Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку истории в 9 классе "Реформы Столыпина П.А."»
: “Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы”.
Тема урока Реформы Столыпина
План:
- Аграрная реформа: ее цели, суть, направления.
- Методы проведения реформы и ее итоги.
- Другие реформы и планы Столыпина.
- Деятельность Государственной думы.
Россия в начале 20 века.
- Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.
- 9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай 11 царским указом распустил 1 Государственную Думу, обвинив ее в революции.
- Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина, сохранив за ним пост министра внутренних дел.
Кто же он – П.А. Столыпин?
- Какие реформы он предлагал провести?
- Цели реформы
- Основные мероприятия и осуществление реформы
- Итоги реформы
- Актуальна ли тема урока сегодня?
Пётр Аркадьевич Столыпин родился 14 апреля 1862 г. в столице Саксонии Дрездене. Его родители происходили из старинных дворянских родов – Столыпиных и Горчаковых. Раннюю юность провёл в Литве. Окончил Виленскую гимназию. В 1881 г. он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Кроме физики и математики здесь преподавались: физика, геология, зоология и агрономия. Именно эти науки, последние среди названных, и привлекали Столыпина. Пётр Аркадьевич женился рано, университете. Ольга Борисовна, жена П.А.Столыпина, прежде была женой его старшего брата, убитого на дуэли. Пётр Аркадьевич имел большое семейство. У Столыпина было шесть детей, из них пять дочерей и один сын. После окончания университета у Столыпина были все данные, чтобы стать учёным, но он выбрал другую дорогу - дорогу политика.
Реформы П. А. Столыпина
Даты и события:
- 1906—1911 гг. — П. А. Столыпин во главе Совета министров,
- Манифест от 3 ноября 1905 года отменил выкупные платежи,
- указ от 9 ноября 1906 года, разрешавший крестьянам выходить из общины и укреплять землю в личную собственность.
Понятия:
6 марта 1907 года, П. А. Столыпин выступил перед II Государственной Думой с изложением правительственной программы реформ.
Предполагалось провести преобразования в:
- Аграрной сфере
- Сфере прав и свобод совести(переход из одного вероисповедания в другое, закон о старообрядческих общинах и др. ).
- Реформы в правовой сфере (были обещаны законопроекты о неприкосновенности личности
- Административная реформа (введение волостного земства)
- Рабочая реформа (профессионального союза и государственного страхования)
- Реформа образования (всеобщее начальное образование)
- Военная реформа
Желаемое и действительное
Важнейшей составной частью столыпинского проекта должна была стать административная реформа.
Правительство понимало, что успехи экономического развития страны зависят от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения.
Цель: желание покончить с существующим статусом крестьянина и превратить его в полноправную личность.
Еще в начале 1900-х гг ., под давлением земской общественности, Министерство просвещения приступило к разработке закона о введении всеобщего начального образования. Главным было то, что проект отвечал его основному замыслу — дать возможность крестьянам-собственникам и их детям повысить свой культурный и образовательный уровень.
Для этого необходимо было все крестьянские сословные учреждения, такие как крестьянская «волость» и волостной суд, заменить общими, т. е. внесословными, органами управления.
Цели реформы Столыпина :
- развитие капиталистических отношений в
деревне, разрушение общины, передача
крестьянам земли в частную
собственность, создание хуторских и
фермерских хозяйств;
- переселение революционно настроенных,
малоземельных крестьян из центра на окраины.
- образование широкого рынка для
промышленности;
- создание прочной социальной базы
самодержавия в лице крепкого
зажиточного крестьянина;
Основные мероприятия:
Принятие указа 9 ноября 1906 г о
переходе наделов на частную
собственность
Создание хуторов и отрубов
Ликвидация чересполосицы
Разрушение общины
Создание крестьянского банка в 1912 году
Массовое переселение, в котором основную массу переселенцев на восток составили до этого безземельные или малоземельные русские крестьяне-бедняки, но также и украинцы, белорусы, татары и даже эстонцы и поляки
Реформа осуществлялась по трем направлениям :
- разрушение общины,
- закрепление земли в частную
собственность крестьян,
- их полное уравнение с другими сословиями;
- помощь крестьянам через Крестьянский банк для покупка казенных или дворянских земель;
- создание хуторов и отрубов;
- возникновение фермерского высокопроизводительного, свободного хозяйства;
- переселение безземельных или малоземельных крестьян из центра на окраины (Сибирь, Кавказ, Средняя Азия, Дальний Восток).
Итоги реформы
- Сохранилось помещичье землевладение, не была разрушена сельская община, большинство крестьян обрабатывало землю примитивными орудиями.
- Около 500 тысяч переселенцев вернулись на прежнее место жительства из более, чем 3,5 млн. чел
Столыпинская реформа положила начало частной собственности на землю у огромной массы крестьян.
- Приток разорившихся крестьян в город увеличил рынок рабочей силы, возрос спрос на сельскохозяйственную продукцию. Это способствовало развитию промышленности и торговли.
- В целом реформа способствовала развитию капитализма в России