Методическая разработка раздела учебной программы «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями»
Выполнила учитель математики МБОУ Ивановской СОШ
Крохина Александра Михайловна
2013
1. Актуальность.
- Методическая разработка раздела «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями» является актуальной и имеет большую теоретическую и практическую значимость.
- Понятие дроби и действия с дробями не являются элементарными как представляется математикам и учителям математики. Нередко действия с дробями вызывают серьезные затруднения даже у старшеклассников и студентов. Проблема надежного и четкого усвоения понятия дроби и свойств дробей является актуальной.
Данный раздел является актуальным по ряду причин
- Трудности у обучащиюхся в освоении данного раздела;
- Частые ошибки в письменной и устной речи
- Наличие заданий по данной теме в ГИА и ЕГЭ
Пояснительная записка
Одно из первых математических понятий, с которым ребенок встречается в школе, - понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащихся большое значение.
В школу обычно ребенок приходит, имея представление о натуральных числах. В процессе изучения математики понятие о числе постепенно расширяется. Это связано с практическим применением чисел – измерением величин. Для этих целей натуральных чисел оказывается недостаточно: не всегда единица величины укладывается целое число раз в измеряемой величине. Для того чтобы выразить результат любого измерения, необходимо расширить запас чисел, введя новые числа, отличные от натуральных. Именно так появляются рациональные числа (т.е. дробные) числа, а затем и иррациональные, которые вместе образуют множество действительных чисел. На этом расширение понятия о числе не останавливается, а продолжается, поскольку это необходимо для других наук и самой математике.
2. Цели и задачи раздела
Цель : вырабатывать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Задачи :
Познавательные :
- формировать навыки работы с дробями;
- формировать знание и правильное употребление терминов;
- развивать логическую культуру, связанную с процессом выполнения действий с дробями.
Развивающие :
- развивать внимание, интерес к предмету ;
- развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать;
- развивать мыслительные способности, слуховую и зрительную память, совершенствовать навыки самостоятельной работы;
- развивать познавательную активность.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и интерес к предмету;
- развивать чувства ответственности как за личную деятельность, так и за действия в паре или в группе;
-воспитывать чувство уверенности в себе
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями .
Данный раздел разработан с учетом возрастных и психологических особенностей детей от 10 до 12 лет. Чаще всего этот период относят к подростковому возрасту. Этот возраст связан с перестройкой всего организма ребенка. Переходный возраст пронизывает все стороны развития подростка: и анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно – следственные связи. Они испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия. Большое значение в этом возрасте имеет признание их умений и достижений, способствование формированию уверенности в результативности своей деятельности
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Предметные:
- усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей;
- обучающиеся должны уметь сокращать дроби;
- приводить дроби к новому (общему ) знаменателю;
- уметь сравнивать дроби.
Личностные :
- уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;
- уметь организовывать свою деятельность;
- уметь учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию.
Метапредметные:
- уметь решать учебные задачи;
- работать с различными источниками информации;
- использовать компьютерные технологии.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов.
При изучении раздела программы используются следующие технологии, методы и формы организации деятельности учащихся:
1 . Информационно – коммуникативные: словесные, наглядные, практические.
Они позволяют активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличивают объем самостоятельной работы учащихся. Методы направлены на создание точных представлений об окружающем мире и могут быть представлены моделями (наглядные). Применение группы практических методов и приемов обеспечивают мыслительную активность учащихся путем реализации деятельного подхода, повышает эффективность образовательного процесса.
2. Игровые. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно важных ситуаций, поиск пути их решения
Ведущий метод – игра. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные – путешествия, дидактическая игра.
3. Коммуникативные
Особенность данной технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса. Ведущий метод – общение . Работа в парах, группах, учебный диалог, дискуссия.
4. Исследовательские (проблемно – поисковые)
Он требует реализации педагогической модели – «обучение через открытие». Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: « знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал». Обязательное наличие проблемы. Обучающие приемы: экспериментирование или моделирование. Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру.
5. Здоровьесберегающие
Научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Для этого используются различные физкультминутки, гимнастика для глаз, задачи со здоровьесберегающим содержанием.
Система знаний
алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел
основное свойство дроби
правило сложения и вычитания с разными знаменателями
Система знаний
понятие несократимой дроби
правило сравнения
способы сокращения дробей
алгоритм приведения дроби НОЗ
Система деятельности
Система взаимодействия учителя и учащихся при изучении раздела представляет собой совокупность различных видов деятельности.
Познавательная – учащиеся воспринимают и перерабатывают информацию, воспроизводят знания, тренируются в их применении, умеют творчески мыслить и решать практические задачи.
Общеучебная - учащиеся самостоятельно добывают знания, работая с учебной и справочной литературой, раздаточным материалом.
Преобразующая - учащиеся в условиях меняющейся ситуации действуют , находят причину затруднений, строят новый проект своих действий. Находят пути решения проблем.
Самоорганизующая – учащиеся самостоятельно ставят учебные цели, планируют учебную деятельность, овладевают навыками самоконтроля, а также учатся анализировать и оценивать себя с учетом своих возможностей
Календарно – тематическое планирование раздела
№ п/п
Тема урока
1
Основное
2
Тип урока
Требования к уровню подготовки
свойство дроби
Основное
Изучение нового мате риала
3
свойство дроби
Вид контроля
Сокращение дробей
Закрепление знаний и .умений
Знать основное свойство дроби и применять его при замене дан ной дроби равной ей дробью
Беседа, индивидуальный и фронтальный опрос
Изучение нового мате риала
Практическая работа
Знать определение сокращения дроби.
Математический диктант
Уметь сокращать дробь, исполь зуя различные приемы сокраще ния, распознавать несократимые дроби
Беседа, работа с учебником
Фрон тальный опрос, индиви дуальный контроль
4
Сокращение дробей
5
6
Закрепление знаний и умений
Сокращение дробей
7
Приведе ние дро бей к об щему знамена телю
Уметь выбрать наиболее удобный способ сокращения дроби, приме нять сокращение дробей при сло жении и вычитании
Отработка и проверка знаний и уме ний
8
Практическая работа Индиви дуаль ный кон троль, самостоя тельная работа
Приведе ние дро бей к об щему знамена телю
Изучение
9
Приведе ние дро бей к об щему знамена телю
нового
Знать определения дополнительного множителя, наименьшего общего знаменателя дробей, уметь приводить дроби к общему знаме нателю
Отработка
Приведе ние дро бей к об щему знамена телю
Беседа, работа с учебником
умений,
Отработка и проверка знаний и уме ний
материала
Обобщение и коррекция знаний
Фрон тальный опрос, индиви дуальный контроль
Уметь приводить дроби к общему знаменателю с применением раз ложения их знаменателей на простые множители; находить НОЗ дробей
закрепление
Практическая работа Индиви дуальный контроль
Практикум Самостоятельная работа
10
Сравнение дробей с раз ными знамена телями
11
Сложение и вычита ние дро бей с раз ными знамена телями
12
Изучение нового мате риала
13-14
Знать правило сравнения дробей с разными знаменателями, уметь применять его при сравнении дро бей
Сложение и вычитание дро бей с раз ными знамена телями
Изучение нового мате риала
Беседа, работа с учебником
Сложение и вычита ние дро бей с раз ными знамена телями
Закрепление и обобщение з наний и умений
Уметь складывать и вычитать дро би с разными знаменателями, ис пользуя соответствующее правило
Фрон тальный опрос, индиви дуальный контроль
Беседа, работа с учебником
Закрепление знаний и умений
Урок-соревнование
Фрон тальный опрос, индиви дуальный контроль
(Брейн-ринг)
Практическая работа
Прове-
рочная-
работа
15
16
Кон трольная
17
Проверка знаний
Сложение
работа № 2 «Сложение и вычита ние дро бей с раз ными знамена телями»
и умении
Уметь сокращать дроби; сравни вать, складывать и вычитать дроби
Сложение
Изучение
18
и вычита ние сме шанных
Письменная
Изучение
19
Сложение
чисел
Уметь складывать смешанные
нового мате-
с разными знаменателями; применять изученные правила для реше ния текстовых задач
и вычита ние сме шанных
Закрепление
нового мате-
Сложение
Уметь вычитать смешанные числа
чисел
Беседа, работа с учебником
риала
работа
числа
и вычита ние смешанных
Беседа, работа с учебником
риала
Закрепление
и вычитание сме шанных
Уметь складывать и вычитать
чисел
Фрон тальный
знаний
опрос,
и умений
Фрон тальный
знаний
Практикум
чисел
смешанные числа, применяя из-
Практическая работа
и умений
опрос
вестные свойства сложения и вы-
Матема тическая
индиви дуальный контроль
эстафета
Фрон тальный
читания; решать уравнения, со-
опрос,
держащие смешанные числа; ре шать текстовые задачи
20
Сложение и вычита ние сме шанных чисел
21
Сложение и вычита ние смешанных чисел
Закрепление знаний и умений
22
Обобщение и коррекция знаний
Кон трольная работа №3 « Сложение и вычита ние смешанных чисел»
Практикум
Проверка знаний и умений
Самостоятельная работа
Практикум
Уметь складывать и вычитать смешанные числа; решать текстовые задачи и уравнения с исполь зованием изученных правил
Фрон тальный опрос, индиви дуальный контроль
Письменная работа
Используемая литература
- 1. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика, 6. М.,2009
- 2. А.С.Чесноков, К.И.Нешков. Дидактические материалы по математике, 6. М.,1999.
- 3. В.В. Выгорская «Поурочные разработки по математике», издательство « ВАКО»,2008 г.
- Дидактические материалы по математике для 6 класса под редакцией Чеснокова
- 4. Я. Перельман «Занимательная арифметика» ,Москва 1994г
- 5. Л.Ф.Фридман «Изучаем математику»,книга для учащихся 5-6 классов
- 6. Я.И.Груденев «Совершенствование методики работы учителя математики» издательство «Просвещение», Москва 1990 г
Благодарю за внимание!