СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ Гаджеты и здоровье подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснование актуальности проекта

В XXI веке гаджеты стали неотъемлемой частью жизни людей, они являются буквально предметами первой необходимости. Нынешние дети практически с пеленок умеют пользоваться смартфоном, когда старшее поколение с трудом осваивает компьютер.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ Гаджеты и здоровье подростков»






ПРОЕКТ

Гаджеты и здоровье подростков



Исполнитель:











  1. Информационная карта проекта

Название проекта

Гаджеты и здоровье подростков

Наименование учреждения-соискателя


Юридический адрес заявителя


Авторы проекта


Руководители проекта


Основание актуальности проекта

Гаджеты появились сравнительно недавно, поэтому неудивительно, что взрослые всерьез беспокоятся о том, что гаджеты негативно влияют на здоровье их детей.

Цель проекта

Цель проекта — разработать вариант решения проблемы отрицательного влияния гаджетов на здоровье подростка.

Задачи проекта

  1. Изучить, как влияют ли гаджеты на здоровье человека.

  2. Разработать проект по тому, как можно решить данную проблемы

  3. Экспериментально проверить результативность разработанного проекта.

Краткая аннотация содержания проекта

Своим появлением и развитием гаджеты привнесли серьезные изменения в обществе. Например, сейчас уже сложно представить учебный процесс без использования компьютерных технологий и гаджетов, особенно мы в этом убедились в 2020 году с началом пандемии и самоизоляции, когда школы, колледжи и университеты перевели на дистанционное обучение.

Так влияет ли использование гаджетов на здоровье?

Сроки выполнения проекта (продолжительность, начало, окончание)

Продолжительность – 2 недели,

Начало – апрель 2021 г.,

Окончание – апрель 2021 г.

Участники проекта

Подростки от 10 до 18 лет

Особенности типа проекта

Продукционный, практико-ориентированный, творческий

Методы исследования

Анализ методической и учебной литературы, статистическая обработка экспериментальных данных

Ресурсы

Школьный кабинет, Интернет, мультимедийный проектор, преподаватели

Предполагаемые продукты

  • Разработки нестандартных классных часов

  • Проекты и презентации обучающихся.

Критерии и показатели эффективности проекта

- Степень удовлетворенности участников проекта работой

- Количественный уровень включенности участников проекта в его реализацию

- Уровень сплоченности в командах

- Процент участников, мотивированных снизить время, проводимое в социальных сетях и за компьютерными играми




Обоснование актуальности проекта

В XXI веке гаджеты стали неотъемлемой частью жизни людей, они являются буквально предметами первой необходимости. Нынешние дети практически с пеленок умеют пользоваться смартфоном, когда старшее поколение с трудом осваивает компьютер.

Своим появлением и развитием гаджеты привнесли серьезные изменения в обществе. Например, сейчас уже сложно представить учебный процесс без использования компьютерных технологий и гаджетов, особенно мы в этом убедились в 2020 году с началом пандемии и самоизоляции, когда школы, колледжи и университеты перевели на дистанционное обучение.

Гаджеты появились сравнительно недавно, поэтому неудивительно, что взрослые всерьез беспокоятся о том, что гаджеты негативно влияют на здоровье их детей.

Цель моего проекта — с помощью различных источников выяснить, как использование гаджетов сказывается на здоровье подростков, и разработать вариант решения этой проблемы.

Чаще всего гаджетами называют практически все электронные приборы: телефоны, смартфоны, компьютеры, наушники, аудиоколонки. Однако, если рассмотреть данный вопрос с научной точки зрения, то становится понятно, что «гаджет» (от французского слова «gâche» — «застежка») — это небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. Это устройство без источника питания (гарнитура для телефона, наушники, колонки и др.), считается, что гаджет не способен работать самостоятельно без основного устройства — девайса, он только расширяет его функциональные возможности.

Девайсы (от английского слова «device» — аппарат, устройство, прибор.) — это небольшие электронные устройства с источниками питания, способные работать без поддержки со стороны других девайсов или гаджетов. Классическими примерами таких устройств являются смартфоны, ноутбуки. В современном обществе встречаются и такие устройства, которые объединяют два понятия, могут функционировать самостоятельно, но полноценно работают только в связке с другим устройством (смарт-часы и фитнес-трекеры и др.).

Самым распространенным девайсом все же является смартфон. Рассмотрим, как появились мобильные телефоны. Мобильный телефон – относительно, довольно молодое изобретение. Для его создания потребовалось чуть более 60-ти лет, при этом он стал практически самым распространенным устройством во всем мире.

Первый прототип мобильного сотового телефона был создан американской компанией Motorola. Это произошло в 1973 году. Создателем устройства стал инженер Мартин Купер. Вес первого сотового телефона составлял около 1 кг, габариты: 22,5х12,5х3,75 см. У аппарата отсутствовал дисплей. Батарея телефона позволяла ему работать в режиме ожидания до 8 часов, а в режиме разговора – до одного часа. Заряжать телефон нужно было достаточно долго (около 10 часов).

С момента создания и по сегодняшний день, мобильные телефоны все время модернизировались. Так, у телефонов появился дисплей, телефонная книга, СМС, ММС, игры и приложения, фотокамера, диктофон, встроенный плеер, навигация, сенсорный экран и многое, многое другое. И этому нет предела, например, сейчас уже выпущены телефоны с гаджетами, способными набирать вводимый текст посредством одних лишь мыслей (“читать” наши мысли и превращать их в текст).

Компьютеры и гаджеты являются источниками так называемого синего света и повреждают зрительный аппарат.  Находясь дома, на работе, в транспорте, непрерывно смотря в телефоны, планшеты, приходится постоянно щуриться и напрягать глаза, из-за мелкого шрифта, что и приводит к ухудшению зрения. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у пользователя возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

Все гаджеты — это источники излучения. Электромагнитные волны негативно действуют на работу всего организма и могут вызвать бессонницу и даже расстройства иммунной системы.

Врачи, обследующие школьников, всё чаще замечают, что у детей ухудшается слух. В ухудшении слуха виноваты так называемые наушники-затычки. Для слуха опасны как высокие, так и низкие частоты. Максимальный уровень шума, который способен выносить человек в течение восьми часов без вреда для здоровья, - 65 децибел. Как правило, в плеере громкость - 100 децибел и больше.

Одной из главных причин заболеваемости остеохондрозом и другими болезнями позвоночника является постоянное и повсеместное использование мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков и смартфонов. Это связано с тем, что планшетные устройства заставляют нас направлять взгляд вниз. Шея из­-за этого находится в нефизиологичном положении. Если работа затягивается на несколько часов, происходит спазм мышц, в некоторых случаях – защемление нервных окончаний. Это и вызывает боль.

Помимо вреда физическому здоровью, современные технологии могут приносить вред и психическому здоровью людей в том числе.

Исследования показывают, что у людей, зависящих от социальных сетей, проявляются психические расстройства личности. У человека с такими расстройствами есть убеждённость в собственной уникальности. Ему необходимо постоянно говорить о себе и слышать чужое одобрение и восхищение. В социальных сетях это расстройство выражается в зависимости человека от лайков, восхищенных комментариев. В жизни же практически всегда у таких людей имеется множество комплексов и хрупкая самооценка, поэтому они особенно подвержены стрессам и депрессиям, которые выражаются в ощущение пустоты и ничтожности жизни. Особенно ярко это можно заметить на примере подростков. Пубертатный период — один из самых сложных, кризисных этапов жизни человека. Соответственно, на этапе жизни, когда подростку кажется, что его не понимают взрослые, он идет в интернет, чтобы пообщаться с людьми, столкнувшимися с подобным.

Еще одна разновидность психического расстройства - синдром фантомных звонков — это когда человек слышит звонок или чувствует вибрацию от мобильного телефона, даже когда телефон отсутствует или отключен.

Существует даже номофобия — болезнь, которая заключается в том, что человек боится оказаться без интернета или без мобильной связи. Подтверждением имеющегося расстройства являются такие чувства, как раздражительность, страх и тревога, которые появляются при отсутствии телефона. Такой человек не расстаётся со своим гаджетом ни на минуту.

Также распространен среди зависимых от гаджетов людей (особенно подростков) синдром дефицита внимания и гиперактивности. Из­-за постоянного потока информации, получаемой ежедневно из интернета, человек не может выделить самое главное, поэтому информация усваивается «кусками». В итоге у человека недостаточная устойчивость внимания, низкая степень концентрации, проблемы распределения и плохая переключаемость внимания, повышенная активность, не соответствующее требованиям поведение и неадекватное выражение чувств.

Очень часто зависимость от гаджетов характеризуется снижением количества социальных контактов. Гаджеты также могут привести к снижению умственных способностей. При регулярном использовании интернета у человека возникает потребность в постоянном уточнении любой информации, свои знания и память подмениваются на компьютерные. Главная опасность заключается в том, что человек прочитывает много, но практически ничего не запоминает. Ученики, ищущие ответ на каждый вопрос в «Google», снижают свою способность к обучению.

Резюмируя, стоит еще раз отметить признаки зависимости от гаджетов у детей школьного возраста, подростков:

  • ребенок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры и становится тревожным;

  • большую часть свободного времени (6-10 часов) проводит за электронными устройствами;

  • у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;

  • он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;

  • расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и электронные устройства;

  • забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры с электронными устройствами;

  • пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за электронными устройствами;

  • ему все равно, что есть, лишь бы не отрываться от монитора, он вообще часто забывает о еде;

  • ребенокобманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за электронным устройством, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам;

  • во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;

  • ребенок становится более агрессивным;

  • трудно встает по утрам, в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за электронное устройство.

4. Разрешение проблемы снижения вреда гаджетов на здоровье подростков

Существование данной проблемы среди детей и подростков общепризнано. Так, Роспотребнадзор постоянно разрабатывает меры, по снижению гаджетов вреда здоровью людей. Рассмотрим рекомендации, которые дает Роспотребнадзор в этой сфере.

Во-первых, существуют рекомендации по количеству времени, исходя из возрастных особенностей ребенка:

  • До 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, телефона, смартфона и т.д. Стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники.

  • С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с гаджетами (15-20 мин. в день).

  • Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами (компьютер).

  • Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

Во-вторых, существуют правила работы за компьютером, позволяющие снизить ущерб здоровью:

Санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда с ними установлены СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" данные санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации.

Требования Санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ (п.1.3).В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ (п.4.4).

При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м (п.9.1).

Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию (п.9.6).

Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений (п.9.7).

В-третьих, опубликованы правила необходимые при использовании мобильного устройства:

  • Не пользуйтесь телефоном в транспорте, ведь при быстром передвижении мощность передатчика телефона близка к максимуму. Металлический корпус автомобиля действует как «экран», ухудшается радиосвязь. В ответ на это телефон увеличивает мощность, что приводит к большему облучению абонента.

  • Носите мобильный телефон лучше в сумке, кармане верхней одежды или в руке.  Не стоит носить телефон на поясе (для мужчин) и на груди (у женщин).

  • Рекомендуется отключать телефон на ночь или хотя бы держать его подальше от себя.

  • Продолжительность разговор по мобильному телефону не должна превышать 3-хминут. Максимально увеличивайте период между двумя разговорами (минимально рекомендованный - 15 мин),

  • По возможности пользуйтесь громкой связью или услугами SMS.

Наконец, разработаны правила и рекомендации для родителей:

  • Предлагайте ребёнку альтернативу телевизору, компьютеру, телефону: познавательные путешествия, экскурсии, прогулки, чтение, книги, рисование. Зависимость детей от гаджетов — это проблема родителей, у которых неправильно организован детский досуг. Родители — главный источник формирования интересов своего ребёнка.

  • Больше общайтесь с ребёнком, обсуждайте с ребёнком своего и его чувства. Давайте выход чувствам ребёнка, пусть он побегает, попрыгает, покричит, поплачет, когда это требуется.

  • Не пресекайте и по возможности удовлетворяйте любопытство ребёнка.

  • Учите своё чадо общаться, знакомиться, мириться, договариваться со сверстниками.

  • Повышайте самооценку ребёнка.

Не делайте просмотр телевизора, игру на компьютере, планшете или телефоне средством поощрения.


  1. Этапы реализации проекта, основные виды деятельности и планирование их по времени


Мне предстоит разработать собственный проект решения проблемы влияния гаджетов на здоровье подростков. Для начала стоит отметить, что умеренное использование девайсов, соблюдение рекомендаций врачей, сводит вред здоровью к нулю.

Исходя из изученных источников, а также основываясь на личном опыте, могу сказать, что проблема зависимости подростов от гаджетов так и остается нерешенной. Количество детей, зависимых от компьютерных игр, не уменьшается, а тех, кто обращается за помощью к офтальмологам, остеопатам и невропатологам растет. Мало кого из подростков пугают последствия зависимости от гаджетов, в основном беспокоятся их родители.

По этой причине мой проект рассчитан на информирование тинейджеров, повышение их осведомленности о проблеме.

Концепция моего проекта: проведение классных часов со школьниками средних классов в формате круглого стола. То есть, я предлагаю, перенять формат университетских семинаров, когда преподаватель дает ряд вопросов, ответ на которые дети готовят дома и затем выступают на уроке.

Главные принципы таких круглых столов:

  • Деление учеников на группы (позволит сблизиться одноклассникам, а также дает соревновательный дух)

  • Свобода творчества (задания разрабатываются на творческой основе: изобразить, нарисовать, сыграть роль)

  • Исследовательская работа (в процессе подготовки и непосредственном участии дети проводят анализ информации, делают выводы)

Затем такой формат можно применить при изучении других проблем.

Планирование проекта:

  1. Среди школьников провести опрос, касающийся того, сколько времени они проводят за использованием гаджетов

  2. Изучить результаты опроса, сформулировать выводы

  3. На основе результатов опроса сформулировать темы для обсуждения на классном часу

  4. Поделить школьников в каждом классе на группы (по 5-7 человек), назначить ответственных

  5. Объяснить школьникам принцип работы на круглых столах, выдать лист с заданиями на предстоящих классных часах

  6. Провести классные часы

  7. Проанализировать результаты проделанной работы



Ресурсное обеспечение проекта:

  • Организационные ресурсы — педагогический совет образовательного учреждения, разработчик и исполнитель проекта

  • Материально-технические ресурсы — учебный кабинет с доской, партами и стульями, компьютер, колонки, проектор

  • Временные ресурсы: на изучение данной темы школьниками понадобится минимум 2 академических часа, т.к. классные часы проводятся раз в неделю, на реализацию проекта необходимо две недели.

Конкретные ожидаемые результаты:

  • Активное участие в проекте каждого ученика и положительный опыт от работы в небольших командах

  • Повышение осознанности среди подростков при использовании гаджетов

  • Формирование среди учащихся умения и стремления самостоятельно анализировать информацию

Механизмы оценки результатов:

  • Степень удовлетворенности участников проекта работой

  • Количественный уровень включенности участников проекта в его реализацию

  • Уровень сплоченности в командах

  • Процент участников, мотивированных снизить время, проводимое в социальных сетях и за компьютерными играми

Риски проекта:

  • Нежелание подростков участвовать в обсуждении данной проблемы

  • Отказ подростками признавать существование проблемы зависимости от гаджетов

  • Нежелание администрации школ сотрудничать

Развитие проекта:

  • Увеличение числа проектов, связанных с решением данной проблемы, на внешкольных конференциях

  • Анализ и систематизация опыта работы исследовательской деятельности

Эффект проекта в долгосрочной перспективе:

Существует еще огромное количество проблем в обществе, которые необходимо осветить среди подростов, перед тем, как отпустить их во взрослую жизнь (например, алкогольная, никотиновая, наркотическая зависимости; профилактика ВИЧ и СПИД; проблема стигматизации психических заболеваний; борьба с школьным буллингом и др.). Поэтому, мне кажется, было бы вполне действенно использовать методику круглых столов дальше. Мне кажется, что школьники устали от постоянных лекций, им зачастую тоже хочется выступить и показать себя компетентными в каком-либо вопросе, поделиться личным опытом.

6. Заключение

Итак, исходя из анализа информации, посвящённой проблеме влияния гаджетов на здоровье подростков мы выяснили, чем опасна зависимость от гаджетов:

1. Отрицательно влияют на здоровье ребёнка: нарушается осанка, страдает сердечно - сосудистая система и т. д.

2. Вызывает длительные стрессы.

3. Способствует актуализации агрессивности (сцены насилия).

4. Стимулирует другие формы зависимого поведения (например, от еды – во время нахождения за компьютером и телевизором человек не контролирует количество съедаемой пищи).

5. И необходимо выделить отдельно, это нагрузка на зрение.

Решать эту проблему я предлагаю с помощью вовлечения школьников в учебный процесс.





Приложение 1

Опрос «Гаджеты в моей жизни»

Ниже представлен опросник, касающийся проблемы гаджетов в жизни подростков. Пожалуйста, ответьте на представленные вопросы.

Вопрос 1.

Какие виды гаджетов у вас есть дома? Перечислите

Ответ:

Вопрос 2.

Сколько времени в день вы пользуетесь своим смартфоном/телефоном?

А) менее 1 часа

Б) 2-4 часа

В) Более 4 часов

Вопрос 3.

Слышали ли вы о вреде гаджетов?

А) Да

Б) Нет

Вопрос 4.

Согласны ли вы с утверждением, что гаджеты отрицательно сказываются на физическом и психическом здоровье людей?

А) Да

Б) Нет

Вопрос 5.

Заметили ли вы у себя какие-то негативные изменения в здоровье, связанные с использованием гаджетов?

А) Да

Б) Нет

Вопрос 6.

Если вы заметили ухудшения в здоровье, связанные с гаджетами, выберите, что именно вас беспокоит:

А) Ухудшение зрения

Б) Ухудшение слуха

В) Головные боли

Г) Бессонница

Д) Тревожное состояние

Е) Ничего из вышеперечисленного

Ж) Свой вариант

Вопрос 7.

Сталкивались ли вы с травлей в социальных сетях?

А) Да, травля была направлена на меня

Б) Да, я занимался травлей другого человека

В) Нет, не сталкивался

Вопрос 8.

Как вам легче общаться с одноклассниками?

А) В живую

Б) В социальных сетях

Вопрос 9.

Сколько времени в сутках вы спите?

А) Более 8 часов

Б) 6-8 часов

В) Менее 6 часов

Г) Менее 4 часов

Вопрос 10.

Ваши родители отмечают, что вы слишком много времени проводите в гаджете?

А) Да

Б) Нет

Вопрос 11.

По вашему мнению, вы зависимы от своего телефона/компьютера?

А) Да

Б) Нет

Спасибо за участие!

Приложение 2.



Классный час №1

Тема: Влияние гаджетов на физическое здоровье подростков

Задания для каждой группы:

  1. Изучение рекомендаций Роспотребнадзора, касающихся темы гаджетов

  2. Выяснить, как данную проблему решают в развитых странах (Сравнить, есть ли разница в США/Европе и Азии, сравнить так же с Россией)

  3. Обсудить, существует ли такая проблема конкретно в их классе

  4. Сделать выводы по безопасному использованию гаджетов

Классный час №2

Тема: Влияние гаджетов на психологическое здоровье подростков, правила поведения в социальных сетях

Задания для каждой группы:

  1. Подготовить доклад/мини-выступления на тему:

- Влияние Instagram на самооценку подростков

- Кибербуллинг в социальных сетях

- Психологические проблемы, наиболее распространенные среди подростков и их связь с гаджетами

  1. Подготовить по 5 интересных вопросов для каждой группы.

  2. Обмен опытом, подростки рассказывают как они лично сталкивались с этой проблемой

  3. Сформулировать и закрепить правила поведения в социальных сетях.