«И крестьянки любить умеют!» (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)
Симбирская губерния
Родовитая, но небогатая
дворянская семья
Светское образование
Знание иностранных
языков
Н.М.Карамзин
Путешествие
по Европе
Военная служба
Увлечение масонством
Занятие литературой
Изучение истории
Смерть отца
Отставка
Симбирск
Сентиментализм
- Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков.
- От англ. SENTIMENTAL – чувствительный.
- «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)
Сравнительная таблица
Классицизм
Линия сравнения
Воспитание человека в духе верности государству, культ разума
Сентиментализм
Гражданская , общественная
Основная идея
Стремление представить человеческую личность в движениях души
Основная тематика
Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность
Любовная
Герои и
Вспомогательная, условная
характеры
Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям
Роль пейзажа
Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира
Основные жанры
Средство психологической характеристики героев
Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия
История создания повести
Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой.
Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.
Эпигонство
Эпигонство (от древнегреческого – «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности — подражание писателям.
Заочная экскурсия
по окрестностям Москвы
«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам»
Симонов монастырь
«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».
Москва-река
«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».
Данилов монастырь
«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».
Воробьёвы горы
«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».
Село Коломенское
«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
Роль пейзажа в повести
Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.
Образ повествователя в повести
- Рассказчик является полноценным героем повести.
- Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом.
- Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю.
Социальный статус героини
бедная
Социальное положение
Отношение автора
небогатая, живущая в бедности
несчастная, горемычная, её жалко
Сопоставление героев
Лиза
Эраст
Имя Елизавета означает «почитающая Бога»
Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка.
Имя Эраст означает «возлюбленный»
Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…
Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.
Мотив белизны, чистоты и свежести
В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком , наливая его из « чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».
Художник Кипренский
«Бедная Лиза»
Первая встреча
«…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
Мотив денег
При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».
Герои повести
Эраст
Лиза
автор
мать Лизы
подружка Анюта
богатая вдова
Лиза
кормилица
милая
трудолюбивая
отрада старости
Божеская милость
нежная
любезная
трудолюбивая
любила матушку
прелестная
Лиза
робкая
чистая
услужливая
радостная душа
самоотверженная
Сцена расставания героев
«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».
Причины самоубийства Лизы
Любовь к Эрасту
Обманутое доверие
Легкомыслие Эраста
Потеря смысла жизни
Измена Эраста
«…Теперь, может быть, они уже примирились!»
Итоги
- Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
- Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют» ?
- Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
- Как проявляются в повести черты сентиментализма?
- Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
- В чем смысл заглавия?
- Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина?
- Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие?