Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 437»
Проект
«Песочная фантазия»
Гавряева Светлана Александровна
Педагог-психолог 1 кв. категории
2020 г.
Песочное рисование – удивительное рисование на песке, которое используется под чутким руководством педагога, педагога - психолога, учителя - логопеда в ходе индивидуальных, групповых, развивающих и коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста.
Проект представляет собой реализующий нестандартный подход к решению задач по обогащению развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном учреждении.
Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.
Проект имеет ряд практического материала в виде картотек, схем и карточек.
Надеемся, что данный проект поможет при планировании и осуществлении развивающей работы педагога с воспитанниками.
Содержание
Введение
«Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!»
К.Д. Ушинский
Дети очень любят игры с водой и песком. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохорова. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования, рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду.
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении .
Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются и в экспериментировании детей с предметами и явлениями. Наиболее полную и развернутую оценку этих игр мы находим у Е. И. Тихеевой. Рассматривая игровые возможности каждого материала в отдельности, Е. И. Тихеева показала, как дети, созидая, совершенствуют свой чувственный опыт и практически познают некоторые свойства материалов. В сюжетной форме она наметила примерное содержание игр с водой, песком, глиной и указала, что эти игры требуют к себе самого внимательного отношения со стороны взрослых.
Высоко оценивала значение игр с природными материалами и гигиенист Л. И. Чулицкая. При разработке задач физического воспитания дошкольников игры с песком и водой она относила к играм, способствующим укреплению детского организма. С этой целью ею было разработано устройство песочных ящиков и водных бассейнов. С жизненной потребностью ориентироваться в окружающей действительности, с необходимостью познавать свойства и качества материалов, с развитием изобразительного творчества детей связывает использование этих же игр Е. А. Флерина . Вопрос о руководстве играми с водой и песком также неоднократно подчеркивался данными авторами. Е. И. Тихеева наряду с разработкой содержания игр требовала от воспитателей помощи детям в осмысливании накапливаемого ими опыта. Е. А. Флерина, взяв за основу игр с природным материалом активно-действенное стремление ребенка исследовать этот материал, в то же время указывала на необходимость разумного развития этого стремления.
Воспитатель, по ее мнению, развивая игру, должен постоянно заботиться о «насыщенности материалов разнообразными качествами» с тем, чтобы игра ребенка не теряла познавательного смысла и не приобретала характер однообразной и разрушительной деятельности.
Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Возможность строить из песка, желание искупать свою любимую игрушку в воде создают благоприятные условия для сенсорного воспитания, совершенствования таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
Актуальность проекта
«Процесс «игры в песок» высвобождает
заблокированную энергию и активизирует
возможности самоисцеления, заложенные в
человеческой психике».
К.Г.Юнг
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей», о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований.
Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре.
А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал.
Песочное рисование – удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес, море и пр. Атмосфера чуда поддерживается соответствующим музыкальным сопровождением. Этот необычный вид искусства называется Sand-art, т.е. «искусство песка». Песок – эта та же краска, только работает по принципу «света и тени». Эта «краска» прекрасно передает все человеческие чувства, мысли и стремления.
В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным. Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых.
Каковы же особенности такого вида творчества? Во-первых, это простота. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать. Песочная анимация как нельзя, кстати, подойдет гиперактивным детям. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратить лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. А так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного малыша.
Заниматься песочной анимацией безумно интересно и увлекательно. Картины создаются из сыпучего материала - песка. На специальном столе с подсветкой песок тонким слоем наносится на стекло и «переливается», открывая новые горизонты его возможностей. Картины плавно сменяют друг друга, сливаясь в единую линию повествования. Песочная анимация обязательно сопровождается музыкой!
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Игры в песочнице используются психологом в ходе индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые фильмы, что станет мощным развивающим фактором для его художественно-эстетического восприятия. И как было сказано выше, учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.
Учитывая вышесказанное, мы начинаем реализацию проекта!
Паспорт проекта
Тема проекта: «Песочная фантазия».
Вид проекта: Долгосрочный, открытый, коллективный, с участием родителей.
Срок реализации: Июнь 2020 учебного года – практическое использование ведётся по настоящее время.
Место события: МАДОУ детский сад комбинированного вида № 26 «Лучик».
Участники проекта: дети дошкольного возраста, их родители и воспитатели группы.
Цель проекта
Создание условий для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе продуктивно-конструктивной деятельности ребенка, через внедрение элементов песочной терапии.
Знакомство с техникой рисования песком - песочная анимация.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.
Задачи проекта
Познакомить воспитанников со свойствами песка, научить находить их проявления в повседневной жизни (сочетание экспериментов и наблюдений на прогулках).
Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения, а также и речь; обогащать и активизировать словарь воспитанников.
Развивать фантазию, творчество, воображение.
Закреплять правила безопасности во время игры в песочнице, а также во время проведения экспериментов.
Привлечь родителей к совместной деятельности.
Обучающие:
Познакомить воспитанников с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией (рисование песком).
Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.
Развивающие:
Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.
Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.
Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.
Воспитательные:
Воспитывать доброту, инициативу.
Воспитывать усидчивость и терпение.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Образовательная область: социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно - эстетическое, познавательное развитие - направленно на удовлетворение социальных интересов.
Прогнозируемый результат
Компетенции:
воспитанники знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький – большой), знают цвета;
владеют действиями с предметами, предполагают разнообразные способы их использования;
владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;
владеют расширенным словарным запасом (глаголы, существительные, прилагательные и т.д.), используют обобщающие понятия (вода, песок);
имеют познавательный интерес к опытно – исследовательской деятельности.
Коммуникативные навыки:
получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми;
получают положительные эмоции от праздников и развлечений;
пользуются речью, как средством общения со сверстниками.
Предпосылки научной деятельности:
имеют устойчивый интерес к художественной литературе;
возникает интерес к значимой деятельности;
способны выразить мысль, вступить в диалогическое общение.
Продукт проекта
Наглядные пособия: игры, картотеки.
Материал по работе с воспитанниками.
Консультация для родителей «Игры с песком».
Фотовыставка.
Презентация проекта.
Риски
1. Низкий познавательный интерес детей.
2. Низкая информированность, а также пассивность родителей.
3. Могут быть упущены отдельные направления проекта из-за большого объема материала.
Предупреждение рисков
Для повышения познавательного интереса воспитанников и их родителей провести в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач по познавательно-исследовательскому проекту «Песочная фантазия», привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
Распределить среди воспитателей ответственных за выполнение отдельных направлений проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.
Предполагаемые результаты
воспитанники узнают значение песка в жизни всех живых объектов природы и его свойства;
дети будут отличать, и называть характерные признаки песка;
воспитанники научатся проводить простейшие опыты, исследования;
дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;
у воспитанников сформируется стремление к исследованию объектов природы, они будут учиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
у воспитанников значительно повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи;
освоение воспитанниками элементарных правил владения пескографией;
создание рисунков в данной технике;
умение аккуратно действовать с песком;
более четкие и развитые движения пальцев рук;
создание детского альбома рисунков «Я не простой художник»;
Педагогическая целесообразность
рисование песком развивает мелкую моторику;
тактильную чувствительность, пластику движений рук;
улучшает память, стимулирует работу мозга ( познавательные процессы: восприятие, образно-логическое мышление, пространственное воображение).
Формы реализации проекта
образовательная деятельность;
беседы с воспитанниками группы ;
дидактические игры;
упражнения для развития мелкой моторики;
исследовательская деятельность;
работа с родителями;
фотовыставки детских работ.
Метод рисования песком - позволяет воспитанникам:
научиться осознавать себя и выражать собственные чувства;
улучшить прогресс в личностной коррекции, усилить ощущение собственной личностной ценности;
развить чувство собственного контроля, прогнозирования;
раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни;
повысить мотивацию в деятельности;
проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.
Песочное рисование способствует развитию следующих навыков:
формирование коммуникативных навыков;
улучшение памяти, внимания и образного мышления;
развитие мелкой моторики рук;
избавление от тревог и страхов.
Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей – ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии)
Избавляет от: страха ошибок, неуверенности в своих силах, сомнений, стрессогенных факторов, депрессивных состояний.
Песочная рисунок, создаваемый ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире, его состоянии.
Как вести себя в этой ситуации, быть учителем, молчаливым свидетелем песочных спектаклей или стать соавтором…
Многое зависит от темы и ситуации, но принцип один «не навреди».
Внутренний мир ребенка хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
Проблема
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.
Одной из составляющих сенсорного развития является развитие микромоторики. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, не сформированностью умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Приемы рисования песком
Создание фона (собрать песок в кулак и равномерно рассыпать его по стеклу):
Щепотка:
насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла).
Песочная струя:
песчинки попадают в одну точку -круг;
песочная струя рассыпается зигзагом - волны, чайки…;
песочная струя рассыпается дугой - холмы, горы…;
песочная струя рассыпается линией - дороги, дома…;
песочная струя рассыпается замкнутой линией - воздушные шары, облака…;
песочная струя рассыпается спиралью- порыв ветра, снежные бури…;
Рисование пальцами - песок раздвигается пальцами по фону.
Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки…);
Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…);
Линейный наброс песка (лучи солнца);
Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);
Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину);
Нанесение нового рисунка на предыдущий (насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается, словно в тумане).
Этапы реализации проекта
Подготовительный(аналитический)
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели, задач проекта, подбор литературы, пособий и атрибутов.
Выявление первоначальных знаний детей об играх с песком и водой.
Информация родителям о предстоящем проекте.
Подбор литературы, оборудования.
Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.
Анкетирование родителей.
предварительное обсуждение проектной идеи;
определение темы проекта;
формулировка цели, задач;
определение результата;
изготовление стола с подсветкой (родители - семья Новосёловых);
подготовка песка;
приобретение дополнительного материала для включения в деятельность (совок, щетка, валик, воронка, резиновый мяч и т.д.- родительский комитет).
Основной (реализация намеченных планов)
Практическая работа (создание условий для продуктивной деятельности: беседы, опыты, занятия).
Работа с воспитанниками
Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
Проведение игр с песком, водой.
Проведение игровых занятий.
Пополнение предметно - развивающей среды группы.
Опытно – экспериментальная деятельность.
Работа с родителями
Подбор художественной литературы.
Выполнение творческих заданий.
Совместная опытно – экспериментальная деятельность.
4. Консультации для родителей.
Заключительный (презентация, продукт деятельности)
Обобщение результатов работы.
Выставка детских работ, фотовыставка.
Проведения мастер – класс для родителей по нетрадиционному рисованию «Волшебный песок».
Презентация проекта в рамках конкурса «Лучший педагогический проект» на уровне дошкольного учреждения.
Проектная деятельность с воспитанниками
Перспективное планирование
Таблица 1
№ | Вид деятельность | Содержание |
1 | Подвижные игры | «Песчинки», «Тень», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди». Пальчиковые гимнастики. И/у «Самый ловкий» (пересыпание песка из одной емкости в другую, пронеси песок на тарелочки) |
2 | Сюжетно-ролевые игры | «Строители», «Печём пироги». |
3 | Дидактические игры | «Съедобное – несъедобное», «Домашнее или дикое животное?», «Что растёт на дереве, а что на грядке? », «Поиграем в археологов». |
4 | Коммуникативные игры | Знакомство с правилами игры с песком, «Назови ласково», «Я пеку, пеку, пеку» |
5 | Рассматривание картин | «Дети в песочнице»; Рассматривание картин пустыни |
6 | Экспериментальная деятельность | «Рассматривание песчинок под лупой» Песок- воздух-«Путешествие песка» (раздувание песка через трубочку) Песок - вода - «Свойства мокрого песка», «Следы на песке». |
7 | Наблюдения | Какой сегодня песок в песочнице (сырой или сухой); трогаем песок в тени и на солнце (где теплый, а где холодный, из какого песка лучше получаются фигурки из формочек (сухого или сырого) |
8 | Чтение стихотворений | В. Берестов «Посреди двора – гора», Н. Хилтон «Я полил песок водой», И. Финк «Песочница», А. Сметанин «Мы на пляже», А. Полетаева «Нам привезли песок на сад», С. Кашлев «Мы в песочнице играем», К.Балдина «Замок строим из песка». |
9 | Разгадывание загадок | Загадки на тему: «Песок». |
10 | Тематические беседы | «Правила безопасного поведения в песочнице», «Что такое песок? » |
11 | Разыгрывание проблемных ситуаций | «Зайке попал песок в глаза». ОБЖ. Игры-драматизации. (использование игрушек кукольного театра «Би-Ба-Бо») |
| | |
12 | Рисование на песке | «Песочный человечек». «Узоры на песке». Раскраски. |
13 | Аппликации из песка | «Песочные картинки» |
14 | Конструирование | «Построим теремок» летний период |
Тематическое планирование
Таблица 2
Тема 1 | Условное деление. (Разделите поверхность стола на две половины. У ребенка есть выбор: разделить его по вертикали, по горизонтали или по диагонали. Вертикальную прямую линию можно провести как сверху вниз, так и снизу вверх. Горизонтальную прямую линию можно провести как слева направо, так и справа налево.) |
Тема 2 | Превращение прямой линии в зиг-заг и волнистую. |
Тема 3 | Несколько прямых линий проведены на равном расстоянии друг от друга: в горизонтальном и вертикальном положении. |
Тема 4 | Длина прямых линий постепенно увеличивается до максимума, а затем таким же образом уменьшается. |
Тема 5 | Составление форм из вертикальных и горизонтальных прямых линий («коврик»). |
Тема 6 | Диагональные линии. |
Тема 7 | Пересечение линий («снежинки»). |
Тема 8 | Дуги ( С и обратная С, а также вверх и вниз выпуклая). |
Тема 9 | Круг, овал. |
Тема 10 | Упражнения с пересекающимися прямыми линиями (множество крестиков) |
Тема 11 | Волнистая линия. |
Тема 12 | Петли. |
Тема 13 | Рисование концентрических окружностей от маленькой до большой и наоборот. |
Тема 14 | Технические элементы рисования: кулаком, ладонью, ребром большого пальца. |
Тема 15 | Технические элементы рисования: щепотью, мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев. Симметрично двумя руками. Насыпание из кулачка. |
Тема 16 | Последующие по замыслу. |
Циклограмма воспитательно - образовательной работы
Таблица 3
ИЮНЬ - АВГУСТ | |
Мероприятия | |
| Подбор и анализ литературы по данной теме | |
| Беседа с воспитанниками по теме «Песок и его свойства» (начало проекта) | |
| Организация в группе зоны «Песочная страна» | |
Работа с родителями | |
Анкетирование родителей (опытно - экспериментальная деятельность) | |
Песочница! | |
Консультация для родителей «Как организовать наблюдение за неживой природой на прогулках с детьми дошкольного возраста» | |
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ |
Мероприятия |
| Познавательно-исследовательская деятельность: «Состав песка» Опыт с лупой «Из чего состоит песок»; «Свойства песка» Опыты «Песочная страна» («Сухой - мокрый», «Сыпучий - липкий», «Легкий - тяжелый»); Проблемная ситуация «Как помочь мышкам?» «Цветной песок» Опыт (окрашивание песка) «Разноцветный песок»; Опыт «Цветной песок» (окрашивание мелом); |
| Игровая деятельность: Упр. «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Песочный ветер» (дыхательное) И/у «Самый ловкий» (пересыпание песка из одной емкости в другую), Д/и «Следы»; Упражнение с формочками «Кто к нам приходит?»; Д/и «Песочная фея», «Норки - холмики», «Песочные строители»; Упражнение «Узоры на песке», «Мы создаем мир», «Мы едем в гости», «Песочные прятки» |
| Чтение художественной литературы: Чтение стихов о песке Б. Заходера, Е Шалеровой; рассказы «Песок и солнечный свет», «Яичко в песке», «Сказка песков» Окончание таблицы 3 |
| Продуктивная деятельность Рисование картин при использовании песка с детьми в форме индивидуальной работы (закрепление темы «Домашние птицы») |
| Музыкально-художественная, двигательная деятельность И/у «Игра с камушками»; Этюды «На берегу моря», «Игра с песком», игра на выражение эмоций «Маленький скульптор»; Этюд на выразительность жеста «Вот он, какой!» |
| Коммуникативная деятельность Беседа «Песчинки, какие они», «Кому для жизни нужен песок» |
Работа с родителями |
Консультация «Игры с песком и другими сыпучими материалами» |
НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ |
Мероприятия |
1. | Игровая деятельность: Развивающие детские игры с песком и водой: «Куличи», «Игра в повара», «Клад», «Песчаные водоёмы»; Сюжетно-ролевая игра «Фараоны»; Д/и «Спрячь игрушки», «Назови свою маму», «Обыкновенное чудо». |
2. | Конструктивная деятельность Конструирование из песка «Строительство из песка пирамид в Египте». |
3. | Познавательно-исследовательская деятельность: Изготовление песочных часов (из двух пластиковых бутылок); И/у «Что лишнее?», «Сравни и расскажи». |
4. | Продуктивная деятельность Совместная деятельность с детьми изготовление панно с использованием цветного песка Изготовление семейных панно на произвольную тему с использованием цветного песка. |
5. | Музыкально-художественная, двигательная деятельность Двигательные упражнения «В пустыне» |
6. | Коммуникативная деятельность Беседа «Животные пустыни», рассматривание открыток; Растения пустыни «Где у саксаула листья?», «Прячет ли страус голову в песок?»; И/у «Скажи наоборот» (свойства песка), «Кого не стало?». |
7. | Выставка работ детей с использованием нетрадиционной техники изображения «Песочные фантазии» Выставка «Песочный вернисаж» (семейные поделки из песка) Фотовыставка «Изучаем песок» Презентация проекта в рамках конкурса «Лучший педагогический проект» на уровне дошкольного учреждения. |
Заключение
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Задача воспитателя – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать занятия по ознакомлению воспитанников со свойствами песка и глины таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаётся для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
В природе всё взаимосвязано: люди, растения, животные, почва, реки, воздух и вода. Всё находится в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой природы и наоборот. Но у человека связь с неживой природой ещё сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, чистой питьевой воде.
Поэтому именно в поисково-познавательной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о неживой природе.
Таким образом, поисково-познавательная деятельность способствует развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их, сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей.
Одним из самых доступных и простых материалов для экспериментально-исследовательской деятельности детей является песок.
Игры и эксперименты детей с песком обогащают память ребёнка, активизируют его мыслительные процессы, оказывают положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка.
Список литературы
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи: Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста[Электронный ресурс] URL:http://psy.1september.ru/article.php?id=200600608(дата обращения: декабрь .2015).
Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010. С.94.
Поддьяков А. Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком». Журнал « Вопросы психологии» №5 1990.
Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста.- Волгоград « Перемена», 1995.
Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников. Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014. С.64.
Тихеева Е.И. Ребенок дошкольник и воспитывающая среда. Сб. статей / Под ред. Е.И. Тихеевой. Л., 1924. С.38.
Флерина Е. А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. Сост. Гребеншикова Е. А., и др. - М.: Просвещение, 1980.
Чулицкая Л. И. Гигиена ребенка и учет его физического развития. Москва 1980.
Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2015г.