Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.
Работа с обучающимися в 5 классе ведется совместно с учителями начальных классов, с педагогами-психологами, социальным педагогом , библиотекарем.
Учителю необходимо -
изучить программу начальной школы и методики преподавания в начальной школе учителем 5 класса, программ средней школы - учителем начальных классов;
изучить уровень знаний, умений и навыков в 4 классах; (для этого провести собеседование входное тестирование)
ознакомиться с психологическими особенностями учащихся; необходимо владеть знаниями психологии подросткового возраста;
На начальном этапе коммуникативная направленность в обучении иностранному
языку реализуется в системе сюжетных игр, игровых ситуаций и драматизаций. В игре
учащиеся применяют имеющиеся знания, приобретают новые, развивают навыки и
умения, необходимые в учебной деятельности.
Игра - основной вид деятельности дошкольников и младших школьников. Поэтому в процессе фонетических, лексических, ролевых игр первоклассники легко и естественно усваивают иностранный язык.
Преподаватель также широко использует аудио и видео наглядность: игрушки, картинки, аудиозаписи, мультимедийное оборудование и Интернет ресурсы.
На уроках можно и нужно разыгрывать простейшие сценки - покупка в магазине, поход к врачу и так далее. Очень полезно проводить грамматические игры.
Младший школьный возраст представляет собой период самой сильной работы механической памяти.
Психологи отмечают стремление младших школьников заучивать все наизусть или воспроизводить усвоенное близко к оригиналу. – постепенно усвоенный материал в нестандартных ситуациях.
Нужно отметить, что ребёнок в пятом классе продолжает изучение иностранного языка, а не начинает учить его заново!
Рассмотрим преемственность в предметном содержании образования:
Темы | Начальная школа | Основная школа |
Я и моя семья | Знакомство. Семья, Праздники. Прием и угощение гостей. Мой день. Еда. Одежда. Здоровье. | Взаимоотношения в семье. Помощь по дому. Здоровый образ жизни. Посещение врача. Спорт |
Я и мои друзья | Друзья. Помощь другу. Совместные занятия. Домашние животные. | Характер и увлечения друзей. Взаимоотношения с друзьями. Конфликты и их решения. |
Мир моих увлечений | Любимые игрушки, занятия, хобби. Сказки. Выходной день. Каникулы. | Любимые занятия и развлечения. Путешествия. Спорт. Искусство. СМИ. Книги. |
Моя школа | Школа. Классная комната. Учебные предметы, принадлежности. Занятия в школе | Школьная жизнь. Взаимоотношения. Отношения к школьным предметам. Школа за рубежом. Школьные обмены. Роль ин. языка. Выбор профессии. Карманные деньги. |
Мир вокруг меня | Мой дом. Моя комната. Мой город. Любимое время года. Погода. Природа. | Ориентация в городе. Транспорт. Достопримечательности. Будущее нашей планеты. Защита окр. среды. |
Страна изучаемого языка | Персонажи популярных детских книг. Произведения детского фольклора. Праздники. | Географические и природные условия, население, столицы, денежные единицы, достопримечательности, выдающиеся люди, сверстники, традиции, праздники. |
Возраст | Особенности | Влияние на обучение |
8-9 лет | Сильная работа механической памяти. Конкретное, образное мышление с яркой эмоциональной окрашенностью. Способность к подражанию. Большая потребность в физических движениях. Импульсивность. Неусидчивость. | Использование наглядности, игр. Установка, концентрация произвольного внимания, частая смена приемов обучения. Заучивание наизусть. Индивидуальный подход к каждому ученику. |
10-11 лет | Важна игровая деятельность, хотя учебная постепенно выходит на первый план. Конкретное мышление преобладает над абстрактным | Включение в уроки игровых моментов. Грамматика представляется нестандартно, образно. |
12-13 лет | Происходит развитие абстрактного мышления. Усваиваются нормы ответственного поведения в обществе. Появляются сложности в межличностном общении | Появляется возможность обсуждать ситуации, требующие морального выбора и имеющие воспитательную ценность, использовать дискуссии на уроках, увеличивать количество продуктивных коммуникативных упражнений. Происходит активное формирование коммуникативной компетенции. |
13-14 лет | Формируются учебные умения и информационная компетенция. Появляется проблема выбора профессии. | Возрастает роль самостоятельной работы по изучению иностранного языка. Наибольший эффект дает проектная деятельность. Появляется желание знакомиться с различными сферами трудовой деятельности |
Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению. Именно интерес заставляет ребенка заниматься тем, что совпадает с его внутренней потребностью. И нужно учитывать то, что интересы младшего школьника и младшего подростка различны.
Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя. Формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения – это наивысший труд.
Но при переходе на среднюю ступень обучения в связи с усложнением учебного материала интерес учеников к изучению иностранного языка снижается. Специфика предмета «Иностранный язык» требует от детей напряжённой умственной деятельности, внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать. Можно выделить следующие причины снижения познавательной активности:
большое количество новых слов;
при изучении темы нет опоры на родной язык, так как в родном языке отсутствует данное явление («Артикль», «Фразовые глаголы»);
данное явление ещё не изучалось на родном языке.
Традиционно трудными являются такие аспекты речевой деятельности как восприятие на слух, аналитическое чтение, письменная речь.
На начальном этапе, а также в конце года будет уместно провести анкету, узнать, что понравилось детям, что вызвало трудности. Оформить портфолио, чтобы ребята могли сами следить за своими успехами.
И в заключение хочется сказать, что даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. Интерес к изучению языка, а значит, и мотивация пропадает, когда ребёнок чувствует неуверенность, боится порицания за ошибки. Хвалите детей за их усилия, радуйтесь достижениям. Будьте терпеливы и доброжелательны.