СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Песочная фантазия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Песочная фантазия"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 437»


Проект

«Песочная фантазия»




Гавряева Светлана Александровна

Педагог-психолог 1 кв. категории





2020 г.


Песочное рисование – удивительное рисование на песке, которое используется под чутким руководством педагога, педагога - психолога, учителя - логопеда в ходе индивидуальных, групповых, развивающих и коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста.

Проект представляет собой реализующий нестандартный подход к решению задач по обогащению развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном учреждении.

Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.

Проект имеет ряд практического материала в виде картотек, схем и карточек.

Надеемся, что данный проект поможет при планировании и осуществлении развивающей работы педагога с воспитанниками.



Содержание

  • Введение

  • Актуальность проекта

  • Паспорт проекта

  • Этапы реализации проекта

  • Проектная деятельность с воспитанниками

  • Заключение

  • Список литературы


Введение

«Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!»

К.Д. Ушинский

Дети очень любят игры с водой и песком. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохорова. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования, рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду.

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении .

Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются и в экспериментировании детей с предметами и явлениями. Наиболее полную и развернутую оценку этих игр мы находим у Е. И. Тихеевой. Рассматривая игровые возможности каждого материала в отдельности, Е. И. Тихеева показала, как дети, созидая, совершенствуют свой чувственный опыт и практически познают некоторые свойства материалов. В сюжетной форме она наметила примерное содержание игр с водой, песком, глиной и указала, что эти игры требуют к себе самого внимательного отношения со стороны взрослых.

Высоко оценивала значение игр с природными материалами и гигиенист Л. И. Чулицкая. При разработке задач физического воспитания дошкольников игры с песком и водой она относила к играм, способствующим укреплению детского организма. С этой целью ею было разработано устройство песочных ящиков и водных бассейнов. С жизненной потребностью ориентироваться в окружающей действительности, с необходимостью познавать свойства и качества материалов, с развитием изобразительного творчества детей связывает использование этих же игр Е. А. Флерина . Вопрос о руководстве играми с водой и песком также неоднократно подчеркивался данными авторами. Е. И. Тихеева наряду с разработкой содержания игр требовала от воспитателей помощи детям в осмысливании накапливаемого ими опыта. Е. А. Флерина, взяв за основу игр с природным материалом активно-действенное стремление ребенка исследовать этот материал, в то же время указывала на необходимость разумного развития этого стремления.

Воспитатель, по ее мнению, развивая игру, должен постоянно заботиться о «насыщенности материалов разнообразными качествами» с тем, чтобы игра ребенка не теряла познавательного смысла и не приобретала характер однообразной и разрушительной деятельности.

Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Возможность строить из песка, желание искупать свою любимую игрушку в воде создают благоприятные условия для сенсорного воспитания, совершенствования таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.


Актуальность проекта

«Процесс «игры в песок» высвобождает

заблокированную энергию и активизирует

возможности самоисцеления, заложенные в

человеческой психике».

К.Г.Юнг

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей», о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований.

Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре.

А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал.

Песочное рисование – удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес, море и пр. Атмосфера чуда поддерживается соответствующим музыкальным сопровождением. Этот необычный вид искусства называется Sand-art, т.е. «искусство песка». Песок – эта та же краска, только работает по принципу «света и тени». Эта «краска» прекрасно передает все человеческие чувства, мысли и стремления.

В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным. Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых.

Каковы же особенности такого вида творчества? Во-первых, это простота. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать. Песочная анимация как нельзя, кстати, подойдет гиперактивным детям. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратить лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. А так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного малыша.

Заниматься песочной анимацией безумно интересно и увлекательно. Картины создаются из сыпучего материала - песка. На специальном столе с подсветкой песок тонким слоем наносится на стекло и «переливается», открывая новые горизонты его возможностей. Картины плавно сменяют друг друга, сливаясь в единую линию повествования. Песочная анимация обязательно сопровождается музыкой!

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Игры в песочнице используются психологом в ходе индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые фильмы, что станет мощным развивающим фактором для его художественно-эстетического восприятия. И как было сказано выше, учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.

Учитывая вышесказанное, мы начинаем реализацию проекта!


Паспорт проекта

Тема проекта: «Песочная фантазия».

Вид проекта: Долгосрочный, открытый, коллективный, с участием родителей.

Срок реализации: Июнь 2020 учебного года – практическое использование ведётся по настоящее время.

Место события: МАДОУ детский сад комбинированного вида № 26 «Лучик».

Участники проекта: дети дошкольного возраста, их родители и воспитатели группы.

Цель проекта

Создание условий для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе продуктивно-конструктивной деятельности ребенка, через внедрение элементов песочной терапии.

Знакомство с техникой рисования песком - песочная анимация.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.

Задачи проекта

  • Познакомить воспитанников со свойствами песка, научить находить их проявления в повседневной жизни (сочетание экспериментов и наблюдений на прогулках).

  • Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения, а также и речь; обогащать и активизировать словарь воспитанников.

  • Развивать фантазию, творчество, воображение.

  • Закреплять правила безопасности во время игры в песочнице, а также во время проведения экспериментов.

  • Привлечь родителей к совместной деятельности.

Обучающие:

  • Познакомить воспитанников с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией (рисование песком).

  • Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.

Развивающие:

  • Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.

  • Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.

  • Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброту, инициативу.

  • Воспитывать усидчивость и терпение.

  • Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Образовательная область: социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно - эстетическое, познавательное развитие - направленно на удовлетворение социальных интересов.

Прогнозируемый результат

Компетенции:

  • воспитанники знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький – большой), знают цвета;

  • владеют действиями с предметами, предполагают разнообразные способы их использования;

  • владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;

  • владеют расширенным словарным запасом (глаголы, существительные, прилагательные и т.д.), используют обобщающие понятия (вода, песок);

  • имеют познавательный интерес к опытно – исследовательской деятельности.

Коммуникативные навыки:

  • получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми;

  • получают положительные эмоции от праздников и развлечений;

  • пользуются речью, как средством общения со сверстниками.

Предпосылки научной деятельности:

  • имеют устойчивый интерес к художественной литературе;

  • возникает интерес к значимой деятельности;

  • способны выразить мысль, вступить в диалогическое общение.

Продукт проекта

  • Наглядные пособия: игры, картотеки.

  • Материал по работе с воспитанниками.

  • Консультация для родителей «Игры с песком».

  • Фотовыставка.

  • Презентация проекта.

Риски

1. Низкий познавательный интерес детей.

2. Низкая информированность, а также пассивность родителей.

3. Могут быть упущены отдельные направления проекта из-за большого объема материала.

Предупреждение рисков

Для повышения познавательного интереса воспитанников и их родителей провести в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач по познавательно-исследовательскому проекту «Песочная фантазия», привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Распределить среди воспитателей ответственных за выполнение отдельных направлений проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.

Предполагаемые результаты

  • воспитанники узнают значение песка в жизни всех  живых объектов природы  и его свойства;

  • дети будут отличать, и называть характерные признаки песка;

  • воспитанники научатся проводить простейшие опыты, исследования;

  • дети будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;

  • у воспитанников сформируется стремление к исследованию объектов природы, они будут учиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

  • у воспитанников значительно повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи;

  • освоение воспитанниками элементарных правил владения пескографией;

  • создание рисунков в данной технике;

  • умение аккуратно действовать с песком;

  • более четкие и развитые движения пальцев рук;

  • создание детского альбома рисунков «Я не простой художник»;

Педагогическая целесообразность

  • рисование песком развивает мелкую моторику;

  • тактильную чувствительность, пластику движений рук;

  • улучшает память, стимулирует работу мозга ( познавательные процессы: восприятие, образно-логическое мышление, пространственное воображение).

Формы реализации проекта

  • образовательная деятельность;

  • беседы с воспитанниками группы ;

  • дидактические игры;

  • упражнения для развития мелкой моторики;

  • исследовательская деятельность;

  • работа с родителями;

  • фотовыставки детских работ.

Метод рисования песком - позволяет воспитанникам:

  • научиться осознавать себя и выражать собственные чувства;

  • улучшить прогресс в личностной коррекции, усилить ощущение собственной личностной ценности;

  • развить чувство собственного контроля, прогнозирования;

  • раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни;

  • повысить мотивацию в деятельности;

  • проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.

Песочное рисование способствует развитию следующих навыков:

  • формирование коммуникативных навыков;

  • улучшение памяти, внимания и образного мышления;

  • развитие мелкой моторики рук;

  • избавление от тревог и страхов.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей – ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии)

Избавляет от: страха ошибок, неуверенности в своих силах, сомнений, стрессогенных факторов, депрессивных состояний.

Песочная рисунок, создаваемый ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире, его состоянии.

Как вести себя в этой ситуации, быть учителем, молчаливым свидетелем песочных спектаклей или стать соавтором…

Многое зависит от темы и ситуации, но принцип один «не навреди».

Внутренний мир ребенка хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Проблема

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

Одной из составляющих сенсорного развития является развитие микромоторики. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, не сформированностью умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Приемы рисования песком

  1. Создание фона (собрать песок в кулак и равномерно рассыпать его по стеклу):

  • насыпание;

  • наброс.

  1. Щепотка:

  • насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла).

  1. Песочная струя:

  • песчинки попадают в одну точку -круг;

  • песочная струя рассыпается зигзагом - волны, чайки…;

  • песочная струя рассыпается дугой - холмы, горы…;

  • песочная струя рассыпается линией - дороги, дома…;

  • песочная струя рассыпается замкнутой линией - воздушные шары, облака…;

  • песочная струя рассыпается спиралью- порыв ветра, снежные бури…;

  1. Рисование пальцами - песок раздвигается пальцами по фону.

  2. Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки…);

  3. Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…);

  4. Линейный наброс песка (лучи солнца);

  5. Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);

  6. Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину);

  7. Нанесение нового рисунка на предыдущий (насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается, словно в тумане).

Этапы реализации проекта

Подготовительный(аналитический)

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели, задач проекта, подбор литературы, пособий и атрибутов.

Выявление первоначальных знаний детей об играх с песком и водой.

Информация родителям о предстоящем проекте.

Подбор литературы, оборудования.

Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.

Анкетирование родителей.

  • предварительное обсуждение проектной идеи;

  • определение темы проекта;

  • формулировка цели, задач;

  • определение результата;

  • изготовление стола с подсветкой (родители - семья Новосёловых);

  • подготовка песка;

  • приобретение дополнительного материала для включения в деятельность (совок, щетка, валик, воронка, резиновый мяч и т.д.- родительский комитет).

Основной (реализация намеченных планов)

Практическая работа (создание условий для продуктивной деятельности: беседы, опыты, занятия).

Работа с воспитанниками

  • Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).

  • Проведение игр с песком, водой.

  • Проведение игровых занятий.

  • Пополнение предметно - развивающей среды группы.

  • Опытно – экспериментальная деятельность.

Работа с родителями

  • Подбор художественной литературы.

  • Выполнение творческих заданий.

  • Совместная опытно – экспериментальная деятельность.

4. Консультации для родителей.

Заключительный (презентация, продукт деятельности)

Обобщение результатов работы.

Выставка детских работ, фотовыставка.

Проведения мастер – класс для родителей по нетрадиционному рисованию «Волшебный песок».

Презентация проекта в рамках конкурса «Лучший педагогический проект» на уровне дошкольного учреждения.

Проектная деятельность с воспитанниками

Перспективное планирование

Таблица 1

Вид деятельность

Содержание

1

Подвижные игры

«Песчинки», «Тень», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди». Пальчиковые гимнастики. И/у «Самый ловкий» (пересыпание песка из одной емкости в другую, пронеси песок на тарелочки)

2

Сюжетно-ролевые игры

«Строители», «Печём пироги».

3

Дидактические игры

«Съедобное – несъедобное», «Домашнее или дикое животное?», «Что растёт на дереве, а что на грядке? », «Поиграем в археологов».

4

Коммуникативные игры

Знакомство с правилами игры с песком, «Назови ласково», «Я пеку, пеку, пеку»

5

Рассматривание картин

«Дети в песочнице»; Рассматривание картин пустыни

6

Экспериментальная деятельность

«Рассматривание песчинок под лупой»

Песок- воздух-«Путешествие песка» (раздувание песка через трубочку)

Песок - вода - «Свойства мокрого песка», «Следы на песке».

7

Наблюдения

Какой сегодня песок в песочнице (сырой или сухой); трогаем песок в тени и на солнце (где теплый, а где холодный, из какого песка лучше получаются фигурки из формочек (сухого или сырого)

8

Чтение стихотворений

В. Берестов «Посреди двора – гора», Н. Хилтон «Я полил песок водой», И. Финк «Песочница», А. Сметанин «Мы на пляже», А. Полетаева «Нам привезли песок на сад», С. Кашлев «Мы в песочнице играем», К.Балдина «Замок строим из песка».

9

Разгадывание загадок

Загадки на тему: «Песок».

10

Тематические беседы

«Правила безопасного поведения в песочнице», «Что такое песок? »

11

Разыгрывание проблемных ситуаций

«Зайке попал песок в глаза». ОБЖ. Игры-драматизации. (использование игрушек кукольного театра «Би-Ба-Бо»)




12

Рисование на песке

«Песочный человечек». «Узоры на песке». Раскраски.

13

Аппликации из песка

«Песочные картинки»

14

Конструирование

«Построим теремок» летний период



Тематическое планирование

Таблица 2

Тема 1

Условное деление.

(Разделите поверхность стола на две половины. У ребенка есть выбор: разделить его по вертикали, по горизонтали или по диагонали. Вертикальную прямую линию можно провести как сверху вниз, так и снизу вверх. Горизонтальную прямую линию можно провести как слева направо, так и справа налево.)

Тема 2

Превращение прямой линии в зиг-заг и волнистую.

Тема 3

Несколько прямых линий проведены на равном расстоянии друг от друга: в горизонтальном и вертикальном положении.

Тема 4

Длина прямых линий постепенно увеличивается до максимума, а затем таким же образом уменьшается.

Тема 5

Составление форм из вертикальных и горизонтальных прямых линий («коврик»).

Тема 6

Диагональные линии.

Тема 7

Пересечение линий («снежинки»).

Тема 8

Дуги ( С и обратная С, а также вверх и вниз выпуклая).

Тема 9

Круг, овал.

Тема 10

Упражнения с пересекающимися прямыми линиями (множество крестиков)

Тема 11

Волнистая линия.

Тема 12

Петли.

Тема 13

Рисование концентрических окружностей от маленькой до большой и наоборот.

Тема 14

Технические элементы рисования: кулаком, ладонью, ребром большого пальца.

Тема 15

Технические элементы рисования: щепотью, мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев. Симметрично двумя руками. Насыпание из кулачка.

Тема 16

Последующие по замыслу.


Циклограмма воспитательно - образовательной работы

Таблица 3

ИЮНЬ - АВГУСТ


Мероприятия



Подбор и анализ литературы по данной теме



Беседа с воспитанниками по теме «Песок и его свойства» (начало проекта)



Организация в группе зоны «Песочная страна»


Работа с родителями


Анкетирование родителей (опытно - экспериментальная деятельность)


Песочница!


Консультация для родителей «Как организовать наблюдение за неживой природой на прогулках с детьми дошкольного возраста»


СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ

Мероприятия


Познавательно-исследовательская деятельность:

«Состав песка»

Опыт с лупой «Из чего состоит песок»;

«Свойства песка»

Опыты «Песочная страна» («Сухой - мокрый», «Сыпучий - липкий», «Легкий - тяжелый»);

Проблемная ситуация «Как помочь мышкам?»

«Цветной песок»

Опыт (окрашивание песка) «Разноцветный песок»;

Опыт «Цветной песок» (окрашивание мелом);


Игровая деятельность:

Упр. «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Песочный ветер» (дыхательное)

И/у «Самый ловкий» (пересыпание песка из одной емкости в другую), Д/и «Следы»;

Упражнение с формочками «Кто к нам приходит?»;

Д/и «Песочная фея», «Норки - холмики», «Песочные строители»;

Упражнение «Узоры на песке», «Мы создаем мир», «Мы едем в гости», «Песочные прятки»


Чтение художественной литературы:

Чтение стихов о песке Б. Заходера, Е Шалеровой; рассказы «Песок и солнечный свет», «Яичко в песке», «Сказка песков»

Окончание таблицы 3


Продуктивная деятельность

Рисование картин при использовании песка с детьми в форме индивидуальной работы (закрепление темы «Домашние птицы»)


Музыкально-художественная, двигательная деятельность

И/у «Игра с камушками»;

Этюды «На берегу моря», «Игра с песком», игра на выражение эмоций «Маленький скульптор»;

Этюд на выразительность жеста «Вот он, какой!»



Коммуникативная деятельность

Беседа «Песчинки, какие они», «Кому для жизни нужен песок»

Работа с родителями

Консультация «Игры с песком и другими сыпучими материалами»


НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ

Мероприятия

1.

Игровая деятельность:

Развивающие детские игры с песком и водой: «Куличи», «Игра в повара», «Клад», «Песчаные водоёмы»;

Сюжетно-ролевая игра «Фараоны»;

Д/и «Спрячь игрушки», «Назови свою маму», «Обыкновенное чудо».

2.

Конструктивная деятельность

Конструирование из песка

«Строительство из песка пирамид в Египте».

3.

Познавательно-исследовательская деятельность:

Изготовление песочных часов (из двух пластиковых бутылок);

И/у «Что лишнее?», «Сравни и расскажи».

4.

Продуктивная деятельность

Совместная деятельность с детьми изготовление панно с использованием цветного песка

Изготовление семейных панно на произвольную тему с использованием цветного песка.

5.

Музыкально-художественная, двигательная деятельность

Двигательные упражнения «В пустыне»

6.

Коммуникативная деятельность

Беседа «Животные пустыни», рассматривание открыток; Растения пустыни «Где у саксаула листья?», «Прячет ли страус голову в песок?»;

И/у «Скажи наоборот» (свойства песка), «Кого не стало?».

7.

Выставка работ детей с использованием нетрадиционной техники изображения «Песочные фантазии»

Выставка «Песочный вернисаж» (семейные поделки из песка)

Фотовыставка «Изучаем песок»

Презентация проекта в рамках конкурса «Лучший педагогический проект» на уровне дошкольного учреждения.



Заключение

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. 

Задача воспитателя – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать занятия по ознакомлению воспитанников со свойствами песка и глины таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования. 

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаётся для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. 

В природе всё взаимосвязано: люди, растения, животные, почва, реки, воздух и вода. Всё находится в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой природы и наоборот. Но у человека связь с неживой природой ещё сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, чистой питьевой воде.

Поэтому именно в поисково-познавательной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о неживой природе. 

Таким образом, поисково-познавательная деятельность способствует развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их, сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей. 

Одним из самых доступных и простых материалов для экспериментально-исследовательской деятельности детей является песок.

Игры и эксперименты детей с песком обогащают память ребёнка, активизируют его мыслительные процессы, оказывают положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка.


Список литературы

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи: Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста[Электронный ресурс] URL:http://psy.1september.ru/article.php?id=200600608(дата обращения: декабрь .2015).

Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010. С.94.

Поддьяков А. Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком». Журнал « Вопросы психологии» №5 1990.

Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста.- Волгоград « Перемена», 1995.

Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников. Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014. С.64.

Тихеева Е.И. Ребенок дошкольник и воспитывающая среда. Сб. статей / Под ред. Е.И. Тихеевой. Л., 1924. С.38.

Флерина Е. А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. Сост. Гребеншикова Е. А., и др. - М.: Просвещение, 1980.

Чулицкая Л. И. Гигиена ребенка и учет его физического развития. Москва 1980.

Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2015г.