроизведение фонемы на письме; 2) это общепринятое написание части слова. Таким образом он опирался на фонематический и морфологический принципы письма, рассматриваемые нами далее.
Орфография - это: 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество; 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания; 3) соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам; 4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие.
Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии: 1) при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное; 2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания; 3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных; 4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую; 5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов.
Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, является орфограмма .
Этапы формирования орфографического навыка Начало формирования орфографического навыка - 1 этап - происходит ещё в период обучения грамоте, когда учащиеся понимают и усваивают, что речь делится на слова, слова - на слоги и звуки. Особенно важно - выделение слогов и звуков. Дети начинают понимать, что многие звуки речи имеют самостоятельное обозначение графическим способом. Сами по себе звуки не имеют никакого значения. Но, отличаясь друг от друга, они служат для обозначения слов в устной речи, если объединяются между собой и приобретают значимость в слове. На этом этапе дети постепенно привыкают к тому, что написание многих слов не расходится с произношением. Соотнося звуковую структуру слова с графической, ребёнок овладевает первым навыком правописания - фонетическим письмом, не затрудняясь уже при этом в соединениях элементов в букве, букв в слове.
На 2 этапе формирования орфографического навыка учащиеся также в 1 классе овладевают некоторыми графическими условностями русского правописания: - обозначением мягкости согласных звуков на письме буквой И, йотированными гласными и мягким знаком; - умением писать слова, в которых один звук обозначается двумя буквами (моль, конь); - правописанием слов с йотированными гласными в начале слова или после гласной; - правописанием традиционных сочетаний шипящих с гласными (жи - ши, ча - ща, чу - щу); - правилом употребления заглавной буквы.
Начало 3 этапа формирования грамотного письма тоже в какой-то мере лежит в периоде обучения грамоте. Начинается работа над правописанием многих орфограмм: парные согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные и другие, хотя названия частей слова учащиеся не знают. Они ориентируются на звуковой состав слова, определяя в нём сильные и слабые позиции звуков. Таким образом, постепенно формируется знание, что полагаться на произношение при записи слов нашего языка нельзя. Заканчивается этот этап во 2-3 классах, когда ученики знакомятся с составом слова и с правописанием разных частей слова.
4 этап - морфолого-синтаксический. Здесь обучение орфографии связано с усвоением учащимися синтаксической роли того или иного слова и происходит в старших классах начальной школы. Познакомившись с составом слова, дети изучают орфограммы, основанные на морфологическом принципе русского правописания. Этот этап продолжается до окончания начальной школы и характеризуется не только усвоением новых орфограмм, но и закреплением и доведением практически до автоматизма ранее изученных правил правописания.
В начальной школе орфографические правила и их значимость для грамотного письма легче усваиваются учащимися через такие игровые приёмы, как рифмованные упражнения, включающие в себя слова с определёнными орфограммами и пояснение к ним, и грамматические сказки, образно объясняющие причины возникновения какой-либо орфографической задачи и решение её.
Для успешного формирования орфографических навыков у учащихся начальной школы возможны следующие группы орфографических упражнений: 1) Грамматико-орфографический разбор. Это упражнение подразумевает поиск в записанном тексте всех «опасных мест» и объяснение их. Для понимания и закрепления сути искомых орфограмм целесообразно проводить с учащимися некоторые практические действия. Например, при обучении правописанию предлогов можно позволить детям совершать действия относительно предметов и записывать полученные фразы, разбирая изученную орфограмму: Кошка стоит у дерева. Собака сидит за будкой. Ребята бегут по тропинке. Возможно также проанализировать расположение предметов и их действия, нарисованные на предметных картинках, для соотнесения приставки и предлога.
2) Списывание - это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого в момент записи слова, предложения, текста. Оно чаще всего сочетается с выполнением заданий грамматического характера. Это позволяет отработать применение орфографического правила. Кроме того, комплексные упражнения позволяют в единстве с орфографией решать и задачу развития речи. Рассмотрим комплексные виды списывания: - Списывание со вставлением пропущенных букв. Это упражнение закрепляет умение применять изученное правило; - Списывание с подбором подходящих по смыслу слов из данных ниже; - Восстановление деформированных предложений и текста. Это упражнение способствует развитию речи учащихся. - Выборочное списывание. Оно заключается в списывании слов на определённое правило, на одну орфограмму. - Коллективное решение кроссвордов и списывание из них полученных ответов, в которых есть закрепляемая орфограмма. - Составление из имеющихся букв или слогов слов и списывание только тех слов, к которым применимо изученное правило. Здесь можно использовать игровой момент «Помоги пчёлке набрать нектар» или др. При этом есть цветы, на которые может сесть пчёлка, и тогда образуются новые слова, которые дети и записывают в тетрадь, выделяя орфограмму. А есть такие цветы, на которые нельзя садиться - иначе получится слово с ошибкой!
3) Диктант - вид орфографического упражнения, сущность которого для учащегося состоит в записи воспринимаемого на слух слова, предложения, текста. Как писал И.С. Никурашин, «усвоение учащимися звуковой стороны слова осуществляется в 1 классе в букварный период. Чем чаще учитель проводит в этот период анализ слова, чем больше внимания уделяет правильному, громкому, отчётливому произношению, чем настойчивее он проводит письмо по слуху, тем легче дети овладеют навыком орфографии и грамотного письма». Поэтому для формирования орфографических навыков данный вид работы важно проводить уже с 1 класса. В начальной школе используют следующие виды диктантов: - Предупредительный диктант, при записи которого учащиеся сначала объясняют услышанные орфограммы, а затем записывают. - Объяснительный диктант помогает уже после записи проверить правильность написания слов с орфограммами. - Выборочный диктант подразумевает запись только определённых слов или словосочетаний с изучаемой орфограммой. - Свободный диктант. Этот вид упражнений допускает для учащихся некоторую свободу в выборе слов при записи диктуемого текста, изменения структуры предложения. Диктуемый текст произносится сначала целиком, затем по частям. Записывается каждая часть после повторного её прочтения. - Самодиктант, или письмо по памяти. Учащиеся запоминают текст, воспринятый зрительно или на слух, и затем пишут его самостоятельно. Самодиктант может иметь и поисковый характер: учащиеся должны записать слова на изученную орфограмму, зашифрованные в ребусах, шарадах. - Устный диктант. Учитель называет слова с изучаемой орфограммой или слова из словаря, а учащиеся показывают правильные буквы карточками из набора букв или пальчиковой азбукой, которая способствует также развитию мелкой моторики детей, что тесно связано с развитием речи учащихся. - Проверочный диктант. Это упражнение ставит целью выяснить уровень владения учащимися только что изученным и ранее отработанными правилами.
4) Лексико-орфографические упражнения. Эти упражнения подразумевают работу над семантикой орфографически разбираемого слова. Например, дети понимают, что допустив ошибку на изучаемое правило, они могут изменить значение слова: луг - лук лиса - леса. Роза - роза рог-рок рана - рано Шарик - шарик Кроме этого, к лексико-орфографическим упражнениям относится работа со словарями, где учащиеся могут не только посмотреть написание слова, но и уточнить его значение, что пополняет и активизирует словарный запас детей. С помощью этимологического словаря школьникам будет легче запомнить слова, написание которых нельзя проверить. Например, при изучении слова «вокзал» из словаря учащиеся узнают, что слово появилось в 19 веке в Англии. В окрестностях Лондона некая предприимчивая дама по имени Джеймс Вокс превратила свою усадьбу в место для гуляний. Она построила павильон и назвала его «Вокс-холл» - «Зал госпожи Вокс». Вскоре так стали называть другие заведения с садами. В конце 19 века слово вокс-холл, или воксал, стало означать уже «концертный зал на железнодорожной станции». А вскоре последняя часть слова изменилась под воздействием слова «зал». Превратившись в слово вокзал, в русском языке оно стало названием станционного здания для пассажиров любого вида транспорта.
5) Работа с перфокартами , составленными на определённую орфограмму, помогает активизировать внимание учащихся на одном правиле, даёт возможность проверить свои знания в данной области орфографии. Для учителя предлагаемый вид работы имеет ряд преимуществ: можно за короткий период времени оценить степень усвоения той или иной орфограммы, помочь в формировании у учащихся навыка правильного написания наиболее распространённых слов. 6) Приёмы мнемоники облегчают запоминание трудных слов и увеличивают объём памяти за счёт образования искусственных ассоциаций. С точки зрения культуры умственного труда мнемоника - один из самых удобных приёмов запоминания. Группы слов для запоминания можно составлять не только по тематическому принципу или по тождеству орфограммы, но и с учётом ритма, а на таблицах располагать слова в столбик, или группами, или лесенкой. 7) Работа с дидактическими пособиями позволяет не только организовать более сжатое закрепление или повторение изученных орфограмм, но и знакомит учащихся с литературными произведениями, что способствует обогащению их словарного запаса и воспитанию интереса к языку. Например, в Сборнике самостоятельных работ «Вставь букву!» Т.В. Шкляровой использованы отрывки из стихотворений А. Фета, А. Пушкина, Ф. Тютчева, Н. Гумилёва и др. Поэтому учащиеся не только вставляют пропущенные буквы и пишут проверочные слова, но и читают произведения высокого художественного уровня.
8) Творческие письменные работы . К ним относятся изложения и сочинения. Они характеризуются чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся - обогащение их словарного запаса и развитие навыков связной письменной речи. Изложения и сочинения могут проводиться на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Творческие письменные работы могут носить занимательный характер. Мы рассмотрели некоторые орфографические упражнения, которые используются нами с целью формирования грамотности учащихся, подчеркнув при этом главную задачу учителя - формирование орфографических навыков. Так как каждый из этапов формирования орфографического навыка имеет свою специфику, рассмотрим методику обучения постановке и решению орфографических задач, а также упражнений, направленных на автоматизацию орфографического действия, в следующих параграфах.