СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по культуре речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по культуре речи»

Культура речи

Культура речи

По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело, :мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.   Д.С.Лихачёв

По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело, :мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.

Д.С.Лихачёв

Культура речи  - это умение точно, ясно и ярко выражать свои мысли и чувства. Культура речи  - это осознанная речевая деятельность по созданию правильной целесообразной этически-корректной речи в заданных условиях общения.
  • Культура речи  - это умение точно, ясно и ярко выражать свои мысли и чувства.
  • Культура речи  - это осознанная речевая деятельность по созданию правильной целесообразной этически-корректной речи в заданных условиях общения.
Культура речи  - это это уважение и любовь к языку.
  • Культура речи  - это это уважение и любовь к языку.
Культура речи  - это сложившаяся в процессе длительного развития человеческого общества дисциплина, определяющая возможность и правила употребления языковых средств с учётом конкретнеой обстановки и в соответствии с задачей, поставленной говорящим.
  • Культура речи  - это сложившаяся в процессе длительного развития человеческого общества дисциплина, определяющая возможность и правила употребления языковых средств с учётом конкретнеой обстановки и в соответствии с задачей, поставленной говорящим.
    Функции языка и речи Коммуникативная (функция общения) Информативная (передача информации) -регулятивная ( регулирующая отношения между людьми в процессе общения); - эстетическая (отбор и сочетаемость слов с учётом их значения, звучания) -номинативная (функция называния явлений действительности); - эмотивная (выражение эмоций, чувств, переживаний, настроени й)

  Функции языка и речи

  • Коммуникативная (функция общения)
  • Информативная (передача информации)
  • -регулятивная ( регулирующая отношения между людьми в процессе общения);
  • - эстетическая (отбор и сочетаемость слов с учётом их значения, звучания)
  • -номинативная (функция называния явлений действительности);
  • - эмотивная (выражение эмоций, чувств, переживаний, настроени й)
 Что же такое    культура речи?   Соблюдение Умение  норм устного и использовать  письменного выразительные литературного языка средства языка

Что же такое культура речи?

Соблюдение Умение

норм устного и использовать

письменного выразительные

литературного языка средства языка

Русский литературный язык – это высшая форма языка, обладающая целой системой языковых норм. Их соблюдение обязательно для каждого говорящего по-русски.

Русский литературный язык – это высшая форма языка, обладающая целой системой языковых норм. Их соблюдение обязательно для каждого говорящего по-русски.

 Языковые нормы: Орфоэпические Лексические Грамматические (морфологические и синтаксические) Орфографические и пунктуационные

Языковые нормы:

  • Орфоэпические
  • Лексические
  • Грамматические (морфологические и синтаксические)
  • Орфографические и пунктуационные

 Знаете ли вы  языковые нормы?   Проверьте себя

Знаете ли вы языковые нормы?

Проверьте себя

Орфоэпические нормы Правила произношения и постановки ударения.

Орфоэпические нормы

  • Правила произношения и постановки ударения.
 Орфоэпические нормы  Поставьте ударение, соблюдая нормы литературного языка:  Облегчить, красивее, ходатайство, обеспечение, каталог, закупорить, оптовый, щавель, жалюзи, квартал, диспансер, мизерный, цепочка, петля, заржаветь.

Орфоэпические нормы

Поставьте ударение, соблюдая нормы литературного языка:

Облегчить, красивее, ходатайство, обеспечение, каталог, закупорить, оптовый, щавель, жалюзи, квартал, диспансер, мизерный, цепочка, петля, заржаветь.

 Облегч и ть, крас и вее, ход а тайство, обесп е чение, катал о г, зак у порить, опт о вый, щав е ль, жалюз и , кварт а л, диспанс е р, миз е рный, цеп о чка, п е тля, зарж а веть.
  • Облегч и ть, крас и вее, ход а тайство, обесп е чение, катал о г, зак у порить, опт о вый, щав е ль, жалюз и , кварт а л, диспанс е р, миз е рный, цеп о чка, п е тля, зарж а веть.
Лексические нормы Отражают правильность употребления слов. Точность зависит: От значения слова; От правильного выбора слова из синонимичного ряда; От правильного выбора слов из паронимического ряда От сочетаемости слов.

Лексические нормы

Отражают правильность употребления слов. Точность зависит:

  • От значения слова;
  • От правильного выбора слова из синонимичного ряда;
  • От правильного выбора слов из паронимического ряда
  • От сочетаемости слов.
 Лексические нормы  Найдите предложения с речевыми ошибками. Исправьте их.  1.Дешёвым подделкам она предпочитала золотую бижутерию с драгоценными камнями.  2.Утверждая документацию, ректор ставит на ней свою роспись.  3.В отчёте, наряду с достижениями, был отмечен ряд недостатков.  4.Первый лидер партии выступил с приветственной речью.  5.Исполнительский талант этого талантливого пианиста был недосягаем.

Лексические нормы

Найдите предложения с речевыми ошибками. Исправьте их.

1.Дешёвым подделкам она предпочитала золотую бижутерию с драгоценными камнями.

2.Утверждая документацию, ректор ставит на ней свою роспись.

3.В отчёте, наряду с достижениями, был отмечен ряд недостатков.

4.Первый лидер партии выступил с приветственной речью.

5.Исполнительский талант этого талантливого пианиста был недосягаем.

Грамматические нормы Морфологические – правильное образование грамматических форм. Синтаксические – отражают правильное согласование слов.

Грамматические нормы

  • Морфологические – правильное образование грамматических форм.
  • Синтаксические – отражают правильное согласование слов.
 Грамматические нормы  В каких рядах есть слова с ошибкой в образовании данных форм? 1)профессора, директора, шофера 2)граммов, ампер, помидоров 3)более сильнее, красивше, ловчее  Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях. 1.Законопроект был одобрен двухстами сорока пятью депутатами. 2.Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение. 3.Глядя на эту скамейку во дворе, ему вспоминалась его юность.

Грамматические нормы

В каких рядах есть слова с ошибкой в образовании данных форм?

1)профессора, директора, шофера

2)граммов, ампер, помидоров

3)более сильнее, красивше, ловчее

Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях.

1.Законопроект был одобрен двухстами сорока пятью депутатами.

2.Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение.

3.Глядя на эту скамейку во дворе, ему вспоминалась его юность.

Составьте словосочетания со следующими словами:   Тюль Мозоль Кофе Бренди Салями Инкогнито Сулугуни Протеже

Составьте словосочетания со следующими словами:

  • Тюль
  • Мозоль
  • Кофе
  • Бренди
  • Салями
  • Инкогнито
  • Сулугуни
  • Протеже
 Орфографические и  пунктуационные нормы  Запишите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.  Мы сейчас (не)довольны языком но (з,с)десь очень важно разобрат(?)ся язык в этом в..новат или что(то) другое. Ведь язык пр..спосабливаясь к потребностям общества подчиня..тся людям которые им пользуются. Язык отр..жение состояния общества. Так что (н..)язык надо сейчас исправлять.

Орфографические и пунктуационные нормы

Запишите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

Мы сейчас (не)довольны языком но (з,с)десь очень важно разобрат(?)ся язык в этом в..новат или что(то) другое. Ведь язык пр..спосабливаясь к потребностям общества подчиня..тся людям которые им пользуются. Язык отр..жение состояния общества. Так что (н..)язык надо сейчас исправлять.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.  В.В.Виноградов

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.

В.В.Виноградов