Современные образовательные технологии на уроках географии в условиях реализации программы ФГО С
подготовила учитель географии : Убугунова О.Б.
Ничему том у, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Олдингтон Р
Современный урок географии – это форма технологической организации учебной деятельности
Каждый урок построен с учётом принципа
обучения деятельности!
Урок – это «сценарий» действий учителя
Признаки технологичной организации
урока географии
.
Создание
мотивационной
установки к
Четкое видение
Четкая постановка
перед учащимися
учебных целей и
задач
деятельности ученика
деятельности
( проектирование
урока )
Организация
взаимного действия
(коллективные,
парные и групповые
формы)
Организация
деятельности с УМК
как с источниками
информации
Организация
Применение
различных форм
контроля,
самостоятельной
деятельности при
решении проблемных
и творческих задач
Осмысление
результатов
деятельности на
уроке
диагностика
результативности
Современные образовательные технологии
1. Технология учебно-игровой деятельности
2. Технология развития критического
Мышления
3.Метод проектов
4. Технология дифференцированного обучения
5. Информационные технологии
6.Технология проблемного обучения
7. Технология здоровьесбережения
Технология учебно-игровой деятельности
1.Игры способствуют становлению творческой
личности ученика;
2. Формируют умение выделять проблемы и
принимать решения;
3. Развивают познавательный интерес к предмету;
4. Формируют черты характера;
5. Стимулируют к поиску решений и формированию
собственных позиций.
Игровые технологии
1. «Третий лишний» - игра предусматривает тренировку
умения учащихся выделять лишнее в группе слов
например Амазонка, Байкал, Лена.
2.«Логическая цепочка» - игра на определение логики в
продолжение предложенного ряда. например: Лондон –
Темза, Санкт- Петербург – Нева, Париж – Сена и т .д…?
3. «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит
для работы с терминами и определениями например
Река - это…, Криками называют ….
4. «Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать
с контурными картами и запоминать формы объектов .
Хорошо подходит для интерактивной доски .
Технология развития критического мышления
Цель данной образовательной технологии - развитие
мыслительных навыков учащихся, необходимых не только
в учёбе, но и в обычной жизни.
Технология учит современного школьника :
1. Критически мыслить;
2. Проявлять активность в познании окружающего мира;
аргументировать свою точку зрения,
3. Эффективно взаимодействовать с информационными
пространствами;
4. Добывать информацию из различных источников,
определять причины возникновения проблем, разрешать
конфликты, вести переговоры, принимать решения на
основе анализа информации
Технология развития критического мышления
1. Составление перепутанных логических цепочек
2. Слова-ассоциации
3. Прогнозирование «Верные и неверные утверждения»,
4. Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»»,
5. Ключевые термины.
6. Кластер (схема), Синквейн (стихотворение), Фиш-бон»
Кластер ( схема)
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок».
Это способ систематизации информации, который
используется на разных этапах работы
Синквейн (стихотворение)
Синквейн – это стихотворение, которое требует
синтеза информации и материала в кратких
выражениях
Правила написания:
1. Первая строчка – название темы в одном слове
(существительное)
2. Вторая строчка – описание темы в двух словах
(прилагательные или причастия)
3. Третья строчка – описание действия в трёх
словах(глаголы или деепричастия)
4. Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов,
показывающая отношение к теме
5. Синоним из одного слова, который повторяет суть
темы
Метод проектов
Технология проектной деятельности есть единый
слаженный алгоритм действия, который включает
следующие этапы деятельности учащихся:
1. Анализ проблемной ситуации
2.Постановка цели исследования, планирование действия
по решению проблемы.
3.Исследование, поиск недостающих знаний и применение
полученных знаний для решения проблемы.
4. Получение конечного продукта и его защита.
5. Рефлексия деятельности учащихся.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение это такая организация учебных
занятий, которая предполагает создание под руководством
учителя проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность учащихся по их
разрешению, в результате чего и происходит творческое
овладение знаниями, навыками и умениями и развитие
мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998 ).
Основной вопрос на уроках географии с применением
технологии проблемного обучения – это вопрос Почему?
Ученики должны устанавливать причинно-следственные
связи, выстраивать логические цепочки
своих рассуждений.
Технология дифференцированного обучения
« Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном
классе детей с разными способностями. Создание наиболее
благоприятных условий для развития личности ученика как
индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского
означает разделение, расслоение целого на различные части)
Положительные аспекты дифференциации :
-появляется уровень мотивации учения;
-появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;
-появляется возможность более эффективно работать с учащимися,
плохо ориентированными к процессу обучения;
-реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже
продвигаться в образовании;
-повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в
своих способностях, слабые получают возможность испытывать
учебный успех.
Информационные технологии
Применение на уроках географии:
1. Интерактивные карты
2.Использование интернет ресурсов
3. Презентации
4. Мультимедийные пособия
5. Тестирование
6. Использование во внеурочной
деятельности
Результаты
«слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах;
«сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в
помощи товарищу;
умение взять ответственность на себя,
умение детей самостоятельно решать небольшие проблемы, самостоятельно исследовать их,
стремление аргументировать свои решения;
Более легкое и прочное усвоение программного материала;
доброжелательное отношение друг к другу;
тщательность и добросовестность в выполнении роботы;
умение работать с разными источниками информации;
умение организовать не только свою работу, но и работу по парам, в группах.
«География может и должна стать одним из самых увлекательных школьных предметов. При этом важно делать особые акценты на изучении природного наследия России, вопросах экологии, рационального природопользования, охране редких видов животных и растений» (В.В.Пути н)
Съезд РГО