Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат №5»
СОГЛАСОВАНО Председатель ПК «___» _________ 202_ | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета «___» _________ 202_ | УТВЕРЖДЕНО Директор КГКОУ ШИ 5 Налескина С.М. «___» _________ 202_ |
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«учитель-учитель (дефицит адаптации на новом рабочем месте)»
на период 2022/2023 года
Основной инструмент (техника) наставничества тренинг,
консультирование
Наставник: Азова О.А. учитель
Наставляемый: Косицына С.А. учитель
Хабаровск, 2022г.
Раздел 1. Общие положения
Целью программы наставничества является адаптация вновь прибывшего учителя к условиям обучения детей с ОВЗ, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне
Задачи программы наставничества:
1. Адаптировать вновь прибывшего специалиста для вхождения в полноценный рабочий режим школы через освоение норм, требований и традиций коррекционной школы и с целью закрепления его в образовательной организации.
2. Выявить склонности, потребности, возможности и трудности в работе наставляемого педагога с детьми с ОВЗ через беседы и наблюдения.
3. Спланировать систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у педагога с целью повышения личностного и профессионального уровня наставляемого, а также качества обучения школьников с ОВЗ.
4. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
5. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
Раздел 2. Права и обязанности участников программы наставничества
К зоне ответственности наставника относится:
1) согласование действий по корректировке программы наставничества с администрацией;
2) использование только действующих, официально утвержденных документов, определяющих и регулирующих участие наставника и наставляемого в программе;
3) добросовестное ведение документации, установленной программой наставничества;
4) решение всех выдвинутых программой задач;
5) обмен профессиональным опытом с наставниками;
6) соблюдение норм этики взаимоотношений.
Обязанности наставника:
1. Подбирать нормативные документы.
2. Разъяснять суть документов наставляемому.
3. Разрабатывать план реализации программы наставничества себе и наставляемому.
4. Безотлагательно оказывать необходимую помощь наставляемому в рамках, поставленных программой наставничества задач.
5.Тщательно соблюдать пункты плана реализации программы наставничества.
6. Неукоснительно исполнять текущие запросы от наставляемого.
7. Оценивать формируемые компетентности у наставляемого.
8. Информировать о ходе реализации программы и ее результатах.
9. Составить отчет по окончанию программы наставничества.
10.Подготовить (разместить) информацию о реализации программы
и ее результатах на сайте образовательной организации и на
портале навигатор наставничества.
11.Контролировать наставляемого.
Права наставника:
1. Запрашивать необходимую для реализации программы документацию.
2. Консультироваться с более компетентными специалистами.
3. Вносить обоснованные коррективы в планы работы наставника и наставляемого, а также в программу наставничества в целом, согласовав их с наставляемым.
4. Выбирать наиболее эффективные приемы и средства обучения наставляемого.
5. Предлагать наставляемому участие в мероприятиях.
6. Вносить предложения администрации образовательной организации о поощрении наставляемого за отличные достижения и продукты деятельности.
К зоне ответственности наставляемого относится:
1) использование только утвержденных и действующих нормативных
документов, определяющих и регулирующих участие наставника и наставляемого в программе;
2) добросовестное ведение документации, установленной программой наставничества;
3) решение всех выдвинутых программой задач;
4) представление опыта формирования компетенций в конкурсах различного уровня;
5) обмен профессиональным опытом с наставляемыми;
6) соблюдение норм этики взаимоотношений.
Обязанности наставляемого:
1. Тщательно соблюдать пункты плана реализации программы
наставничества.
2. Неукоснительно исполнять текущий запрос от наставника.
3. Информировать наставника о ходе реализации программы и ее
результатах (по запросу наставника).
4. Составить промежуточный (по запросу наставника) и итоговый
отчет по выполнению программы наставничества.
5. Разработать продукт по завершению программы наставничества.
Права наставляемого:
1. Консультироваться с наставником вне плана программы взаимоотношений по мере необходимости и согласованию с последним.
2. Вносить обоснованные коррективы в план работы наставляемого, а также в программу наставничества в целом, согласовав их с наставником.
3. Выбирать наиболее эффективные приемы и средства обучения освоения программы наставничества.
4. Участвовать в конкурсном движении наставничества.
5.Участвовать в мероприятиях.
Права законных представителей: участие законных представителей
не предполагается.
Утверждение кандидатуры наставника: Азова О.А. (опытный педагог высшей квалификационной категории, имеющий профессиональные успехи (участник различных конкурсов, участник вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ, обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками), осуществлено приказом директора КГКОУ ШИ 5.
Наставничество осуществляется при обоюдном согласии наставника Азова О.А. и наставляемого Косицына С.А. (педагог, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах работы коррекционной образовательной организации).
Наставник Азова О.А. прикрепляется к наставляемому Косицыной С.А. на срок 1 год.
Раздел 3. Нормативные требования к результату наставничества и
предполагаемые результаты реализации разрабатываемой программы
наставничества.
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
- Настоящая целевая модель наставничества в краевом государственном казенном общеобразовательном учреждении, реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 5» (далее– КГКОУ ШИ 5), осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Результатами реализации программы наставничества будет считаться:
Для вновь прибывшего педагогического работника:
1.Повышение уровня выстраивать свою работу исходя из требований и особенностей детей с ОВЗ;
2.Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала;
3. Повышение профессиональной компетентности в вопросах педагогики
и психологии;
4. Сокращение числа конфликтов с родительским сообществом;
5. Появление собственных продуктов педагогической деятельности
(публикаций, методических разработок, дидактических материалов и
т.д.).
Для наставника:
1. Эффективный способ самореализации.
2. Высокий уровень включенности новых педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации.
3. Рост педагогического мастерства.
4. Достижение высоких результатов в области аттестации.
Для образовательной организации:
1. Успешная адаптация вновь прибывших педагогических работников.
2. Стабильно развивающийся, высокопрофессиональный, обеспечивающий достижение высоких образовательных результатов педагогический коллектив.
3. Улучшение психологического климата в образовательной организации.
Раздел 4. План взаимодействия пары, наставник-наставляемый
раскрывает:
Дорожная карта взаимодействия пары «наставник-наставляемый»
№п п | Мероприятие | Дата | Цель | Планируемый результат | Форма отчетности | Срок отчетнос ти |
1 | Проведениедиагности для определе ния компетент ности наставляе мого в области знаний психологи ческих особеннос тей детей с ОВЗ; знаний методики преподава ния для детей с ОВЗ | | Выявление дефицитов в знании психологических особеннос тей детей с ОВЗ; дефицита знаний методики преподава ния в коррекцион ной школе | Составлены опросники компетентностей-дефицитов | Опросники компетентностей-дефицитов | |
2 | Составле ние планов работы наставникаи настав ляемого | | Определение функций участников программы наставничест ва, полномочий, мероприятий и сроков | Планы работы наставника, наставляемо го | Планы работы участников программы наставничества | |
3 | Выбор темы по самообразованию | | Повышение профессионального уровня | Отработка проблемных моментов | Выступление на МО | |
4 | Работа участников программы по планам | | Реализация программы наставничест ва | Устранение дефицитов и создание условий для повышения профессиональной компетент ности | Наставляе мый использует в работе новые компетентности; Разработка методичес ких продуктов | |
5 | Промежу точный контроль* | | | | | |
6 | Разработка методических и дидактических материалов | | Освоить успешный опыт разработки методичес ких и дидактичес ких материалов | Составлены технологические карты уроков и конспекты по различным темам | Технологические карты, конспекты уроков | |
7 | Итоговый контроль** | | | | | |
*На промежуточный контроль могут быть вынесены:
измерение уровня удовлетворенности всех (или некоторых) участников
программы по наставничеству собственной работой;
измерение психоэмоционального состояния участников программы по
наставничеству;
рост числа продуктов деятельности наставляемого.
**На итоговый контроль могут быть вынесены:
уровень удовлетворенности всех участников программы по наставничеству
собственной работой;
измерение психоэмоционального состояния участников программы по
наставничеству;
рост числа продуктов деятельности наставляемого (образовательный,
методических и иных материалов);
участие наставляемого в мероприятиях за рамками образовательной
организации, усиливающих роль/статус организации.
План работы наставника
№ пп | Дата | Мероприятие | Цель | Планируе мый результат | Форма отчетнос ти | Срок отчетности |
1 | | Разработка (подбор) диагностичес ких материалов на выявление дефицитов в области знаний психологических особенностей и методики преподавания для детей с ОВЗ | Подготовка к диагностике | Пакет диагностических методик (приемов) | Сформирована папка диагнос тических методик | |
2 | | Проведение диагностики | Сбор данных | Получен перечень дефици тов | Проект листа дефици тов | |
3 | | Обработка диагностическ их материалов | Выявление дефицитов цифровой грамотности наставляемо го | Перечень дефицитов | Проект листа дефици тов | |
4 | | Согласование с наставляемым приоритета дефицитных компетентнос тей в обучении детей с ОВЗ | Установлени е порядка формирова ния компетентно стей | Составлен план наставни ка и наставляе мого | План наставни ка и наставляемого | |
5 | | -тренинг -консультации по вопросам преподавания, -выбор темы по самообразова нию, - участие в разработке учебно дидактических материалов | Повышение профессионального уровня наставляемо го | Отработка проблем ных моментов | Выступление на ШМО | |
6 | | -консультации по вопросам преподавания, -помощь в составлении программ и КТП по предметам | Предупре ждение проблем, возникаю щих при данных действиях | Повыше ние профессиональной компетентности | Учебная програм ма, КТП, памятка по заполне нию личного дела, оценива нию | |
7 | | -тренинг -консультации по вопросам преподавания, -инструктажи профессиональ ной д-ти, | Повыше ние профес сиональ ного уровня наставляемо го | Отработка проблем ных моментов | Памятка по вопросам препода вания, урок | |
8 | | -консультации по вопросам преподавания, -подбор литературы по теме самообразова ния, с использованием образователь ных ресурсов Интернета | Повыше ние профес сиональ ного уровня наставляемо го | Отработка проблем ных моментов, повыше ние профессиональной компетентности | Выработ ка рекомен даций, список литературы | |
9 | | -тренинг: «Современные образовательные технологии в учебном процессе» - участие в заседании методического объединения - занятие | Повыше ние профес сионального уровня наставляемо го | Отработка проблем ных моментов | Видеоза пись занятия с использованием современных образова тельных техноло гий | |
10 | | -тренинг -консультации по вопросам преподавания, -общие положения портфолио педагога - структура содержания и порядок ведения портфолио - оценивание материалов портфолио | Повыше ние профес сионального уровня наставляемо го | Отработка проблем ных моментов | Урок памятка рекомен даций портфо лио | |
11 | | -тренинг -консультации по вопросам преподавания, -практикум «Анализ урока. Виды анализа урока» -проведение внеклассного мероприятия с учащимися с ОВЗ | Повыше ние профес сионального уровня наставляемо го | Отработка проблем ных моментов | Урок памятка рекомендаций подбор примеров ситуаций (информационный лист) сценарий мероприятия | |
12 | | -взаимопосеще ние уроков, -участие в пед.советах, методических совещаниях, -посещение уроков, -чтение педагогической и методической литературы, -участие в работе временных творческих групп | Оказания методичес кой помощи | Повыше ние профессиональной компетентности | Откры тый урок | |
13 | | -тренинг -инструктажи профессиональ ной д-ти, -консультации по вопросам преподавания, -подготовка отчета наставляемого о проделанной работе - оказание помощи в составлении личной карты самообразования наставляемого | Повышение профессио нальной компетент ности | Итоги успеваемости учащихся | Карта самообразования наставляемого отчет наставляемого | |
14 | | Итоговый контроль | | | | |
15 | | Отчет о деятельности наставника | Подведение итогов выполнения плана работы и реализации программы. | Обобще ние опыта | Аналити ческая справка | |
План работы наставляемого
№ пп | Дата | Мероприятие | Цель | Планируемй результат | Форма отчетности | Срок отчет ности |
1 | | Прохождение диагностики компетентнос тей в области знаний психологичес ких особеннос тей и методики преподавания для детей с ОВЗ наставляемого | Выявление дефицитов | Перечень дефицитных компетентностей | Протоко лы диагности ки | |
2 | | Согласование с наставляемым приоритета дефицитных компетентнос тей в области знаний психологичес ких особеннос тей и методики преподавания для детей с ОВЗ | Установление порядка формирова ния компетентностей | Перечень дефицитов | Проект листа дефицитов | |
3 | | -тренинг «Планирование учебного материала: тематическое и поурочное планирование», -консультации по вопросам преподавания «Формы и методы работы на уроке», -выбор темы по самообразо ванию, - участие в разработке учебно дидактических материалов | Повыше ние профессионального уровня наставляе мого | Отработка проблемных моментов | Памятка по проблем ным темам урок список учебно ди дактических материа лов | |
4 | | -консультации по вопросам преподавания «Организация и проведение уроков с использованием здоровье сберегающих технологий», -помощь в составлении программ и КТП по предметам | Предупреждение проблем, возникаю щих при данных действиях | Повыше ние профессиональной компетентности | Учебная програм ма, КТП, памятка по оценива нию | |
5 | | -тренинг «Психолого – педагогический подход к учащимся с ОВЗ, предупреждение педагогической запущенности», -консультации по вопросам преподавания «Правила работы с личными делами учащихся», -инструктажи профессиональ ной д-ти «Ведение школьной документации» | Повыше ние профес сиональ ного уровня наставляе мого | Отработка проблем ных моментов | Урок памятка по вопросам препода вания, ведения документа ции, по заполне нию личного дела, | |
6 | | -консультации по вопросам преподавания «Система опроса обучающихся с ОВЗ», -подбор литературы по теме самообразова ния, с использованием образователь ных ресурсов Интернета | Повыше ние профес сиональ ного уровня наставляе мого | Отработка проблемных моментов, повышение профессио нальной компетент ности | Выработ ка рекомен даций, список литерату ры | |
7 | | -тренинг: «Современные образовательные технологии в учебном процессе» - участие в заседании методического объединения | Повыше ние профес сионально го уровня наставляе мого | Отработка проблемных моментов | Видеоза пись занятия с использованием современ ных образова тельных техноло гий | |
8 | | -тренинг: «Методы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ», -консультации по вопросам преподавания «Методика организации итогового повторения», -общие положения портфолио педагога - структура содержания и порядок ведения портфолио - оценивание материалов портфолио | Повыше ние профес сионально го уровня наставляе мого | Отработка проблем ных момен тов | Урок памятка рекомендаций портфо лио | |
9 | | -тренинг: «Инновацион ные процессы в обучении детей с ОВЗ», консультации по вопросам преподавания «Формы и методы определения уровня ЗУН учащихся с ОВЗ», -практикум «Анализ урока. Виды анализа урока» -проведение внеклассного мероприятия с учащимися с ОВЗ «Школьный музей» | Повыше ние профес сионально го уровня наставляе мого | Отработка проблем ных момен тов | Урок памятка рекомендаций подбор примеров ситуаций (информа ционный лист) сценарий мероприятия | |
10 | | -взаимопосеще ние уроков, -участие в пед.советах, методических совещаниях, -посещение уроков, -чтение педагогической и методической литературы, -участие в работе временных творческих групп | Оказания методичес кой помощи, совершенствование методики преподавания и повыше ние качества преподавания | Повыше ние профес сиональной компетент ности | Откры тый урок | |
11 | | -тренинг: «Изучение уровня воспитанности учащихся с ОВЗ», -инструктажи профессиональ ной д-ти «Оценивание знаний учащихся с ОВЗ», -консультации по вопросам преподавания «Составление характеристи ки ученика с ОВЗ», -подготовка отчета наставляемого о проделанной работе - оказание помощи в составлении личной карты самообразования наставляемого | Повыше ние профессио нальной компетент ности | Итоги успеваемос ти учащихся | Урок памятка рекомендаций карта самообразования наставляемого отчет наставляемого | |
12 | | Итоговый контроль | | | | |
13 | | Отчет о деятельности наставляемого | Подведе ние итогов выполне ния плана работы и реализации | Обобщение опыта | Аналити ческая справка | |
Раздел 5. Перечень мероприятий, регламентирующих реализацию
программы наставничества.
1. Размещение программы наставничества и результатов ее реализации на сайте образовательной организации, в базе программ на портале Навигатор наставничества,
2. Представление куратором опыта реализации настоящей программы наставничества к конкурсу «Успешный опыт наставничества».
3. Разработка и обнародование наставляемым методической разработки
образовательного материала.
4.Подготовка публикации с материалами (подготовки, отзывами впечатлений, результатов участия) в печатных изданиях психологопедагогического, образовательного, методического формата.
Формой поощрения наставника являются мероприятия по популяризации роли наставника:
1.Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.
2. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
3. Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.
4. Создание на сайте методической копилки с программами наставничества.
5. Доска почета «Лучшие наставники».
6. Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
7.Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы.
Раздел 6. Перечень документов, регламентирующих реализацию
программы наставничества
- приказ директора школы о назначении наставника;
- соглашение между наставником, наставляемым;
- журнал наставника;
- отчет о деятельности наставника;
- отчет о деятельности наставляемого;
- аналитическая справка о результатах реализации программы;
- протоколы заседаний педагогического и методического советов, на которых рассматривались вопросы реализации программы наставничества;
- согласия на обработку персональных данных от участников наставнической программы;
- индивидуальный план работы (дорожная карта) Наставника с Наставляемым лицом;
- индивидуальный план работы (дорожная карта) Наставляемого;
- положение о наставничестве в КГКОУ ШИ 5;
- приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;
- целевая модель наставничества в КГКОУ ШИ 5;
- дорожная карта внедрения системы наставничества КГКОУ ШИ 5;
- приказ о назначение координатора и кураторов внедрения Целевой модели наставничества КГКОУ ШИ 5;
- приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и графиков обучения наставников;
- приказ «Об утверждении наставников и наставнических пар/групп»;
- приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации
целевой модели наставничества».