СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект программы наставничества

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте отражено направление "Учитель - учитель"

Просмотр содержимого документа
«Проект программы наставничества»

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №5»


СОГЛАСОВАНО
Председатель ПК

«___» _________ 202_

РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
«___» _________ 202_

УТВЕРЖДЕНО
Директор КГКОУ ШИ 5
Налескина С.М.
«___» _________ 202_





ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА


«учитель-учитель (дефицит адаптации на новом рабочем месте)»


на период 2022/2023 года


Основной инструмент (техника) наставничества тренинг,
консультирование









Наставник: Азова О.А. учитель

Наставляемый: Косицына С.А. учитель












Хабаровск, 2022г.

Раздел 1. Общие положения


Целью программы наставничества является адаптация вновь прибывшего учителя к условиям обучения детей с ОВЗ, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне

Задачи программы наставничества:

1. Адаптировать вновь прибывшего специалиста для вхождения в полноценный рабочий режим школы через освоение норм, требований и традиций коррекционной школы и с целью закрепления его в образовательной организации.

2. Выявить склонности, потребности, возможности и трудности в работе наставляемого педагога с детьми с ОВЗ через беседы и наблюдения.

3. Спланировать систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у педагога с целью повышения личностного и профессионального уровня наставляемого, а также качества обучения школьников с ОВЗ.

4. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;

5. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;


Раздел 2. Права и обязанности участников программы наставничества

К зоне ответственности наставника относится:

1) согласование действий по корректировке программы наставничества с администрацией;

2) использование только действующих, официально утвержденных документов, определяющих и регулирующих участие наставника и наставляемого в программе;

3) добросовестное ведение документации, установленной программой наставничества;

4) решение всех выдвинутых программой задач;

5) обмен профессиональным опытом с наставниками;

6) соблюдение норм этики взаимоотношений.

Обязанности наставника:

1. Подбирать нормативные документы.

2. Разъяснять суть документов наставляемому.

3. Разрабатывать план реализации программы наставничества себе и наставляемому.

4. Безотлагательно оказывать необходимую помощь наставляемому в рамках, поставленных программой наставничества задач.

5.Тщательно соблюдать пункты плана реализации программы наставничества.

6. Неукоснительно исполнять текущие запросы от наставляемого.

7. Оценивать формируемые компетентности у наставляемого.

8. Информировать о ходе реализации программы и ее результатах.

9. Составить отчет по окончанию программы наставничества.

10.Подготовить (разместить) информацию о реализации программы

и ее результатах на сайте образовательной организации и на

портале навигатор наставничества.

11.Контролировать наставляемого.

Права наставника:

1. Запрашивать необходимую для реализации программы документацию.

2. Консультироваться с более компетентными специалистами.

3. Вносить обоснованные коррективы в планы работы наставника и наставляемого, а также в программу наставничества в целом, согласовав их с наставляемым.

4. Выбирать наиболее эффективные приемы и средства обучения наставляемого.

5. Предлагать наставляемому участие в мероприятиях.

6. Вносить предложения администрации образовательной организации о поощрении наставляемого за отличные достижения и продукты деятельности.

К зоне ответственности наставляемого относится:

1) использование только утвержденных и действующих нормативных

документов, определяющих и регулирующих участие наставника и наставляемого в программе;

2) добросовестное ведение документации, установленной программой наставничества;

3) решение всех выдвинутых программой задач;

4) представление опыта формирования компетенций в конкурсах различного уровня;

5) обмен профессиональным опытом с наставляемыми;

6) соблюдение норм этики взаимоотношений.

Обязанности наставляемого:

1. Тщательно соблюдать пункты плана реализации программы

наставничества.

2. Неукоснительно исполнять текущий запрос от наставника.

3. Информировать наставника о ходе реализации программы и ее

результатах (по запросу наставника).

4. Составить промежуточный (по запросу наставника) и итоговый

отчет по выполнению программы наставничества.

5. Разработать продукт по завершению программы наставничества.


Права наставляемого:

1. Консультироваться с наставником вне плана программы взаимоотношений по мере необходимости и согласованию с последним.

2. Вносить обоснованные коррективы в план работы наставляемого, а также в программу наставничества в целом, согласовав их с наставником.

3. Выбирать наиболее эффективные приемы и средства обучения освоения программы наставничества.

4. Участвовать в конкурсном движении наставничества.

5.Участвовать в мероприятиях.

Права законных представителей: участие законных представителей

не предполагается.

Утверждение кандидатуры наставника: Азова О.А. (опытный педагог высшей квалификационной категории, имеющий профессиональные успехи (участник различных конкурсов, участник вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ, обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками), осуществлено приказом директора КГКОУ ШИ 5.

Наставничество осуществляется при обоюдном согласии наставника Азова О.А. и наставляемого Косицына С.А. (педагог, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах работы коррекционной образовательной организации).

Наставник Азова О.А. прикрепляется к наставляемому Косицыной С.А. на срок 1 год.


Раздел 3. Нормативные требования к результату наставничества и

предполагаемые результаты реализации разрабатываемой программы

наставничества.

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

- Настоящая целевая модель наставничества в краевом государственном казенном общеобразовательном учреждении, реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 5» (далее– КГКОУ ШИ 5), осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".

Результатами реализации программы наставничества будет считаться:

Для вновь прибывшего педагогического работника:

1.Повышение уровня выстраивать свою работу исходя из требований и особенностей детей с ОВЗ;

2.Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала;

3. Повышение профессиональной компетентности в вопросах педагогики

и психологии;

4. Сокращение числа конфликтов с родительским сообществом;

5. Появление собственных продуктов педагогической деятельности

(публикаций, методических разработок, дидактических материалов и

т.д.).

Для наставника:

1. Эффективный способ самореализации.

2. Высокий уровень включенности новых педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации.

3. Рост педагогического мастерства.

4. Достижение высоких результатов в области аттестации.

Для образовательной организации:

1. Успешная адаптация вновь прибывших педагогических работников.

2. Стабильно развивающийся, высокопрофессиональный, обеспечивающий достижение высоких образовательных результатов педагогический коллектив.

3. Улучшение психологического климата в образовательной организации.


Раздел 4. План взаимодействия пары, наставник-наставляемый

раскрывает:


Дорожная карта взаимодействия пары «наставник-наставляемый»


№п
п

Мероприятие

Дата

Цель

Планируемый
результат

Форма
отчетности

Срок
отчетнос
ти

1

Проведениедиагности для определе

ния
компетент

ности наставляе

мого в области знаний психологи

ческих особеннос

тей детей с ОВЗ; знаний методики преподава

ния для детей с ОВЗ


Выявление
дефицитов
в знании психологических особеннос

тей детей с ОВЗ; дефицита знаний методики преподава

ния в коррекцион

ной школе

Составлены
опросники
компетентностей-дефицитов

Опросники
компетентностей-дефицитов


2

Составле

ние планов работы наставникаи настав

ляемого


Определение
функций
участников
программы
наставничест
ва,
полномочий,
мероприятий
и сроков

Планы работы
наставника,
наставляемо

го

Планы работы
участников
программы
наставничества


3

Выбор темы по самообразованию


Повышение профессионального уровня

Отработка проблемных моментов

Выступление на МО


4

Работа
участников
программы по
планам


Реализация
программы
наставничест
ва

Устранение
дефицитов
и создание условий для повышения профессиональной компетент

ности

Наставляе

мый
использует в
работе новые
компетентности;
Разработка
методичес

ких
продуктов














5

Промежу

точный контроль*






6

Разработка методических и дидактических материалов


Освоить успешный опыт разработки методичес

ких и дидактичес

ких материалов

Составлены технологические карты уроков и конспекты по различным темам

Технологические карты, конспекты уроков


7

Итоговый
контроль**








*На промежуточный контроль могут быть вынесены:
 измерение уровня удовлетворенности всех (или некоторых) участников
программы по наставничеству собственной работой;
 измерение психоэмоционального состояния участников программы по
наставничеству;
 рост числа продуктов деятельности наставляемого.
**На итоговый контроль могут быть вынесены:
 уровень удовлетворенности всех участников программы по наставничеству
собственной работой;
 измерение психоэмоционального состояния участников программы по
наставничеству;
 рост числа продуктов деятельности наставляемого (образовательный,
методических и иных материалов);
 участие наставляемого в мероприятиях за рамками образовательной
организации, усиливающих роль/статус организации.


План работы наставника


пп

Дата

Мероприятие

Цель

Планируе

мый
результат

Форма
отчетнос

ти

Срок
отчетности

1


Разработка
(подбор)
диагностичес

ких материалов
на выявление дефицитов в области знаний психологических особенностей и методики преподавания для детей с ОВЗ

Подготовка
к
диагностике

Пакет
диагностических
методик
(приемов)

Сформирована папка диагнос

тических
методик


2


Проведение диагностики

Сбор данных

Получен перечень дефици

тов

Проект листа дефици

тов


3


Обработка
диагностическ
их материалов

Выявление
дефицитов
цифровой
грамотности
наставляемо
го

Перечень
дефицитов

Проект
листа
дефици

тов














4


Согласование
с наставляемым
приоритета
дефицитных
компетентнос

тей в обучении детей с ОВЗ

Установлени
е порядка
формирова

ния
компетентно
стей

Составлен план наставни

ка и
наставляе

мого

План наставни

ка и
наставляемого












5


-тренинг

-консультации

по вопросам

преподавания,

-выбор темы

по

самообразова

нию,

- участие в

разработке

учебно дидактических материалов

Повышение профессионального уровня наставляемо

го

Отработка проблем

ных моментов

Выступление на ШМО








6


-консультации

по вопросам

преподавания,

-помощь в

составлении

программ и

КТП по

предметам

Предупре

ждение

проблем,

возникаю

щих при

данных

действиях

Повыше

ние

профессиональной

компетентности

Учебная

програм

ма, КТП,

памятка по

заполне

нию

личного

дела,

оценива

нию








7


-тренинг

-консультации

по вопросам

преподавания,

-инструктажи

профессиональ

ной д-ти,

Повыше

ние профес

сиональ

ного

уровня

наставляемо

го

Отработка

проблем

ных

моментов

Памятка по вопросам

препода

вания, урок


8


-консультации

по вопросам

преподавания,

-подбор

литературы по теме самообразова

ния, с использованием

образователь

ных ресурсов

Интернета

Повыше

ние профес

сиональ

ного

уровня

наставляемо

го

Отработка

проблем

ных

моментов,

повыше

ние

профессиональной

компетентности

Выработ

ка рекомен

даций,

список

литературы


9


-тренинг: «Современные

образовательные

технологии в

учебном процессе»

- участие в

заседании

методического

объединения

- занятие


Повыше

ние профес

сионального

уровня

наставляемо

го

Отработка

проблем

ных

моментов

Видеоза

пись занятия с

использованием

современных

образова

тельных

техноло

гий


10


-тренинг

-консультации

по вопросам

преподавания,

-общие положения портфолио

педагога

- структура

содержания и

порядок

ведения

портфолио

- оценивание

материалов

портфолио

Повыше

ние профес

сионального

уровня

наставляемо

го

Отработка

проблем

ных

моментов

Урок


памятка рекомен

даций


портфо

лио


11


-тренинг

-консультации

по вопросам

преподавания,

-практикум

«Анализ

урока. Виды

анализа

урока»

-проведение

внеклассного

мероприятия с

учащимися с ОВЗ

Повыше

ние профес

сионального

уровня

наставляемо

го

Отработка

проблем

ных

моментов

Урок


памятка

рекомендаций


подбор

примеров ситуаций

(информационный

лист)


сценарий мероприятия


12


-взаимопосеще

ние уроков,

-участие в

пед.советах,

методических

совещаниях,

-посещение

уроков,

-чтение

педагогической и методической

литературы,

-участие в работе временных

творческих групп

Оказания

методичес

кой

помощи

Повыше

ние профессиональной

компетентности

Откры

тый

урок


13


-тренинг

-инструктажи

профессиональ

ной д-ти,

-консультации

по вопросам

преподавания,

-подготовка

отчета наставляемого о

проделанной

работе

- оказание

помощи в

составлении

личной карты

самообразования наставляемого

Повышение

профессио

нальной

компетент

ности

Итоги

успеваемости

учащихся

Карта самообразования

наставляемого


отчет наставляемого



14


Итоговый
контроль





15


Отчет о
деятельности
наставника

Подведение
итогов
выполнения
плана
работы и
реализации
программы.

Обобще

ние
опыта

Аналити

ческая справка





План работы наставляемого


пп

Дата

Мероприятие

Цель

Планируемй результат

Форма
отчетности

Срок
отчет

ности

1


Прохождение
диагностики
компетентнос

тей в области знаний психологичес

ких особеннос

тей и методики преподавания для детей с ОВЗ
наставляемого

Выявление
дефицитов

Перечень
дефицитных
компетентностей

Протоко

лы
диагности

ки


2


Согласование с
наставляемым
приоритета дефицитных
компетентнос

тей в области знаний психологичес

ких особеннос

тей и методики преподавания для детей с ОВЗ

Установление
порядка
формирова
ния
компетентностей

Перечень дефицитов

Проект листа дефицитов


3

-тренинг «Планирование учебного материала:

тематическое

и поурочное

планирование»,

-консультации

по вопросам

преподавания

«Формы и методы работы на уроке»,

-выбор темы

по самообразо

ванию,

- участие в

разработке

учебно дидактических материалов

Повыше

ние

профессионального

уровня

наставляе

мого

Отработка

проблемных

моментов

Памятка по

проблем

ным темам


урок


список учебно ди

дактических материа

лов


4

-консультации

по вопросам

преподавания

«Организация и

проведение

уроков с

использованием

здоровье

сберегающих

технологий»,

-помощь в

составлении

программ и

КТП по

предметам

Предупреждение проблем,

возникаю

щих при данных

действиях

Повыше

ние

профессиональной

компетентности

Учебная

програм

ма,

КТП,

памятка по

оценива

нию


5


-тренинг «Психолого –

педагогический подход к

учащимся с ОВЗ,

предупреждение

педагогической

запущенности»,

-консультации

по вопросам

преподавания

«Правила

работы с

личными

делами

учащихся»,

-инструктажи

профессиональ

ной д-ти

«Ведение

школьной

документации»

Повыше

ние профес

сиональ

ного

уровня

наставляе

мого

Отработка

проблем

ных

моментов

Урок


памятка по вопросам

препода

вания, ведения документа

ции, по

заполне

нию

личного

дела,


6


-консультации

по вопросам

преподавания

«Система

опроса

обучающихся с ОВЗ»,

-подбор

литературы по теме самообразова

ния, с использованием

образователь

ных ресурсов

Интернета

Повыше

ние профес

сиональ

ного

уровня

наставляе

мого

Отработка

проблемных

моментов,

повышение

профессио

нальной

компетент

ности

Выработ

ка рекомен

даций,


список

литерату

ры


7


-тренинг: «Современные

образовательные

технологии в

учебном процессе»

- участие в

заседании

методического

объединения

Повыше

ние профес

сионально

го уровня

наставляе

мого

Отработка

проблемных

моментов

Видеоза

пись занятия с

использованием

современ

ных

образова

тельных

техноло

гий


8


-тренинг: «Методы

активизации

познавательной

деятельности

учащихся с ОВЗ»,

-консультации

по вопросам

преподавания

«Методика

организации

итогового

повторения»,

-общие положения портфолио

педагога

- структура

содержания и

порядок

ведения

портфолио

- оценивание

материалов

портфолио

Повыше

ние профес

сионально

го уровня

наставляе

мого

Отработка

проблем

ных момен

тов

Урок


памятка рекомендаций


портфо

лио


9


-тренинг: «Инновацион

ные процессы в

обучении детей с ОВЗ»,

консультации

по вопросам

преподавания «Формы и

методы

определения

уровня ЗУН

учащихся с ОВЗ»,

-практикум

«Анализ

урока. Виды

анализа

урока»

-проведение

внеклассного

мероприятия с

учащимися с ОВЗ «Школьный музей»

Повыше

ние профес

сионально

го уровня

наставляе

мого

Отработка

проблем

ных момен

тов

Урок



памятка

рекомендаций


подбор

примеров ситуаций

(информа

ционный

лист)


сценарий мероприятия


10


-взаимопосеще

ние уроков,

-участие в

пед.советах,

методических

совещаниях,

-посещение

уроков,

-чтение

педагогической и методической

литературы,

-участие в работе временных

творческих групп

Оказания

методичес

кой помощи,

совершенствование методики

преподавания и повыше

ние

качества

преподавания

Повыше

ние профес

сиональной

компетент

ности

Откры

тый

урок


11


-тренинг: «Изучение

уровня

воспитанности

учащихся с ОВЗ»,

-инструктажи

профессиональ

ной д-ти «Оценивание

знаний

учащихся с ОВЗ»,

-консультации

по вопросам

преподавания «Составление

характеристи

ки ученика с ОВЗ»,

-подготовка

отчета наставляемого о

проделанной

работе

- оказание

помощи в

составлении

личной карты

самообразования наставляемого

Повыше

ние

профессио

нальной

компетент

ности

Итоги

успеваемос

ти

учащихся

Урок


памятка

рекомендаций


карта самообразования

наставляемого


отчет наставляемого



12


Итоговый контроль





13


Отчет о деятельности
наставляемого

Подведе

ние
итогов выполне

ния
плана
работы и
реализации

Обобщение
опыта

Аналити

ческая справка



Раздел 5. Перечень мероприятий, регламентирующих реализацию

программы наставничества.

1. Размещение программы наставничества и результатов ее реализации на сайте образовательной организации, в базе программ на портале Навигатор наставничества,

2. Представление куратором опыта реализации настоящей программы наставничества к конкурсу «Успешный опыт наставничества».

3. Разработка и обнародование наставляемым методической разработки

образовательного материала.

4.Подготовка публикации с материалами (подготовки, отзывами впечатлений, результатов участия) в печатных изданиях психологопедагогического, образовательного, методического формата.


Формой поощрения наставника являются мероприятия по популяризации роли наставника:

1.Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.

2. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

3. Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.

4. Создание на сайте методической копилки с программами наставничества.

5. Доска почета «Лучшие наставники».

6. Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"

7.Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы.


Раздел 6. Перечень документов, регламентирующих реализацию

программы наставничества

- приказ директора школы о назначении наставника;

- соглашение между наставником, наставляемым;

- журнал наставника;

- отчет о деятельности наставника;

- отчет о деятельности наставляемого;

- аналитическая справка о результатах реализации программы;

- протоколы заседаний педагогического и методического советов, на которых рассматривались вопросы реализации программы наставничества;

- согласия на обработку персональных данных от участников наставнической программы;

- индивидуальный план работы (дорожная карта) Наставника с Наставляемым лицом;

- индивидуальный план работы (дорожная карта) Наставляемого;

- положение о наставничестве в КГКОУ ШИ 5;

- приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;

- целевая модель наставничества в КГКОУ ШИ 5;

- дорожная карта внедрения системы наставничества КГКОУ ШИ 5;

- приказ о назначение координатора и кураторов внедрения Целевой модели наставничества КГКОУ ШИ 5;

- приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и графиков обучения наставников;

- приказ «Об утверждении наставников и наставнических пар/групп»;

- приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации

целевой модели наставничества».