СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение образовательных технологий в условиях ФГОС дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.  

                                                                                                                                                          Л.Н.Толстой

В статье подробно рассказывается о применении в работе с дошкольниками образовательных технологий. Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее от воспитателя самоотдачи, творчества, собственных решений. Педагог должен не просто позволять ребенку «усваивать материал», а давать возможность познавать мир, вступать с ним в активный диалог, искать ответы на свои вопросы, не останавливаться на достигнутом этапе.

Просмотр содержимого документа
«Применение образовательных технологий в условиях ФГОС дошкольного образования»


Применение образовательных технологий в работе с дошкольниками в условиях ФГОС ДО


Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Для того чтобы достигнуть данной цели, в работе с современными детьми стараемся использовать современные педагогические технологии. В своей педагогической практике мы столкнулись с похожей проблемой. В последнее время мы заметили, что у детей начал снижаться интерес к занятиям, они стали менее активно принимать участие в обсуждениях каких-либо вопросов, снизился уровень познавательной активности, стало труднее мотивировать их на занятиях. Поэтому было принято решение по внедрению в работу инновационных педагогических технологий, что и стало нашей проблемной темой на последние два года. Первым шагом, способствующим решению обозначенной проблемы, стало активное использование в практике работы с дошкольниками таких технологий как:

- технология проблемного обучения.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательной активности и способностей. Рубинштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, это задача, которую необходимо решить исходя из противоречий. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, на которое отреагировал один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность. Человек, как считает С.Л. Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.

Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки, не читаем нравоучений. Ведь это порождает робость. Как считает A.M. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Очень важно, что ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях, и т.п. Мы в свою очередь, не должны забывать, что проблемные ситуации важно использовать не только в непосредственно организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, во время режимных моментов.

Чтобы успешно решить поставленные задачи нами были разработаны:

- перспективный план работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, который включает в себя предварительную работу, а также игры и творческие задания по теме проблемной ситуации,

- картотека проблемных ситуаций реального (бытового) и сказочного плана, а также дидактических игр на знакомство дошкольников с противоречиями.




- технология ТРИЗ;

Считаем, что занятия с применением элементов ТРИЗ снимают чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.

ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Именно поэтому мы применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ – технологии.

Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх «Наоборот», «Хорошо - плохо» и т.д.. На занятиях по ознакомлению с художественной литературе дети сочиняют сказки с помощью схем. Эту работу мы начали со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Затем попробовали придумывать сказки сами и схематично выкладывать их с помощью счетных палочек.

- использование ИКТ.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

В работе с детьми мы используем различные мультимедийные презентации, видеофильмы.

С целью воспитания у детей основ безопасного поведения в разных жизненных ситуациях используем презентации «Транспорт», «Юный пешеход». При ознакомлении с окружающиммиром презентации на различные лексические темы «Деревья», «Животные нашего края», «Фрукты и овощи» и другие не только продемонстрируют явления и предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации.

Однако хочется отметить, что использование компьютерных технологий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и детей, и педагога, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Технологии проектной деятельности.

Эти вышеизложенные технологии использовались как в досуговой деятельности детей, так и на занятиях. Основные составляющие данных технологий, бесспорно, являются базой для успешного освоения детьми проектной деятельности. Кроме того, прежде чем приступить к вовлечению детей в проектную деятельность, нами в достаточном объеме была освоена практика работы над педагогическими проектами. В течение года мы разработали такие педагогические проекты:

межгрупповые: «Животные нашего края», «Времена года»;

групповые: «Ребенок в окружении людей»,

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»,

Разработку проектов педагоги связывают с использованием модели “Трех вопросов”. Ее суть в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать для того, чтобы узнать? Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопросы? Способы сбора информации могут быть различны: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события.

Наиболее активно в нашей работе практикуется внедрение исследовательской проектной деятельности по той причине, что исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствует вовлечению ближайшего окружения ребенка в сферу его интересов. Внедрение исследовательской проектной деятельности в практику проходило в несколько этапов.

Этапы

проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу.

Предоставив водную презентацию.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.


2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение роли..


3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта

7. Формирование специфических знаний, умений. навыков

4 этап

9. Подготовка к презентации или итоговой работе любой формы.

Единственное требование, которое предъявлялось, это красочность и доступность информации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;



В работу привлекались родители, которые совместно с ребенком формулировали исследовательскую задачу для проекта. Со временем дети начали самостоятельно ставить перед собой исследовательскую задачу.

Для защиты дети с родителями изготавливали различные плакаты, панно, презентации по своей теме.

В процессе работы над исследовательскими проектами обогатились знания детей.

Проектная деятельность способствовала развитию мышления, воображения и речи детей.

Повысился интерес к занятиям и уровень познавательной активности.

Работа над проектами способствовала сближению детей и родителей.

Технология проектирования позволила реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка.

Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее от воспитателя самоотдачи, творчества, собственных решений. Педагог должен не просто позволять ребенку «усваивать материал», а давать возможность познавать мир, вступать с ним в активный диалог, искать ответы на свои вопросы, не останавливаться на достигнутом этапе.


Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой