Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Анализ и самоанализ уроке"»
«АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА -СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ»
МОУ «Школа №89 г.Донецка»
Количество посещенных уроков за 1 семестр 2016-2017 у.г.:
- директором – 26;
- заместителями директора по УВР и ВР – 45;
- членами АК, руководителями ШМО – 16;
- педагогами – 21.
Василий Александрович Сухомлинский
«Сильным, опытным
становится педагог,
который умеет
анализировать
свой труд...»
МОУ «Школа №89 г.Донецка»
Нужен ли анализ урока педагогу?
1.Необходим для повышения методологической грамотности педагога и качества обучения учащихся.
2. Настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор метода, технологии, типа, формы урока.
МОУ «Школа №89 г.Донецка»
Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Цели анализа урока:
- 1.Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.
- 2. Контроль, за состоянием учебно-воспитательного процесса.
- 3. Инструктирование педагога.
- 4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.
- 5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.
- 6.Выявление системы работы учителя и др.
Что дает анализ урока педагогу?
- Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы
- Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями
- Определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания
- Развивает интерес к обучающему процессу
- Формирует аналитические способности
Схема разбора урока:
- а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;
- б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;
- в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;
- г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков.
Для выбора схемы анализа урока учителю достаточно знать:
- современные критерии качества образованности учащихся,
- владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности,
- владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при анализе урока:
- а) особенности темы;
- б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке,др;
- в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников;
- г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
При анализе урока, как правило :
- Оцениваются методы, способы активизации школьников.
- Эффективность освоения материала.
- Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья.
- Самоанализ –рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности , показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.
При самоанализе урока учитель дает:
- краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;
- информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;
- характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;
- оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;
- самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).
Мы можем проанализировать:
- само построение учебного процесса на уроке,
- выявить оптимальность задач,
- рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения.
УРОВНИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
- Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися.
- Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачам урока.
- Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.
- Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.
ВИДЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА
- 1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;
- 2 – структурный ( поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
- 3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;
- 4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;
- 5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;
- 6 – комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
- 7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
- 8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
- 9 – аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;
- 10- комплексный анализ - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.
Иван Павлович Подласый (доктор пед.наук)
Урок – это законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса, основная форма обучения с триединой целью: обучить, воспитать, развить.
Шалва Александрович Амонашвили
Если, ученик – это душа, ищущая свет, а учитель – носитель света, то Урок – это пространство и время, в которых происходит их слияние,
единение.