Здоровьесберегающи е технологии
Учитель начальных классов
АОШ№8
Кулешова Надежда Викторовна
Как Вы считаете, что является наиболее значимым из предложенного списка ?
- Деньги
- Здоровье
- Знания и умения
- Положительные оценки учеников.
Результаты :
Каждый пятый школьник оканчивает школу с хроническим заболеванием или инвалидностью
.
По данным медиков :
ухудшение состояния здоровья происходит
в 7 лет
в 10 лет
в период с 12 до 17 лет
Гипотеза:
отрицательное влияние внутришкольной среды и прежде всего учебных перегрузок:
в начальной школе составляет 12%
старших классах несколько больше 20 %
Нарушения зрения:
Постепенное ухудшение зрения
с 5-8 класса составляет 6% .
Значительные нарушения зрения
с 9-го по 11-ый класс 12%.
Здоровых детей:
- В 1 классе примерно 70%
- Среди выпускников 10%
В чём причины:
1 .перегрузки в процессе обучения;
2. нехватка двигательной активности;
3.несоответствие материально-технической базы школы санитарно-гигиеническим требованиям,( например столы, стулья в классе должны быть разной величины….);
4. питание школьников, медицинское обслуживание.
Здоровье
не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой
Здоровье - это
Состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
( Российская педагогическая энциклопедия)
Здоровьесберегающие технологии-
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Сущность здоровьесберегающего урока
- обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока,
- позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни .
Принципы здоровьесберегающего урока, направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья
- принцип двигательной активности;
- принцип оздоровительного режима;
- принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
- принцип реализации эффективного закаливания;
- принцип психологической комфортности;
- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущего темперамента).
Для реализации данных принципов выбраны и систематизированы педагогические методы и приёмы обучения.
Современные
здоровьесберегающие
технологии
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Стретчинг
- Витаминизация и аромотерапия
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика для глаз- самокоррекция
- Гимнастика дыхательная
- Гимнастика бодрящая
- Организация работы в режиме смены позы
Стретчинг
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста хорошо проветренном помещении
Физкультминутки- динамические паузы
- гимнастика для улучшения мозгового кровообращения,
- для снятия утомления плечевого пояса и рук,
- для снятия напряжения с мышц туловища;
- Гимнастика пальчиковая;
- Гимнастика бодрящая
Гимнастика дыхательная
использую во время контрольной или самостоятельной работы
- успокаивающее дыхание: Вдох выдох пауза
4 с - 5с - 2с
4 с - 4 с - 2с
4 с - 6с – 2с
- мобилизующее дыхание: Вдох выдох пауза
4с - 2с - 4с
4с - 5с - 2с
4с - 6с - 2с
Гимнастика для глаз- самокоррекция
Схема гимнастики для глаз
Рекомендации для учителя
Учитель должен:
- проводить физкультминутку, находясь в хорошем настроении; - обладать педагогическим тактом; -владеть высокой двигательной культурой и образно показывать упражнения; -уметь сочетать движения с музыкальным ритмом; -знать основы терминологии физических упражнений.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В РЕЖИМЕ СМЕНЫ РАБОЧЕЙ ПОЗЫ
Расстановка мебели
- Парты (столы) нужно размещать в 3 колонны так, чтобы свет падал с левой стороны.
- не менее 2 раз в год школьников, сидящих в 1 и на 3 рядах, надо менять местами: те, кто вначале сидел в третьем ряду, затем должны быть пересажены в первый, и наоборот.
- Недопустимо использовать 5 рядов так как дети, сидящие в крайних рядах, имеют плохой угол зрения по отношению к доске и вынуждены поворачивать корпус тела.
- Впереди ряда ставятся более низкие парты, по мере удаления – более высокие.
- Проходы между партами должны составлять 70 см, а между партами и стеной – от 50 до 70. Расстояние от доски до первого ряда столов – 2м, а до последнего – 8м.
- надо обязательно рассаживать учеников, учитывая не только их рост, но и состояние здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
- Физкультурные занятия
- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
- Занятия из серии «Здоровье»-Валеология
- Самомассаж
3.Коррекционные технологии
Использование новых форм организации уроков
- Арттерапия –коррекция через творчество
- Технологии музыкального воздействия
- Сказкотерапия
- Технологии воздействия цветом - цветотерапия
- Психогимнастика
- Комфортное начало и окончание урока
- Личный пример учителя.
Интерактивное обучение снимает, сводит на нет следующие факторы риска:
- стрессовую педагогическую практику;
- интенсификацию учебного процесса;
- несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников .
Психогимнастика-
это упражнения, этюды, игры,
направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка.
“ У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!”
- Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя,
Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья.
- Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит – с позиций здоровьесбережения – не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления.
Цветотерапия
- Красный цвет влияет на физическое состояние(Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности)
- Жёлтый – на умственное, (это цвет хорошего настроения. Под его воздействием быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача)
- Голубой – влияет на эмоции .
- Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов.
- Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности
Факты:
От цвета бумаги изменяется даже число верных ответов.
- Например , на зелёной бумаге число верных ответов было на 20% больше,
чем на белой,
- на красной, напротив, уменьшилось на 19%.
Музтерапия
использование музыки как оформления фона занятий и сопровождения моментов урока.
- музыка влияет на человека через ритм, которому подчинены все функции организма: ритмично бьется сердце, дышат легкие
Музыкальная психорегуляция используется для улучшения самочувствия, восстановления, снятия психоэмоционального напряжения:
- Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы.
- Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем.
- Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие , психоэмоциональное состояние.
Арттерапия –коррекция через творчество
- Рисунки на полях тетради символа дня, лепка рисование, вышивание
- Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения.
Дни здоровья
Здоровье самого учителя
Учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.
Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе .
- Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”.
- У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
«Учитель, помни: твоя улыбка стоит тысячи слов» К. Ушинский
1. она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.
2.улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.
3.заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило
Будьте здоровы!!!
“ Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто ”.
СОКРАТ