Презентация-тренажёр для подготовки к ОГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 36.
Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков И.А.
№ 1.
Общество, как и природа
- является системой
- образует биологическую среду обитания человека
- целенаправленно совершенствуется
- создаёт духовные ценности
№ 1.
Общество, как и природа
- образует биологическую среду обитания человека
- целенаправленно совершенствуется
- создаёт духовные ценности
№ 2.
Овладение социально значимыми качествами, выработка собственной позиции отражают процесс становления человека в первую очередь как
- индивида
- личности
- индивидуальности
- члена общности
№ 2.
Овладение социально значимыми качествами, выработка собственной позиции отражают процесс становления человека в первую очередь как
- индивидуальности
- члена общности
№ 3.
Правительство выступило с предложением ввести налоговые льготы для предприятий малого бизнеса. Это факт можно рассматривать как пример связи
- права и политики
- экономики и предпринимательства
- политики и науки
- экономики и политики
№ 3.
Правительство выступило с предложением ввести налоговые льготы для предприятий малого бизнеса. Это факт можно рассматривать как пример связи
- права и политики
- экономики и предпринимательства
- политики и науки
№ 4.
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Нормы морали отражают представления людей о добре и зле.
Б. Только сам человек выступает судьёй своих поступков с точки зрения их соответствия нормам морали.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 4.
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Нормы морали отражают представления людей о добре и зле.
Б. Только сам человек выступает судьёй своих поступков с точки зрения их соответствия нормам морали.
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 5.
«В области генетики наука подошла к важным открытиям». В этом высказывании понятие «наука» употребляется в значении
- совокупности учреждений
- особых способов деятельности
- системы объективных знаний
- производительной силы общества
№ 5.
«В области генетики наука подошла к важным открытиям». В этом высказывании понятие «наука» употребляется в значении
- совокупности учреждений
- особых способов деятельности
- системы объективных знаний
- производительной силы обще ства
№ 6.
Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Важным компонентом культуры является художественное творчество.
Б. К функциям культуры относятся сохранение и передача духовных ценностей следующим поколениям.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 6.
Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Важным компонентом культуры является художественное творчество.
Б. К функциям культуры относятся сохранение и передача духовных ценностей следующим поколениям.
- верно только А
- верно только Б
№ 7.
Три главных вопроса, которые решает рыночная экономическая система, это вопросы
- что производить, как производить, для кого производить
- зачем производить, какую установить цену, где реализовывать
- что производить, сколько производить, как распределить ресурсы
- для кого производить, как преодолеть дефицит, сколько производить
№ 7.
Три главных вопроса, которые решает рыночная экономическая система, это вопросы
- что производить, как производить, для кого производить
- зачем производить, какую установить цену, где реализовывать
- что производить, сколько производить, как распределить ресурсы
- для кого производить, как преодолеть дефицит, сколько производить
№ 8.
Что из перечисленного относится к факторам (источникам) производства?
- товарные запасы
- предпринимательство
- общественные блага
- предложение
№ 8.
Что из перечисленного относится к факторам (источникам) производства?
- общественные блага
- предложение
№ 9.
В Германии 20-х годов ХХ века цены на товары увеличивались чуть ли не каждый день. Это факт служит непосредственным проявлением
- кризиса командной экономики
- роста платежеспособного спроса
- товарного дефицита
- денежной инфляции
№ 9.
В Германии 20-х годов ХХ века цены на товары увеличивались чуть ли не каждый день. Это факт служит непосредственным проявлением
- кризиса командной экономики
- роста платежеспособного спроса
- товарного дефицита
№ 10.
Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. Переход частной собственности в руки государства называется приватизацией.
Б. Частными собственниками могут выступать как физические, так и юридические лица.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 10.
Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. Переход частной собственности в руки государства называется приватизацией.
Б. Частными собственниками могут выступать как физические, так и юридические лица.
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 11.
Критерием отнесения человека к одной из больших социальных групп (классов) является его
- гражданство
- уровень дохода
- религиозная принадлежность
- моральная позиция
№ 11.
Критерием отнесения человека к одной из больших социальных групп (классов) является его
- религиозная принадлежность
- моральная позиция
№ 12.
В ряде государств растёт доля пенсионеров в составе населения. Особенно быстрыми темпами этот процесс идёт в развитых странах. Одним из путей сохранения сложившегося пенсионного обеспечения является
- рост производительности труда
- снижение возраста выхода на пенсию
- увеличение объёма общественных работ
- расширение полномочий Пенсионного фонда
№ 12.
В ряде государств растёт доля пенсионеров в составе населения. Особенно быстрыми темпами этот процесс идёт в развитых странах. Одним из путей сохранения сложившегося пенсионного обеспечения является
- рост производительности труда
- снижение возраста выхода на пенсию
- увеличение объёма общественных работ
- расширение полномочий Пенсионного фонда
№ 13.
Верны ли следующие суждения о малых группах?
А. В малой группе устанавливаются непосредственные личные контакты между людьми.
Б. Межличностные отношения в малой группе всегда носят неформальный характер.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 13.
Верны ли следующие суждения о малых группах?
А. В малой группе устанавливаются непосредственные личные контакты между людьми.
Б. Межличностные отношения в малой группе всегда носят неформальный характер.
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 14.
Отличительным признаком правового государства является
- федерализм
- суверенитет
- разделение властей
- многопартийность
№ 14.
Отличительным признаком правового государства является
№ 15.
В США в середине ХIХ века избирательные права получили все белые мужчины, затем- бывшие рабы, а в 1920 году- женщины. Это движение в направлении к избирательному праву
- равному
- формальному
- прямому
- всеобщему
№ 15.
В США в середине ХIХ века избирательные права получили все белые мужчины, затем- бывшие рабы, а в 1920 году- женщины. Это движение в направлении к избирательному праву
- равному
- формальному
- прямому
№ 16.
Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Любая власть носит политический характер.
Б. Политическая власть распространяется на всё общество.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 16.
Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Любая власть носит политический характер.
Б. Политическая власть распространяется на всё общество.
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 17.
Какая отрасль права регулирует имущественные отношения юридических и физических лиц?
- трудовое право
- административное право
- уголовное право
- гражданское право
№ 17.
Какая отрасль права регулирует имущественные отношения юридических и физических лиц?
- трудовое право
- административное право
- уголовное право
№ 18.
Что отличает конституцию от других правовых актов?
- письменная форма
- высшая юридическая сила
- обязательность исполнения
- принятие высшим законодательным органом
№ 18.
Что отличает конституцию от других правовых актов?
- обязательность исполнения
- принятие высшим законодательным органом
№ 19.
Согласно закону подростки старше 14 лет могут самостоятельно распоряжаться своими заработками, вносить вклады в банк. С юридической точки зрения эти права отражают
- быстрое взросление подростков в современном обществе
- желание родителей приучить детей к самостоятельности
- обретение частичной гражданской дееспособности
- раннее начало трудовой деятельности, свойственной молодёжи в наши дни
№ 19.
Согласно закону подростки старше 14 лет могут самостоятельно распоряжаться своими заработками, вносить вклады в банк. С юридической точки зрения эти права отражают
- быстрое взросление подростков в современном обществе
- желание родителей приучить детей к самостоятельности
- обретение частичной гражданской дееспособности
- раннее начало трудовой деятельности, свойственной молодёжи в наши дни
№ 20.
Верны ли следующие суждения о правах ребёнка?
А. Права ребёнка защищаются особой конвенцией.
Б. Право жить и воспитываться в семье- одно из главных прав ребёнка.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 20.
Верны ли следующие суждения о правах ребёнка?
А. Права ребёнка защищаются особой конвенцией.
Б. Право жить и воспитываться в семье- одно из главных прав ребёнка.
- верно только А
- верно только Б
№ 21.
На уроке рассматривались отрасли права. Учитель предложил сравнить гражданское право и административное право. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт различия.
- одной из сторон может выступать должностное лицо
- регулирует определённую сферу правоотношений
- влияет на поведение людей
- предполагает равноправие сторон
Ответ: Черты сходства Черты различия
№ 21.
На уроке рассматривались отрасли права. Учитель предложил сравнить гражданское право и административное право. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт различия.
- одной из сторон может выступать должностное лицо
- регулирует определённую сферу правоотношений
- влияет на поведение людей
- предполагает равноправие сторон
Ответ: Черты сходства Черты различия
2 3 1 4
№ 22.
Установите соответствие между видами социальной мобильности и примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Примеры
А) переход из одного учебного класса в другой
Б) избрание капитаном школьной футбольной команды
В) исключение из вуза за недостойное поведение
Виды мобильности
- горизонтальная
- вертикальная
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В
№ 22.
Установите соответствие между видами социальной мобильности и примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Примеры
А) переход из одного учебного класса в другой
Б) избрание капитаном школьной футбольной команды
В) исключение из вуза за недостойное поведение
Виды мобильности
- горизонтальная
- вертикальная
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В
1 2 2
№ 23. В стране Z в 2013 г. Было проведено социологическое исследование. Задавали вопрос: «Бывает ли так, что в обсуждении со своими родными и знакомыми каких-либо проблем Вы ссылаетесь на мнения учёных, научные факты?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Никогда не обращаются к научным фактам при обсуждении различных проблем около половины опрошенных.
- Редко обращаются в обсуждении проблем к научным фактам меньше опрошенных, чем те, которые это делают часто.
- Затруднился в ответе на вопрос каждый десятый опрошенный.
- Редко используют научные факты при обсуждении проблем менее трети опрошенных граждан.
- Часто ссылаются на мнения учёных меньше опрошенных, чем те, которые не делают этого никогда.
Ответ:
№ 23. В стране Z в 2013 г. Было проведено социологическое исследование. Задавали вопрос: «Бывает ли так, что в обсуждении со своими родными и знакомыми каких-либо проблем Вы ссылаетесь на мнения учёных, научные факты?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Никогда не обращаются к научным фактам при обсуждении различных проблем около половины опрошенных.
- Редко обращаются в обсуждении проблем к научным фактам меньше опрошенных, чем те, которые это делают часто.
- Затруднился в ответе на вопрос каждый десятый опрошенный.
- Редко используют научные факты при обсуждении проблем менее трети опрошенных граждан.
- Часто ссылаются на мнения учёных меньше опрошенных, чем те, которые не делают этого никогда.
Ответ: 1 4 5.
№ 24.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Научное знание как аргумент не является определяющим для людей в их общении с окружающими.
- Научное знание в сознании людей вытесняется мифологией.
- В стране целесообразно больше популяризировать науку и её достижения.
- Количество учёных в стране за последние годы сократилось.
- Наука не изучает проблемы повседневной жизни людей в обществе.
Ответ:
№ 24.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Научное знание как аргумент не является определяющим для людей в их общении с окружающими.
- Научное знание в сознании людей вытесняется мифологией.
- В стране целесообразно больше популяризировать науку и её достижения.
- Количество учёных в стране за последние годы сократилось.
- Наука не изучает проблемы повседневной жизни людей в обществе.
Ответ: 1 3.
№ 25.
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Темпы инфляции в минувшем году снизились на 2%. (Б)Это хороший показатель. (В)Однако есть опасения, что в текущем году показатели будут хуже.
Определите, какие положения текста
- отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
№ 25.
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Темпы инфляции в минувшем году снизились на 2%. (Б)Это хороший показатель. (В)Однако есть опасения, что в текущем году показатели будут хуже.
Определите, какие положения текста
- отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
1 2 2
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (Извлечения).
Из статьи 5
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Часть 2.
3. В российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Часть 2.
4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путём создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Часть 2.
5.В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов;
Часть 2.
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определённой сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
Часть 2.
3)осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Из статьи 10
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
№ 26.
Озаглавьте каждый из пунктов приведённых статей закона, исходя из тех вопросов, которые в них освещаются.
№ 26.
Озаглавьте каждый из пунктов приведённых статей закона, исходя из тех вопросов, которые в них освещаются.
Ответ:
- гарантии права на образование;
- реализация права каждого человека на образование;
- государственная поддержка права на образование для отдельных групп учащихся;
- непрерывное образование
№ 27.
Приведите два принципа, обеспечивающие право каждого на образование и гарантированные в законе. Раскройте связь этих принципов.
№ 27.
Приведите два принципа, обеспечивающие право каждого на образование и гарантированные в законе. Раскройте связь этих принципов.
Ответ:
- общедоступность и бесплатность;
- бесплатность образования является одним из условий его общедоступности.
№ 28.
Как, согласно закону, обеспечивается реализация права каждого человека в нашей стране на образование? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, приведите пример, конкретизирующий это положение.
№ 28.
Как, согласно закону, обеспечивается реализация права каждого человека в нашей стране на образование? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, приведите пример, конкретизирующий это положение.
Ответ:
- право каждого человека на образование обеспечивается путём создания государством соответствующих социально-экономических условий для его получения;
- строительство за счёт средств государственного бюджета школ, детских садов и др.
№ 29.
Какие уровни образования обеспечивают его непрерывность? Назовите организации, осуществляющие образовательную деятельность на любых двух из указанных уровней.
№ 29.
Какие уровни образования обеспечивают его непрерывность? Назовите организации, осуществляющие образовательную деятельность на любых двух из указанных уровней.
Ответ:
- непрерывность образования обеспечивают общее среднее, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение;
- общее среднее- школа; профессиональное- колледж, вуз; дополнительное- центр творчества, секция, кружок.
№ 30.
Илья три года назад окончил вуз. Работа, на которую он устроился, потребовала новых знаний. Илья решил получить второе высшее образование в другом вузе. В приёмной комиссии ему пояснили, что он может учиться только на платной основе. Законно ли это условие? Какое положение документа служит подтверждением вашего вывода?
№ 30.
Илья три года назад окончил вуз. Работа, на которую он устроился, потребовала новых знаний. Илья решил получить второе высшее образование в другом вузе. В приёмной комиссии ему пояснили, что он может учиться только на платной основе. Законно ли это условие? Какое положение документа служит подтверждением вашего вывода?
Ответ:
- Да. Это условие законно.
- На конкурсной основе гарантируется бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
№ 31.
В законе называется категория лиц, которым оказывается содействие в реализации права на образование. Опираясь на обществоведческие знания, личный социальный опыт, приведите аргументы, подтверждающие необходимость поддержки любых двух категорий лиц из числа указанных.
№ 31.
В законе называется категория лиц, которым оказывается содействие в реализации права на образование. Опираясь на обществоведческие знания, личный социальный опыт, приведите аргументы, подтверждающие необходимость поддержки любых двух категорий лиц из числа указанных.
Ответ:
1) Для полноценной учёбы детей с ограниченными возможностями требуется создание специальных условий: строительство пандусов в школе, использование специальных методов обучения;
2) тем, кто в период учёбы в школе проявляет выдающиеся способности в спорте, важно создать особый график посещения занятий, помочь с оплатой занятий в спортивных секциях.
Использованная литература.
- Единый государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е. Лисова. Издательство Национальное образование. Москва. 2018 год