Использование технологии критического мышления в начальной школе для формирования метапредметных результатов
Автор: Тихонова К.Г.
учитель начальных классов
МАОУ «Кожевниковская СОШ №1»
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не критическое мышление. Д. Дьюи Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна. К.Поппер
09.11.21
Цель ТКМ: – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни. (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать)
Задачи ТКМ:
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание возможности разных точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- Развитие критического мышления, рефлексивности, коммуникативности, креативности, мобильности, самостоятельности, толерантности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Что же такое критическое мышление?
- Критическое мышление есть мышление самостоятельное
- Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления
- Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить
- Критическое мышление стремится к убедительной аргументации
Структура урока в технологии КМ
Приемы:
- Верные, неверные высказывания
- Кластер
- Таблица ЗХУ
- Корзина идей
- Дерево предсказаний
1 этап
Вызов
Структура урока в технологии КМ
2 этап
Приемы:
Осмысление
Структура урока в технологии КМ
3 этап
Приемы:
Рефлексия
- Кластер
- Эссе
- Таблицы
- Синквейн
Приемы технологии КМ
- Верные, неверные высказывания
- Игра «Верите ли вы?»
- Дерево предсказаний
- Корзина идей
- Кластер
- Инсерт
- Таблица ЗХУ
- Толстые и тонкие вопросы
- Зигзаг
- Синквейн
Тема урока «Свойства воздуха»
Этапы урока
Приемы ТКМ
1 Вызов
Верите ли вы?
2 Осмысление
Инсерт
3 Рефлексия
Кластер
Синквейн
Прием КМ «Верите ли вы?»
- Что воздух имеет определенную форму?
- Что воздух невозможно сжать?
- Что воздух проводит звуки?
- Что воздух имеет массу?
- Что у воздуха есть запах?
- Что у воздуха есть цвет?
- Что воздух не сохраняет тепло?
Приём «Инсерт»
- При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
- Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:
- «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы, !- удивило.
- Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
Прием ТКМ «Инсерт»
« V »
«+»
- если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете
«-»
- если то, что вы читаете, является для вас новым
«?»
- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете
«!»
- если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
- если то, что вы читаете, вас удивило
.
Приём «Кластер»
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто
думать по поводу какой-либо темы. Графический приём систематизации
материала.
Ученик записывает в центр листа ключевое понятие, а от него
рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это
слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее
и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
- Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Графический приём систематизации материала. Ученик записывает в центр листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
« КЛАСТЕР»
Состоит из предложений
Предложения связаны по смыслу
Текст
Заглавие
Структура
Концовка
Вводная часть
Основная часть
Прием ТКМ «Синквейн»
- это малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
– это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану
Цели проведения «Синквейна»
- Обогащает словарный запас.
- Подготавливает к краткому пересказу.
- Учит формулировать идею (ключевую фразу).
- Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
- Получается у всех.
Приём «Синквейн» Стихотворение, состоящее из пяти строк
Кто? Что?
Предмет
Какой? Какая? Какое?
Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета
Что делает?
Три глагола, раскрывающие действия предмета
Суть предмета, усиливающая предыдущие две строки
Существительное, выступающее как итог
На уроках русского языка
« СИНКВЕЙН»
Глагол.
Важный, необходимый.
Действует, изменяется, обозначает.
Глаголом жги сердца людей!
Знание.
На уроках литературного чтения «Чтение с остановками»
После чтения каждой смысловой части:
- задаются вопросы на понимание;
- разъясняются непонятные слова;
- комментируются события.
«Обложка»
Приём обобщения знаний о произведении и его героях.
Автор
Жанр
Тема
Заглавие
Иллюстра-
ция
к тексту
героя
3.Понравившийся
отрывок
«ВОЗМОЖНО»
«ВЕРОЯТНО»
« Дерево предсказаний»
предположения
Т
Е
М
А
аргументы
«УГОЛКИ»
« МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Используя текст и свой жизненный опыт, положительные качества героя.
Отрицательные качества героя, подкрепляя свой ответ выдержками из текста.
Таблица « ЗХУ»
З – что мы знаем
Х – что мы хотим узнать
- Произведение «Ванька» написал
А. П. Чехов;
- Это рассказ;
- Ванька писал письмо дедушке в деревню;
- Ванька жаловался на тяжёлый труд;
…
У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.
- Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.
- Обязанности Ваньки;
- Обстановка - интерьер;
- Поведение;
- Поступки;
…
09.11.21
Приём «Шесть шляп»
- «Шесть шляп» — это прием групповой
познавательной
активности, который помогает рационально организовать
изучение проблемы (текста, новой информации) и
выявить разные стороны восприятия и оценки.
- Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Эта
ситуация изначально должна быть многовариантной и не
должна иметь однозначного ответа или решения.
- Класс делится на 6 групп. Каждая выбирает себе одну
шляпу (по жребию или по желанию).
« ШЕСТЬ ШЛЯП»
БЕЛАЯ – ФАКТЫ
ЖЁЛТАЯ – ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
ЧЁРНАЯ – ПРОБЛЕМА
КРАСНАЯ – ЭМОЦИИ
ЗЕЛЁНАЯ – ТВОРЧЕСТВО
СИНЯЯ – ФИЛОСОФИЯ ( обобщение высказываний)
09.11.21
Технология сотрудничества на уроках в начальной шк оле как средство формирования метапредметных результатов
младших школьников .
Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества:
1. Этика вербального обращения к ученику .
2. Стимулирующее общение, вызывающее радость ученика.
3. Дорисовывание .
4 . Доверие ученику .
09.11.21
методы и приёмы организации:
Метод «Учимся вместе»
- Принципы: разнородные группы по 3-5 человек; задание для каждой группы, являющееся подзаданием общей темы; равные возможности; индивидуальный подход; награда всей команде; совместное достижение познавательной, творческой цели. Примеры: создание проектов и презентаций
Метод «Пила»
- Принципы: группы учащихся по 4-6 человек; учебный материал разделён на фрагменты; каждый ученик работает над своим фрагментом; обмен информацией между экспертами из разных групп. Пример: работа по составлению рассказов из отдельных фрагментов по средствам диалогического общения.
Метод «Вертушка»
Класс делится на четыре команды. Роли в командах: новаторы, оптимисты, пессимисты, реалисты.
Ход дискуссии следующий:
– определение проблемы дискуссии;
– формулировка цели дискуссии;
– генерирование идей в командах;
– общегрупповая дискуссия, выработка совместного решения методом “вертушки общения”.
Команды поочередно выполняют роли новаторов,
оптимистов, реалистов, пессимистов.
Таким образом, каждая команда выполняет все роли.
Прием «Мудрая сова»
- Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.
Многомерная дидактическая технология
в начальной школе.
Многомерная дидактическая технология включает в себя
такие дидактические инструменты,
как интеллект-карты или карты-памяти
и логико-смысловые модели .
09.11.21
09.11.21
Спасибо за внимание !