СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме: "Русский язык как развивающееся явление" 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация в целом составлена к разработке урока из методического пособия Е.А. Касатых "Русский язык. Поурочные разработки" 7 класс, изд. Просвещение, 2014, но с  моими изменениями.

 Методическое пособие есть на данной страничке: https://multiurok.ru/files/russkii-iazyk-7-klass-pourochnyie-razrabotki-kasat.html 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме: "Русский язык как развивающееся явление" 7 класс»

Познакомимся с учебником

Познакомимся с учебником

Живой как жизнь. Н.В. Гоголь

Живой как жизнь.

Н.В. Гоголь

Русский язык  как развивающееся явление 7 класс

Русский язык как развивающееся явление

7 класс

Уровни и единицы языка

Уровни и единицы языка

 Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.  К. Ушинский

Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.

К. Ушинский

Анализ  текста Овидий Вергилий Гомер  … Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит к прошлому. Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности…А ведь русский язык жив. Он живет для будущего. Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть…

Анализ текста

Овидий

Вергилий

Гомер

Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит к прошлому. Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности…А ведь русский язык жив. Он живет для будущего. Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть…

Фонетические изменения   «Мамой» буквы является Екатерина Дашкова , просвещённая княгиня. Как-то во время одного из заседаний Академии словесности она попросила Державина написать слово «ёлка». Присутствующие приняли предложение за шутку. Ведь всем было понятно, что писать надо «iолка». Тогда Дашкова задала простой вопрос: резонно ли обозначать при письме двумя буквами один звук? Предложение княгини ввести в алфавит новую букву «ё» с двумя точками сверху для обозначения звука «iо» по достоинству было оценено знатоками словесности. Эта история случилась в 1783 году.

Фонетические изменения

  «Мамой» буквы является Екатерина Дашкова , просвещённая княгиня.

Как-то во время одного из заседаний Академии словесности она попросила Державина написать слово «ёлка». Присутствующие приняли предложение за шутку. Ведь всем было понятно, что писать надо «iолка». Тогда Дашкова задала простой вопрос: резонно ли обозначать при письме двумя буквами один звук? Предложение княгини ввести в алфавит новую букву «ё» с двумя точками сверху для обозначения звука «iо» по достоинству было оценено знатоками словесности. Эта история случилась в 1783 году.

А широко известной новая буква  ё  стала благодаря историку  Н.М. Карамзину . В 1797 году Николай Михайлович решил заменить при подготовке в печать одного из своих стихотворений две буквы в слове «сл iо зы» на одну букву ё .   Так, с лёгкой руки Карамзина, буква «ё» заняла своё место под солнцем и закрепилась в русском алфавите. 

А широко известной новая буква  ё  стала благодаря историку  Н.М. Карамзину . В 1797 году Николай Михайлович решил заменить при подготовке в печать одного из своих стихотворений две буквы в слове «сл зы» на одну букву ё .   Так, с лёгкой руки Карамзина, буква «ё» заняла своё место под солнцем и закрепилась в русском алфавите. 

Это интересно! В 2017 году букве Ё исполняется 234 года!   В русском языке около 12500 слов с буквой Ё, из них примерно 150 слов на её начинаются и около 300 на ё заканчиваются!  Есть в нашем языке слова с двумя буквами Ё: «трёхзвёздный», «четырёхведёрный». Необязательность употребления  буквы  ё  ведёт к ошибочным прочтениям. А как вы прочитаете «Все поем»?

Это интересно!

  • В 2017 году букве Ё исполняется 234 года!  
  • В русском языке около 12500 слов с буквой Ё, из них примерно 150 слов на её начинаются и около 300 на ё заканчиваются! 
  • Есть в нашем языке слова с двумя буквами Ё: «трёхзвёздный», «четырёхведёрный».
  • Необязательность употребления 

буквы  ё  ведёт к ошибочным прочтениям.

  • А как вы прочитаете «Все поем»?
Как изменяется лексический состав языка ?

Как изменяется лексический состав языка ?

Задания Замените устаревшие слова современными и наоборот: дитя - …, воин - …, губы - …, глаза - … Запишите ряд слов, обозначающих средства передвижения в 19, затем в 20 веке. (Карета,… Запишите новые слова (неологизмы)

Задания

  • Замените устаревшие слова современными и наоборот: дитя - …, воин - …, губы - …, глаза - …
  • Запишите ряд слов, обозначающих средства передвижения в 19, затем в 20 веке. (Карета,…
  • Запишите новые слова (неологизмы)
Понаблюдаем…  «Моля те, другарю, не говори така борзо, говори бавно», - произнёс болгарин.  «Молю тебя, друг, не говори так быстро, говори медленно», - произнёс болгарин.

Понаблюдаем…

«Моля те, другарю, не говори така борзо, говори бавно», - произнёс болгарин.

«Молю тебя, друг, не говори так быстро, говори медленно», - произнёс болгарин.

Славянские языки южнославянские восточнославянские западнославянские В какую группу славянских языков входит русский язык? Упр.1 Почему славянские языки называют родственными? Упр.2

Славянские языки

южнославянские

восточнославянские

западнославянские

В какую группу славянских языков входит русский язык?

Упр.1

Почему славянские языки называют родственными?

Упр.2

Итог урока – Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас?

Итог урока

  • – Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
  • – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас?
Домашнее задание С. 3, упр. 4 Презентацию подготовила Полякова О.Е., учитель русского языка и литературы филиала МОУ ГСОШ д. Василёво Калязинского района Тверской области

Домашнее задание

С. 3, упр. 4

Презентацию подготовила Полякова О.Е.,

учитель русского языка и литературы

филиала МОУ ГСОШ д. Василёво

Калязинского района Тверской области