МКДОУ Бутуриновский детский сад № 5
Проект в средней группе
на тему:
«Домашние животные и птицы»
Подготовила: Литвинова Е.П.
2021
Актуальность:
Педагог В. А. Сухомлинский писал о необходимости воспитания любви к живому как об одной из первейших задач педагогики. Мы должны стремиться пробуждать у ребенка ласковое, заботливое отношение ко всему живому.
В дошкольном возрасте у детей формируются представления о связи окружающего мира с деятельностью человека. Правильное отношение детей к природе строится на знании особенностей жизни, роста и развития живых существ.
В связи с этим я решила взять за основу проектный метод с целью расширения и дальнейшего обобщения знаний детей о жизнедеятельности животных и их зависимости от деятельности человека. Беседа с детьми показала, что многие дети мало знакомы с условиями содержания домашних животных: многие из них не имеют питомцев из-за состояния здоровья, жилищных условий, занятости родителей. Именно эти факторы и усугубление экологической проблемы в стране повлияли на мое решение в выборе данной темы.
Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. И именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе и окружающему миру.
Цель: объединение усилий педагогов и родителей с целью обобщения знаний детей о жизни животных, формирования представлений об их зависимости от деятельности человека.
Задачи:
дать представления о животных ближайшего окружения путем расширения знаний детей о разных видах домашних животных и их повадках;
ввести в активную речь детей слова с обобщающим значением «домашние животные», «детеныши»;
развивать стремление отражать свои представления и впечатления в продуктивной (изобразительной, сочинение историй и сказок) и игровой деятельности (сюжетно-ролевых, подвижных играх);
развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость;
воспитывать желание заботиться о домашних животных, чувство сопереживания ко всему живому.
Вид: исследовательско- творческий, краткосрочный
Продолжительность: 1 неделя
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.
Этапы проекта:
1 Организационный этап
-Опрос родителей и детей:
«Есть ли в вашей семье домашние животные»
-Составление плана проведения проекта.
-Обсуждение возможных мероприятий проекта с его участниками
-Беседа с родителями детей о формах их участия в проекте.
-Привлечение родителей к сбору информации о домашних животных, подбор и оформление материала (загадки, стихи, песни, подбор иллюстративного материала по теме, маски животных, художественная литература, настольно – печатные игры, дидактические игры, игрушек, материалов для игр,аудиозаписей, презентаций, физминутки, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, подвижные игры)
- Подбор методической литературы.
2. Практический этап
1. «Наши домашние питомцы»
Беседы:
«Какие они, домашние животные»
«Как я забочусь о своем питомце»;
Настольно – печатные игры
«Большие и маленькие»
лото «Домашние животные».
Дидактические игры
«Кто где живет?»
«Где чей домик?»
Подвижная игра
«Кот и мыши»
Чтение художественной литературы:
Загадки, потешки, скороговорки;
М. М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой»
составление рассказов о своем питомце
Художественное творчество:
Конструирование «Кошкин дом»;
Лепка "Кошка".
3 неделя
2. «Кто у бабушки живет»
Дидактические игры
«Четвертый лишний»
«Да - нет»
«Чей хвост»
Подвижная игра
«Лохматый пес»
Чтение художественной литературы:
Н. Носов «Живая шляпа»;
В. Сутеев «Три котенка»;
Заучивание стихов,потешек:
А. Барто «У меня живет козленок».
Художественное творчество:
Рисование «Пушистый кот»
Аппликация «Коврик для кошечки»
Оформление выставки книг «Животные в сказках».
3. «Домашние птицы»
Дидактические игры
«Угадай, кто спрятался?»
«Угадай, что изменилось?»
«Кто как кричит?»
Подвижная игра
«Гуси-лебеди»
Чтение художественной литературы:
С. Маршак «Усатый-полосатый»
Совместный труд детей, родителей и педагога – изготовление макета «Домик в деревне».
Самостоятельная деятельность детей:
рассматривание картинок и фотографий домашних животных
рисование «Мой любимец»
рассматривание энциклопедий про домашних животных.
4. «Мама и малыши»
Рассматривание картинок, энциклопедий
Просмотр презентации «Домашние животные и их детки»
Дидактические игры
«Один-много»
«Найди свою маму».
Чтение художественной литературы:
В. Чарушин «Кошка», «Собака»;
Г. Остер «Котенок по имени Гав»;
Конструирование
«Теремок для домашних питомцев»;
«Загон для животных»
оригами «Собачка»
5. «Кто чем питается»
Наблюдение за кошкой (собакой) на улице
Дидактические игры
«Животное домашнее или дикое?»
«Кто что ест?»
Сюжетно –ролевая игра:
«Семья»;
Подвижная игра:
«Воробушки и кот»,
Чтение художественной литературы:
Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»;
Самостоятельнаядеятельностьдетей:
рассматривание картинок и фотографий домашних животных
рисование «Мой любимец»
рассматривание энциклопедий про домашних животных.
Выставка рисунков «Наши любимцы»
Театрализация сказки «Репка»
6. «Труд взрослых»
Беседы
«Кто лечит животных»
«Кто учит животных в цирке»
Сюжетно – ролевые игры
«У ветеринара-киса заболела»,
«В зоомагазине».
Заучивание потешек
"Кот на печку пошел",
"Котик-коток",
«Как у нашего кота…»,
7. «Нужно ли бояться животных»
Беседы
«Домашние животные - наши друзья»,
«Безопасность при обращении с незнакомыми животными»
Чтение художественной литературы:
С. Маршак
«Сказка о глупом мышонке»,
«Сказка об умном мышонке»
Физическая культура:
- Зарядка «Не ребята, а зверята» (упражнения:«Корова отгоняет мошек», «Идет коза рогатая», «Домашняя кошечка», «Конь бьет копытом», «Скачут зайки»).
- Физминутки «Борзый конь», «Котя, котенька-коток» и др.
- Пальчиковая гимнастика «Шла коза по лесу», «Корова» и др.
- Артикуляционная гимнастика: «Сердитая кошка», «Утиный клювик», «Лошадка».
Взаимодействие с родителями
Папка-передвижка «Дети и домашние животные».
Консультации:
«Если вы решили завести питомца»,
«Дети и домашние животные»,
«Почему дети боятся домашних животных».
Создание инициативной группы для организации выставки фотографий «Мое любимое домашнее животное».
Помощь в организации конкурса внутри группы книжек-малышек «Я его люблю» (забавные истории о своем домашнем питомце)
3. Обобщающий этап
-оформление фотовыставки «Мое любимое домашнее животное».
-создание альбома «Домашние животные»для самостоятельной деятельности в речевом уголке
-выставка рисунков детей «Наши любимцы»
- выставка газет в группе с рассказами детей и родителей на тему «Мой любимый питомец»
Итоговое мероприятие
Викторина «Домашние животные и птицы»
-рассказы семей о любимых питомцах,
- видеозарисовки «Мой любимей»
-газеты-презентации и др.
Театрализация сказки «Репка» совместно дети и родители для других семей на вечере.
Ожидаемые результаты на уровне детей:
• Дети должны знать и называть животное;
• Понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными.
• Привитие детям любви и бережного отношения к животным.
• Обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения.
Ожидаемый результат на уровне взрослых:
• Желание родителей завести домашнего питомца.
• Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания бережного отношения детей к животным.
• Активное участие родителей в делах группы и детского сада
Литература
Гризик Т. И. Пособие «Интересен мир вокруг нас» для детей 4-5 лет.
Степанов В. А. Животный мир России. Серия «Учебник для маленьких». – М., 2002.
Синицына Е. Н. Умные загадки. – М., 1997.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1998.
Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – М., 2007.
Свирская Л. В. Утро радостных встреч. – М., 2010.
Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 4-5 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М., 2010.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М., 2013.
Кравченко И. В., Долгова Т. А. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: методическое пособие. – М., 2009.
Тимофеева Е. А.Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. – М. ,1986.
Подольская Е. И.Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград, 2009.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
Пожиленко Е. А.Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. ,2007.
Интернет ресурсы.
Журнал «Дошкольное воспитание».
Беседы в режимных моментах.
Настольные игры «Домино», Лэпбук «Айболит»
Выставка фотографий.
Аппликация, рисунок.
Просмотр мультфильмов, презентаций