СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы с несплошными текстами на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была представлена на вебинаре "Основы смыслового чтения школьников". Она представляет собой некую копилку педагогического опыта, прошедшую апробацию на уроках русского языка и литературы в МБОУ Гимназия. Надеюсь, кому-то пригодится.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы с несплошными текстами на уроках русского языка и литературы»

Приёмы работы с несплошными текстами на уроках

русского языка и литературы

Ежедневно педагоги сталкиваются с проблемой недостаточно глубокого понимания учащимися различных текстов, будь то учебное задание на уроке или в экзаменационном тесте, неумением обучающихся найти в тексте ключевые слова, интерпретировать текст, выявить ключевую проблему, поднятую автором и т. д. Традиционно развитие смыслового чтения осуществляется с помощью сплошных текстов. К сплошным относятся тексты разных типов и жанров, которые учащиеся читают в повседневной жизни, в том числе в школе. Но в то же время сегодня читатель всё чаще сталкивается с так называемыми несплошными текстами. Это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом.

К несплошным текстам относят графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; различные планы (помеще ния, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.

Работа с несплошными текстами требуют несколько иных читательских
навыков, так как организованы эти тексты иначе, содержат особые связи
единиц текста и особые формальные указатели на эти связи.
Согласно результатам исследования PISA в нашей стране существует
тенденция увеличения разрыва в понимании сплошных и несплошных
текстов. Поэтому нам, как педагогам, есть над чем работать в этом направлении.

На уроках русского языка и литературы тоже может осуществляться работа с несплошными текстами. Это позволяет научить ребенка не только критически мыслить, но и способствует развитию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. На уроках развития речи мы предлагаем учащимся создать текст – описание или повествование на основе несплошного текста афиши. Ребятам предлагается афиша с систематизированной (часто межпредметной) информационной наполняемостью и ряд вопросов. На основе полученных данных ученик должен составить связный сплошной текст. Например, используем афишу «Книжный рынок России и мира». На ее основе ученик может проследить, в каких странах наблюдается тенденция снижения интереса к чтению, на каком месте соотношении стоит Россия, какую литературу предпочитают россияне, каков процент россиян, прочитавших хотя бы одну книгу за последний год и многое другое. Несмотря на то, что учащимся представляется неспошной текст, он наглядно демонстрирует большое количество необходимой информации. Дети анализируют, рассуждают, делают выводы. Подобную работу возможно проводить и в устной форме, что способствует формированию компетентности в общении на основе поиска и выделения необходимой информации.

Подобная работа может осуществляться на основе билета, например, в театр. Формулируются задания на:

- умение найти и извлечь информацию (Где находится данный театр? Какова цена билета? На каком ряду будет сидеть человек, купивший билет)

- на умение интегрировать и интерпретировать информацию (Когда был в Москве человек, купивший билет? )

  - на умение осмыслить и оценить информацию (На удобном ли месте будет сидеть человек, купивший билет? Когда лучше прийти в театр: непосредственно перед представлением или чуть раньше и почему?).

На основе полученных данных, ученик в устной форме должен описать все, что ему стало известно о владельце билета. Причем часто мнения учеников могут не совпадать, что дает повод для обсуждения и рассуждения. Этот прием направлен в основном на развитие коммуникативных УУД.

При изучении официально-делового стиля речи мы предлагаем следующее задание. Учащемуся предоставляется набор документов с несплошным текстом (грамота, свидетельство о рождении, выписка из медицинской карты или справка, чеки и т.п.). Задание: составьте характеристику на человека, используя полученную информацию. Или подобное задание, но нужно составить резюме, для этого предлагаются: аттестат, дипломы, грамоты и др.

Прием «Обложка» позволит познакомиться с жанром аннотации. Детям предоставляется обложка журнала и памятка, содержащая рекомендации. На их основе, анализируя и систематизируя информацию, ученик создает аннотацию к номеру.

Особо важным является умение перевода сплошного текста в несплошной. Так, например, для структурирования информации, выявления причинно­следственных связей главных и второстепенных мыслей текста возможно использовать составление учениками кластеров. Это прием из технологии критического мышления через чтение и письмо.

Ассоциативные кусты помогают наглядно продемонстрировать отношение учащихся к какому-либо понятию или герою. Например, при изучении темы «У войны не женское лицо» попросить детей привести ассоциации к понятиям «женщина» и «война» и, сыграв на контрасте образов, привести к выводу об их несовместимости.

Также интересна такая технология как создание постеров (мини­
проектов), коллажей. Главным их достоинством является то, что на одном листе
можно собрать различные виды информации по теме: изображения, карты,
хронологию, тексты и т.д.

При глубоком анализе литературного произведения, ребята могут составить диаграммы частотности средств художественной выразительности или мотивов у автора, либо могут проследить предпочтения в выборе жанров литературных произведений у одноклассников. Это носит не только познавательный характер, но и вызывает большой интерес у школьников. Наряду с предметными и указанными выше коммуникативными УУД, эти приемы направлены на развитие познавательных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий.

Все эти формы и приемы направлены на работу с разными видами текста, что способствует развитию обучающихся и практической направленности их деятельности, в результате создается продукт. Главной задачей становится подбор интересного и значимого для ребенка задания, качественная подготовка к уроку, регулярность использования этих приемов.

На сегодняшний день нам важно не столько дать обучающимся как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных предметов, сколько вооружить его такими универсальными учебными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе, работа с несплошными текстами способствует такому развитию.