Классицизм в русской литературе 8 класс
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А. С. Пушкин
Словесность наша явилась вдруг в XIII веке.
А. С. Пушкин
Вспомните черты классицизма.
Какое из этих зданий относится к классицизму? Докажите.
А. Лосенко. Владимир перед Рогнедой
И.Никитин. Портрет напольного гетмана
Д.Левицкий. Портрет Демидова
Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство »:
Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,
Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.
Напрасно кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.
Коль тщательно искать, то вскоре острый разум
Привыкнет находить ее легко и разом;
Рассудка здравого покорствуя ярму,
Оправу ценную дает она ему.
Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
Но строгой логики от вас в театре ждут;
В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.
B ы новое лицо ведете на подмостки?
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он всегда самим собой.
Н. Буало
Что характерно для классицизма:
- Основное свойство — обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.
- В основе эстетики — принцип рационализма и «подражания природе».
- Основной лозунг классицизма XVII - XVIII веков — подражание природе, где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio — разум).
Черты классицизма в литературе:
- культ разума;
- художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;
- строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
- жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;
- человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;
- идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;
- подчеркивается объективность повествования;
- активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Герои произведения классицизма
- Герои четко делятся на положительных и отрицательных , ясно выражена авторская оценка.
- Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).
Для классицистических пьес характерна «система амплуа».
- Амплуа — стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу.
- Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
- Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике» :
героиня — герой-любовник — второй любовник
- В конце классицистической комедии порок всегда наказан , а добродетель торжествует .
Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
- единство времени : действие развивается не более суток;
- единство места : автор не должен переносить действие из одного места в другое;
- единство действия : одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5—10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.
Требования к классицистической композиции
- В пьесе, как правило, 4 акта — в третьем кульминация , в четвертом развязка .
- Особенности экспозиции : пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию.
- Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.
Четкое деление на высокие и низкие жанры
Строгая
иерархия жанров
ВЫСОКИЕ
НИЗКИЕ
Общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Мифологические и библейские сюжеты. Время просвещенного абсолютизма: идея служения государству, гражданского долга.
Александрийский стих. Не допускалось использование разговорных оборотов.
Французские классицисты: драматурги Корнель, Расин.
Трагедия, эпопея, ода.
Повседневная жизнь обычных людей. Проза или разностопные стихи, бытовые детали, разговорный стиль – речи,
Французские классицисты: драматург Мольер, баснописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало (сатира), Вольтер,
Комедия, сатира, басня.