ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
- - это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека .
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
- это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.
«… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …»
«Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления»
Музыка развивает детей умственно.
- сведения о музыке, имеющие познавательное значение,
- беседа о музыке включает характеристику эмоционально-образного содержания, поэтому словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.
- умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание
Одна из главных задач музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей.
Б.М. Теплов признает врожденными некоторые особенности предрасположения, человека, задатки.
- «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии» Б.М.Теплов
Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности.
«Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».
Музыкальное искусство и его жанры
По
содержанию
По способу
исполнения
По месту и
условиям
исполнения
По
назначению
Театральные,
концертные,
камерные,
киномузыка
и др.
Марш,
танец,
песня
и др.
Инструмента-
льные
(сольные,
ансамблевые
и
оркестровые
Вокальные
(сольные,
ансам-
блевые,
хоровые,
Лирические,
эпические
и
драмати-
ческие
Музыкальные средства выразительности:
лад, ритм, метр, темп, динамика, тембр,
мелодия, гармония, полифония, фактура
- Основное назначение музыкального воспитания не формирование навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих сил ребенка. Поэтому надо опираться на свободную активность детей, исходить из природы ребенка, смотреть на него как на «маленького художника».
Создатель модели «идеального детского сада»
К. Н. Вентцель
Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности , доступные возрасту, все творческие возможности растущего человека.
Основная цель музыкального воспитания – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту;
заложить основы музыкальной культуры школьников.
Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности.
- С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство.
- Звуковысотный слух развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства – пении и игре на музыкальных инструментах по слуху.
Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности.
- Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.
- Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.
Все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.
Требования к проектированию музыкальной среды:
- Музыкальная среда должна содержать как консервативные (уже известные) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.
- Нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые учащимися знания живут и обогащаются.
- Содержание музыкальной среды, разработанное с учетом системно – деятельностного подхода, должно отражать весь спектр музыкальной деятельности.
- Компоненты среды должны соответствовать логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество).
Качество содержания музыкальной среды:
- восприятие музыки – пособия и ТСО, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
Качество содержания музыкальной среды:
- воспроизведение музыки – пособия и ТСО, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;
- музыкально-творческая деятельность – пособия и ТСО, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации.
Качество содержания музыкальной среды:
- Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту и содержанию музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.
- Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития и получения из среды необходимой информации для музыкально-творческой деятельности.
Качество содержания музыкальной среды:
- Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
- Пособия, в т.ч. и мультимедийные, должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении.
Образование в отличие от обучения носит непрерывный характер. Оно начинается от рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни. На современном этапе Российская система образования развивается в соответствии с демократическими приоритетами.
Современные тенденции воспитания и развития в системе музыкального образования
- создание прогрессивной системы непрерывного образования ( предполагает рассмотрение образования не только как усвоение современных знаний и освоения технологий, но и как развитие мыслящей и деятельной личности).
- переход к вариативности образования (разнообразные типы и виды дошкольных и школьных образовательных учреждений, группы кратковременного содержания, дополнительные образовательные услуги (студии, секции, клубы) ориентированы на потребности семьи и интересы общества.
- принцип интеграции
Создание прогрессивной системы непрерывного образования
- В педагогическом плане преемственность связана с целостным процессом формирования и развития детской личности и соответствующих социальных объединений. Она является основным положением, принципом, на базе которого организуется процесс педагогического взаимодействия, направленного на гармоническое развитие личности. (Рангелова Е.М.)
Проблема преемственности дошкольного и школьного звеньев системы образования
- позиция «учебной преемственности» (детей «натаскивают» на внешние по своей сути школьные навыки)
- позиция «преемственности детства» предполагает последовательное развитие личностных качеств, «которые являются основой ученичества».
Преемственность предполагает плавный, безболезненный переход человека от одного этапа развития к последующему, от одной ступени образования к последующей, более совершенной.
Принцип интеграции содержания образования – альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Формирование у детей целостной картины мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования и воспитания.
Пути взаимодействия разных предметов
- Связь материала, тем разных дисциплин.
- Комплексное воздействие искусств. (синестезия, полихудожественность, полимодальность)
- Объединение нескольких учебных дисциплин в одну.
Современные тенденции в музыкальном образовании и воспитании
- Синтез музыкальных потоков
- фольклор духовная музыка академическая музыка джазовая музыка массовая музыкальная культура
- фольклор
- духовная музыка
- академическая музыка
- джазовая музыка
- массовая музыкальная культура
- Толейрантность
- Использование музыки как средства воспитания
- Полихудожественное пространство
- Изучение музыки как родного языка
- Выход за рамки национальной культуры
Инновации и традиции – два ориентира в современном музыкальном образовании и воспитании