СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и методы работы с текстом.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы и методы работы с текстом. Приведены современные приемы и методы работы с текстом на уроках .Работа с текстом - это неотъемлемая часть подготовки  к ОГЭ и ЕГЭ, в данной разработке собраны в таблицу различные приемы и методы работы с текстом. «Задай вопрос по тексту учителю или однокласснику»,игра «Шифровка»,«Мысль по кругу»,Синту и тд.

Просмотр содержимого документа
«Приемы и методы работы с текстом.»

Умение читать текст


Чтение вслух, Чтение про себя, Чтение по абзацам, Чтение по предложениям, По смысловым единицам


Умение работать по вопросам с текстом


Учащимся заданы вопросы: Что? Какая? Откуда? Почему? Куда? Зачем? Найти в тексте ответы на вопросы.


Умение составлять схему, кластер, таблицу, «слепую» таблицу по тексту


Составить схему по понятиям текста., Сравнительная таблица,«Слепая таблица» – как способ закрепления пройденного материала


Прием «Задай вопрос по тексту учителю или однокласснику»


Прочитать абзац, Сформулировать вопрос так, чтобы ответ: А) был однозначен Б) был многозначен

Учитель может ответить на вопрос сам или переадресовать его детям


Умение «читать между строк»


Умение составлять определение по описанию




Умение составлять текст по рисунку


Умение составлять рассказ


Работа с текстом по технологии критического мышления (Инсерт)


Коллективное составление текста






Игра «Зебра»Игра «Гусеница»


Прием толстые (проблемные вопросы) и тонкие вопросы (однозначный ответ)


Умение понимать текст

Учащиеся читают текст учебника.

На доске или листах предлагается текст с пропусками. Текст с тем же смыслом, но записан другими словами.

Учащиеся должны заполнить пропуски в тексте, подтверждая его понимание.

В случае затруднения необходимо разобрать текст еще раз, вынеся его на общее обсуждение.


Умение задавать вопросы к терминам по тексту

Как домашнее задание: задать 5 вопросов к терминам, выделенным в параграфе.На уроке один зачитывает вопрос, остальные отвечают письменно.

Если вопрос сформулирован корректно и однозначно, то у всех будет одинаковый ответ. В случае некорректной формулировки ребята сами скажут об этом. Будет повод уточнить формулировку вопроса, отработать знание термина


Умение составлять текст по схеме


На доске заранее заготавливают схему (она не заполнена, кроме первого главного слова и скобочек с пустым местом в них).Перед и после схемы стоят вопросы. Они напоминают о том, что в начале рассказа необходимо сделать вступление, а в конце – вывод


Мини-лекция


Весь материал разбивается на небольшие порции и к каждой составляется список ключевых слов. Каждое слово отрабатывается: расшифровывается, выписывается в словарь, при необходимости определяется его «вторичный» смысл.Пересказывается информация.

Закрепляется с помощью дидактических карточек, теста, задач.


Игра «Шифровка»


Для передачи сообщений два преступника выдумали шифр. Полиции удалось перехватить одно из сообщений. Помоги узнать, какую информацию зашифровали преступники.


Синквейн




Воспроизведение последовательности текста


Текст разделен на фрагменты, состоящие из одного – двух предложений.

Необходимо восстановить последовательность


Сворачивание –разворачивание» термина

Изучаемое понятие записывается посредине листа, над ним располагаются понятия, которые «поглощают» центральный термин, под ним – понятия, входящие в его состав.


Накопитель идей»

Члены группы записывают фломастером на цветных листах краткие высказывания или ключевые слова по заданной теме. Крепят на доску. Следует упорядочить карточки по группам на основе какого-либо признака.

Распределение карточек помогает выявить связи между словами, терминами, фразами


«Мысль по кругу»

На парту кладется небольшой текст и несколько утверждений, среди которых есть как правильные, так и неправильные.

После небольшой подготовки первый ученик отвечает – верно ли первое в списке утверждение, затем второй соглашается или нет со следующим утверждением. Последний ученик возвращается к первому утверждению.

Все высказывания записываются на доске

Понятийно-терминологическая карта

Карта с терминами, используя которые нужно составить текст любого жанра – статью по истории науки, рассказ о каком-либо организме, рекламу и др. или, наоборот, Используя текст параграфа, составить понятийно- терминологическую карту. Данную технику полезно использовать в конце темы, раздела. Удобна для работы в группах


«Пять предложений (тезисов)»

1– введение (поясняет, о чем идет речь в тексте, составляется в виде общей фразы, часто с использованием названия статьи)

2. раскрывает суть проблемы, изложенной в тексте (более узкий контекст, более конкретный круг вопросов)

3. вопросы или призывы (заставляет задуматься, почему данная проблема актуальна)

4. новый аргумент в пользу значимости изучаемой темы или ответ на вопрос, поставленный в

5. заключение (подведение итогов задания)


Дидактические игры со словами

- Составить разные предложения из набора ключевых слов;

-Назвать как можно больше значений одного и того же термина;

-Составить из букв длинного слова как можно больше других слов

-Классифицировать термины и ключевые слова;

--Составить краткий рассказ из слов на одну букву, сочетающихся по смыслу с предложенным текстом

--Найти в тексте содержательные ошибки и исправить, переписав предложение;

--Восстановить деформированный текст;

--Выразить мысль другими словами;

--Использовать известные термины в новых учебных ситуациях;

--Метод фокальных объектов – основан на соединении различных, в повседневной жизни часто несоединимых частей, качеств, свойств объекта. (коробка – птица)


Синту

Слово, обозначающее то, что описывается (объект, событие, явление)

2. Наблюдение за описываемым, выраженное через ощущение (зрение, слух, осязание, обоняние)

3. Мысль, чувство, оценочное суждение, о том, что описывается.

4. Еще одно наблюдение, выраженное посредством ощущения, отличного от использованного во второй строке.

5. Смысловой признак объекта описания, выраженный одним словом


.