Слайд 1 .
Усеченная пирамида.
Сопровождается музыкой. Содержит гиперссылку: «Автор и разработчик». Смена слайда – по щелчку.
Основная цель: ввести понятие конической поверхности, конуса и его элементов, вывести формулы для вычисления
площади его поверхности.
1.Актуализация опорных знаний.
2.Изучение нового материала:
а) понятие конуса,
его элементов;
б) вывод формулы площади боковой
поверхности конуса;
в) полная поверхность
конуса.
3. Это любопытно.
4. Закрепление нового материала
при решении задачи № 547, 549а.
5.Задание на дом.
6.Итоги урока.
Слайд 2.
Цель урока. Ход урока.
Содержит музыку. Открывается по щелчку.
Актуализация опорных знаний
Меню
урока
Изучение нового материала
Вывод формулы S боковой поверхности
конуса
Конические сечения.
Конус. 3D-чертеж.
Это любопытно…
Слайд 3
Меню урока
(главный управляющий слайд для перехода на другие слайды)
Сопровождается музыкой.
Содержит:
а) управляющие кнопки по щелчку, которые позволяют «открыть» нужный этап урока;
б) гиперссылку «3D-чертеж усеченной пирамиды», в которой используется фрагмент мультимедийного учебника «Стереометрия»;
В) гиперссылку «Пауза», содержащую фотографию одного из уроков (с использованием мультимедиа) по теме «Правильные многогранники» и видеоклип;
г) переход к видеофайлу по теме повторения «Пирамида», мультимедийный Flash –ролик, взятый из «Стереометрии», озвученный и преобразованный в видеофайл с помощью программы Flash to Video Encoder (взята из Интернета) ;
д) переход к историческому материалу «Это любопытно», содержащему фотографии из Интернета, фото озвучено;
е) переход к формулам площадей многоугольников, которые необходимы при вычислении площадей оснований усеченной пирамиды.
Итоги урока
Пауза
Исторические сведения
Формулы площадей
Пауза
3
2
1
5
4
9
7
8
6
Слайд 4.
Актуализация знаний.
Переход к следующему слайду – по щелчку.
Содержит управляющую кнопку «Меню урока» и управляющие кнопки в ответе к заданию №1, после нажатия на них выдается сообщение о правильности решения данного задания.
- Среди изображенных тел выберите номера тех,
которые являются конусом.
Конус - тело вращения.
P
O
L
Конические сечения.
За площадь боковой поверхности конуса принимается площадь её развертки:
Р
А 1
Р
ℓ
R
2ПR
В
А
В
А
Выведем площадь боковой поверхности конуса.
Меню урока
S бок = π R ℓ;
S кон = π R(ℓ + R)
Меню урока
Итоги урока:
- Конусом называется тело …
- Высотой конуса называется ….
- Площадью полной поверхности конуса называется …
- За площадь боковой поверхности конуса принимается …
- Осевым сечением конуса является…
- Площадь боковой поверхности конуса равна…
- Площадь полной поверхности конуса равна …
- Площадь круга равна …
- Конус получается вращением …
Конус.3-Dчертёж.
Слайд 5.
Продолжите предложения.
Содержит гиперссылки «Пирамида 3D-чертеж» и «Правильная пирамида 3D-чертеж» для проверки правильности устного ответа учащихся.
Конус - тело вращения
Формулы
площадей
Слайд 23.
Формулы площадей многоугольников.
Содержит 4 гиперссылки:
Параллелограмм
Треугольник
Трапеция
Ромб.
После просмотра – возврат в меню урока.
Треугольник
Круг
Меню урока
Меню урока
Площадь треугольника.
a 2 √3
S =
a
a
4
где а - сторона
равностороннего треугольника
a
Слайды 24-27.
Нужны для повторения формул площадей основных многоугольников, лежащих в основаниях усеченной пирамиды.
Управляющая кнопка возврата возвращает к слайду 23 «Формулы площадей многоугольников.
S = ½ a b ,
а, b - катеты прямоугольного треугольника
b
a
Площадь круга:
R
R 2
S =
Меню урока
Из истории.
Понятие конической поверхности было введено Апполонием в его «Конических сечениях», при этом он имел ввиду обе полости конуса. Вот что пишет Апполоний: «Если от какой-либо точки окружности Круга, который не находится в одной плоскости с некоторой точкой,
Проводить прямые, соединяющие эту точку с окружностью, и при неподвижности точки перемещать прямую по окружности, возвращая её туда, откуда началось движение, то поверхность, описанную прямой и составленную из двух поверхностей, лежащих в вершине друг против друга,
из которых каждая бесконечно увеличивается, если бесконечно продолжать описывать прямую, я называю конической поверхностью, неподвижную же точку – её вершиной, а осью – прямую, проведенную через эту точку и центр круга».
Определение конической поверхности Апполония воспроизведено в современных школьных учебниках с существенной заменой круга на Любую линию, так называемую направляющую.
Площадь боковой поверхности конуса была найдена Архимедом . В 14-м предложении его произведения «О шаре и цилиндре» он доказывает следующую теорему: «Поверхность всякого равнобедренного (т.е прямого кругового) конуса, за вычетом основания, равна кругу, радиус которого есть средняя пропорциональная между стороной (т.е образующей) конуса и радиусом
круга, являющегося основанием конуса»
Меню урока
АРХИМЕД (ок. 287–212 до н.э.),
величайший древнегреческий математик и механик.
Уроженец греческого города Сиракузы на острове Сицилия
Алгоритм рассуждений:
Площадь кругового сектора:
Р
S = ℓ 2
Чему равна длина окружности ?
Выразите ℓ через r.
R
О
А