Публичное представление педагогического опыта
учителя английского языка
МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1»
Торбеевского муниципального района Республики Мордовия
Пронькиной Ларисы Юрьевны
Учитель!
Он всегда в дороге –
В заботах, поисках тревоге –
И никогда покоя нет.
И сто вопросов на пороге,
И нужно верный дать ответ.
Он сам себя всех строже судит.
Он весь земной, но рвется ввысь.
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись.
И. Дружинин
Тема инновационного педагогического опыта: «Воспитательный потенциал урока английского языка как средство формирования развивающейся личности».
1.Актуальность и перспективность опыта.
В условиях глобализации современного общества актуальным стало изучение иностранных языков. В частности, английского, популярность которого растет с каждым годом, и который на сегодняшний день занимает лидирующую позицию среди остальных. Таким образом, английский язык является одним из языков международного общения.
Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями для человека. Соответственно и система образования должна быть нацелена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений самостоятельной познавательной деятельности. Эта иная система образования по сравнению с той, которая была востребована обществом ранее. Поэтому и содержание, и технологии обучения, и средства обучения должны быть иными.
В связи с этим, нельзя недооценивать роль иностранного языка как общеобразовательного предмета, служащего развитию личности, в том числе ее профессиональному становлению. В современной школе учебный предмет «Английский язык» фактически является средством получения информации о других народах и странах, их культуре. Кроме того, знание иностранного языка помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности.
Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, следовательно, мы сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Спецификой предмета иностранного языка является то, что методическим содержанием современного процесса обучения должна быть его коммуникативность, т.е. речевая направленность. При этом участники данного процесса должны быть речевыми партнерами, а значит, современное занятие по иностранному языку должно представлять собой акт творческого сотрудничества; если этого нет, то исчезает мотивация, общение становится невозможным. Главная методическая задача «Воспитательный потенциал урока английского языка как средство формирования развивающейся личности», стоящая передо мной как перед учителям, состоит в том, чтобы придать обучению форму общения. Исходя из идеи, я ставлю следующие цели: - научить самостоятельной работе;
- научить адаптироваться в жизни.
Важность речевого партнерства подтверждается еще и тем, что только при соблюдении этого условия можно эффективно осуществлять воспитательное воздействие. Необходимо строить процесс обучения на сочетании взаимообусловленных факторов: активности, творчества и самостоятельности. Творчество вызывает активность и требует самостоятельности, активность проявляется в творчестве и самостоятельности, самостоятельность есть обязательное условие активности и творчества. Активная позиция в процессе обучения, при которой обучаемый превращается из объекта обучения в субъект учебной деятельности, и индивидуализация всего процесса способствуют интенсификации когнитивных, познавательных и воспитательных составляющих.
Для меня очень важно найти на уроке особый индивидуальный подход к обучащимся: нужно не заставлять, а мотивировать их к учёбе. Считаю, что основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.
3. Теоретическая база опыта.
Согласно требованиям ФГОС ОО формирование личности как идеального представителя гражданского общества ставит перед образованием как институтом ряд важнейших задач. К ним относятся следующие:
- приобщение нового поколения детей, подростков и молодёжи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;
- овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности;
- уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения.
К числу нормативных характеристик личности, которые проектируются через систему образования, относятся следующие социальные установки:
- гражданской идентичности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;
- активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего укреплению толерантности;
- готовность сотрудничать с другими людьми;
- критическое мышление;
- личная идентичность;
- принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми;
- содействие росту конкурентоспособности и процветанию гражданского общества.
Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, следовательно, мы сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.
Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у ученика широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования. Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учеников.
Трудно сказать, что не является предметом обсуждения на уроках иностранного языка, затронуты, практически, все стороны жизни. Пожалуй, только история, обществоведение и литература располагают некоторыми из этих возможностей. Но у иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути - личностно. Ученик не просто рассказывает о чем-то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Именно эта личностная заостренность и является тем каналом, через который в сознание ребенка проникает воспитательное воздействие.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Обучение иностранному языку на основе ознакомления с культурой других стран является одной из основных целей и принципов всего процесса изучения иностранного языка. Оно подразумевает знакомство с существующими политическими, деловыми, нравственными, религиозными, эстетическими идеями представителей другой этнической культуры, с психологией, историей, литературой других народов. Это создает плодотворную почву для высокого интеллектуального и социокультурного уровня развития личности обучающихся.
В процессе работы мной реализуются основные задачи обучения: практическая или коммуникативная задача, которая нацелена на формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности; общеобразовательные задачи, которые призваны заложить основы филологического образования школьников, совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор; воспитательные задачи, которые состоят в воспитании у обучающихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке, гордости за свою страну, свой народ; развивающие задачи, которые намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности обучающихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке. Реализация перечисленных задач является необходимым условием достижения желаемых результатов.
На уроках я часто использую формы интерактивного взаимодействия (фронтальный опрос, работа в парах, группах и микрогруппах, индивидуальную работу, игровую), компетентностный и личностно-ориентированный подход, а также проектную и исследовательскую деятельность. Мои ученики создали такие проекты «Мой питомец», «Спорт в жизни подростка», «Древние цивилизации», «Мой любимый праздник»и т.д., и исследовательские работы «Выяснение степени распространения неоправданных англицизмов в речи подростков» и т.д. сотрудничая с родителями, учителями-предметниками, школьной и районной библиотекой и т.д. Проектная методика соединяет в себе черты и деловой игры, и соревнования. Творческие возможности учащихся не ограничиваются, а стимулируются, так как учащиеся могут использовать дополнительные источники: иллюстрации, материалы из периодической печати, видеосюжеты.
Защита проекта «Fashion Show»Байкова Виктория 11 класс

Нередко урок английского языка в старшем классе – это диалог между учителем и учениками, с использованием оценочных суждений, высказыванием и аргументацией своего мнения по поводу видения той или иной проблемы. В процессе такого диалога столкнулась с трудностью: не всегда сразу удается разговорить детей. Причина, как мне кажется, не только в ограниченном объеме владения лексическими единицами. Порой дети боятся, что их мнение не будет принято, т.к. не совпадает с мнением окружающих. В таких случаях придерживаюсь своей системы оценивания, главным критерием которой является не абсолютно правильное мнение, а умение ребенка аргументировано и грамотно отстаивать свою точку зрения, его способность выйти из сложной ситуации. Для этого создаю на уроках атмосферу успеха, где любое мнение имеет право на существование и дети чувствуют себя уверенно и комфортно.
Провожу различные внеклассные мероприятия.
«Живой урок» в музее им. М.П. Девятаева

А также мои ученики принимают активное участие в различных конкурсах, олимпиадах, интернет-олимпиадах, форумах и занимают призовые места.
Конкурс юных чтецов – 2017

Команда МБОУ «Торбеевская СОШ № 1» - победитель II Респубдиканского Фестиваля иностранных языков – март 2017

В процессе овладения иностранным языком ученики усваивают материал, который демонстрирует функционирование языка в естественной среде, речевое и неречевое поведение носителей языка в разных ситуациях общения и раскрывает особенности поведения, связанные с народными обычаями, традициями, суевериями, социальной структурой общества, этнической принадлежностью. (Прежде всего, это происходит с помощью аутентичных материалов (оригинальных текстов, аудиозаписи, видеофильмов), которые являются нормативными с точки зрения языкового оформления и содержат лингвострановедческую информацию.
От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия во многом зависит конечный результат учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков (уроки-путешествия, конференции, телешоу, викторины, интерактивные уроки, уроки-экскурсии и т.д.) дают возможность не только повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий оживляют мысль.
Урок-путешествие

Следующим эффективным приемом работы является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. Ролевая игра помогает развивать у детей языковую компетенцию. В результате театральной деятельности создается атмосфера доверия, дети становятся свободнее, увереннее в себе, дети учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу, формируется чувство взаимопомощи.
Ролевая игра

Таким образом, изучая иностранный язык, школьник должен не только усвоить его лексические, грамматические и синтаксические особенности, но и научиться адекватно ситуации реагировать на реплики носителей языка, уместно применять мимику и жесты, использовать формулы речевого этикета и знать культурно-исторические особенности страны изучаемого языка.
Невозможно представить себе человека, вступившего в диалог культур и оставшегося на той же ступени личностного развития. Культура общения участника коммуникации выходит на совершенно иной, более высокий уровень, который требует от него
- терпимости к непохожести собеседника;
- уважения к культуре партнёра по общению;
- принятия различий в стиле жизни, одежде, образе мышления;
- преодоления стереотипов в отношении другого народа и его культуры;
- проявления интереса к собеседнику и его стране;
- открытости новому и неизвестному.
Чтение текстов на иностранном языке предоставляет огромные воспитательные возможности, если «иностранный язык используется как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов, если он выступает как способ познания действительности, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе обучения" (И.Л. Бим). При этом ведущей образовательной функцией чтения становится функция культуросозидательная, обеспечивающая сохранение, передачу и развитие общеобразовательной культуры учащегося средствами литературно-художественного компонента, предполагающего доступ к иной национальной культуре и тем самым к культуре мировой. Это дает возможность преодолеть в воспитании учащихся культуроцентризм и внести существенный вклад в повышение уровня их гуманитарного образования.
Для осуществления задач, стоящих перед учителями иностранных языков, необходимо постоянно работать над самообразованием. Большой выбор методической литературы, наглядных пособий, широкие возможности компьютера, интернет-ресурсов дают возможность для плодотворной творческой работы. Я считаю, что необходимо широко применять информационно-коммуникативные технологии в образовательном и воспитательном процессах, чтобы:
- быть технически грамотным специалистом;
- быть в курсе всех событий в образовании;
- сделать процесс обучения более наглядным, доступным, увлекательным, информативным;
- активизировать творческую деятельность учащихся.
Использование современных образовательных технологий, таких как:
1. Проблемно-поисковое обучение
2. Личностно-ориентированное обучение
3. Игровые технологии
4. Здоровье-сберегающие технологии
4. Информационно-коммуникативные технологии
5. Интегрированное обучение
6. Саморазвивающее обучение
на уроках способствует: развитию индивидуальных познавательных способностей каждого ребёнка; максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт ребёнка; помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
5. Анализ результативности работы
Показателем, характеризующим результативность моей работы в данном направлении, являются результаты участия моих учеников в предметных олимпиадах, заочных олимпиадах и конкурсах.
В целях обмена опытом с коллегами я выступаю на семинарах, педагогических советах, участвую в конкурсах профессионального мастерства. Стараюсь повышать свой методический уровень на курсах повышения квалификации, изучаю опыт работы педагогов республики и других регионов, участвую в международных вебинарах.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В настоящее время отмечается значительное снижение интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с данными. В результате у большинства школьников со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
В ходе анализа опыта обучения в общеобразовательной школе иностранному языку можно определить, что одной из важных проблем, мешающей успешному освоению знаний, является коммуникативная неразвитость и особенности индивидуальных способностей учащихся. С одной стороны, для разных детей требуются различные формы занятий, с другой стороны, они зачастую не в состоянии сформулировать причину возникающих у них трудностей или просто стесняются про них сообщить. Некоторые ученики быстро усваивают объяснения учителя, другим нужны более подробные разъяснения или даже дополнительные занятия. Программа и предлагаемые учебники, по которым учатся дети, рассчитаны на среднего ученика. Я считаю, что необходимо целесообразно использовать современные технологии и методы обучения, позволяющие уделить каждому ученику 5-10 минут, чтобы реализовать возможности личностно - ориентированного подхода к изучению английского языка, так как он «основан на личностных особенностях обучаемых».
Основной задачей в обучении иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающийся как определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций, которые позволяют детям целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного общения.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта
С публикациями о представленном педагогическом опыте можно познакомиться на странице учителя Пронькиной Л.Ю. на сайте школы http://sc1tor/schoolrm.ru
8. Наглядное приложение: конспект и видеозапись открытого урока.
С конспектом и видеозаписью открытого урока можно познакомиться на странице учителя Пронькиной Л.Ю. на сайте школы http://sc1tor/schoolrm.ru