Умение читать текст Чтение вслух, Чтение про себя, Чтение по абзацам, Чтение по предложениям, По смысловым единицам | Умение работать по вопросам с текстом Учащимся заданы вопросы: Что? Какая? Откуда? Почему? Куда? Зачем? Найти в тексте ответы на вопросы. | Умение составлять схему, кластер, таблицу, «слепую» таблицу по тексту Составить схему по понятиям текста., Сравнительная таблица,«Слепая таблица» – как способ закрепления пройденного материала | Прием «Задай вопрос по тексту учителю или однокласснику» Прочитать абзац, Сформулировать вопрос так, чтобы ответ: А) был однозначен Б) был многозначен Учитель может ответить на вопрос сам или переадресовать его детям |
Умение понимать текст Учащиеся читают текст учебника. На доске или листах предлагается текст с пропусками. Текст с тем же смыслом, но записан другими словами. Учащиеся должны заполнить пропуски в тексте, подтверждая его понимание. В случае затруднения необходимо разобрать текст еще раз, вынеся его на общее обсуждение. | Умение задавать вопросы к терминам по тексту Как домашнее задание: задать 5 вопросов к терминам, выделенным в параграфе.На уроке один зачитывает вопрос, остальные отвечают письменно. Если вопрос сформулирован корректно и однозначно, то у всех будет одинаковый ответ. В случае некорректной формулировки ребята сами скажут об этом. Будет повод уточнить формулировку вопроса, отработать знание термина | Умение составлять текст по схеме На доске заранее заготавливают схему (она не заполнена, кроме первого главного слова и скобочек с пустым местом в них).Перед и после схемы стоят вопросы. Они напоминают о том, что в начале рассказа необходимо сделать вступление, а в конце – вывод | Мини-лекция Весь материал разбивается на небольшие порции и к каждой составляется список ключевых слов. Каждое слово отрабатывается: расшифровывается, выписывается в словарь, при необходимости определяется его «вторичный» смысл.Пересказывается информация. Закрепляется с помощью дидактических карточек, теста, задач. |
Воспроизведение последовательности текста Текст разделен на фрагменты, состоящие из одного – двух предложений. Необходимо восстановить последовательность | Сворачивание –разворачивание» термина Изучаемое понятие записывается посредине листа, над ним располагаются понятия, которые «поглощают» центральный термин, под ним – понятия, входящие в его состав. | Накопитель идей» Члены группы записывают фломастером на цветных листах краткие высказывания или ключевые слова по заданной теме. Крепят на доску. Следует упорядочить карточки по группам на основе какого-либо признака. Распределение карточек помогает выявить связи между словами, терминами, фразами | «Мысль по кругу» На парту кладется небольшой текст и несколько утверждений, среди которых есть как правильные, так и неправильные. После небольшой подготовки первый ученик отвечает – верно ли первое в списке утверждение, затем второй соглашается или нет со следующим утверждением. Последний ученик возвращается к первому утверждению. Все высказывания записываются на доске |
Понятийно-терминологическая карта Карта с терминами, используя которые нужно составить текст любого жанра – статью по истории науки, рассказ о каком-либо организме, рекламу и др. или, наоборот, Используя текст параграфа, составить понятийно- терминологическую карту. Данную технику полезно использовать в конце темы, раздела. Удобна для работы в группах | «Пять предложений (тезисов)» 1– введение (поясняет, о чем идет речь в тексте, составляется в виде общей фразы, часто с использованием названия статьи) 2. раскрывает суть проблемы, изложенной в тексте (более узкий контекст, более конкретный круг вопросов) 3. вопросы или призывы (заставляет задуматься, почему данная проблема актуальна) 4. новый аргумент в пользу значимости изучаемой темы или ответ на вопрос, поставленный в 5. заключение (подведение итогов задания) | Дидактические игры со словами - Составить разные предложения из набора ключевых слов; -Назвать как можно больше значений одного и того же термина; -Составить из букв длинного слова как можно больше других слов -Классифицировать термины и ключевые слова; --Составить краткий рассказ из слов на одну букву, сочетающихся по смыслу с предложенным текстом --Найти в тексте содержательные ошибки и исправить, переписав предложение; --Восстановить деформированный текст; --Выразить мысль другими словами; --Использовать известные термины в новых учебных ситуациях; --Метод фокальных объектов – основан на соединении различных, в повседневной жизни часто несоединимых частей, качеств, свойств объекта. (коробка – птица) | Синту Слово, обозначающее то, что описывается (объект, событие, явление) 2. Наблюдение за описываемым, выраженное через ощущение (зрение, слух, осязание, обоняние) 3. Мысль, чувство, оценочное суждение, о том, что описывается. 4. Еще одно наблюдение, выраженное посредством ощущения, отличного от использованного во второй строке. 5. Смысловой признак объекта описания, выраженный одним словом |