СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект В стране умных игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта

Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей

Просмотр содержимого документа
«Проект В стране умных игр»



Проект по ФЭМП

в старшей группе

на тему:

«В стране умных игр»








Группа № 15

Воспитатели:

Кудрявцева С. Ю.

Вьюнова А.А.



Аннотация проекта

Тип проекта: информационно — познавательный

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: долгосрочный (с сентября по декабрь2018 года)

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста

воспитатели, воспитанники и их родители

Цель проекта

Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Выполнение проекта: проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

2. Актуальность проекта

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. В связи с этим нас заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

3. Цели проекта.

Цель проекта Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Задачи проекта

Образовательные

- Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.

- Учить способам практической деятельности в области математики.

Развивающие

- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;

- Развивать творческие способности детей.

Воспитательные

- формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

4. Методология проекта

Подготовительный этап

Деятельность педагога.

  1. Донесение до участников проекта важности данной проблемы

  2. Подбор методической литературы для реализации проекта.

  3. Подбор наглядно дидактического материала по ФЭМП.

  4. Подбор дидактических игр

  5. Создание развивающей среды в группе.

Взаимодействие с семьёй

  1. Помощь в изготовлении игр для уголка «Занимательная математика»

Основной этап

Практическая работа

Деятельность педагога

  1. Беседа: «Зачем нам нужна математика?»

2. Дидактические, настольные игры, игры головоломки, игры – соревнования математического содержания.

3. Изготовление пособий «Танграм», Игра «Математический планшет», «Занимательная геометрия», лэпбук «Весёлый счёт», лэпбук «Умные игры»

4. Рисование цифр, составление аппликации из геометрических фигур, раскрашивание раскрасок математического содержания.

5. Подвижные игры на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счета.

6. Консультации для родителей.

«Математика - это интересно!»

«Дома играем – математику изучаем»

Заключительный этап

Деятельность педагога.

Проведение игры КВН «поиграем в математику» с детьми

Создание презентации по итогам реализации проекта.

Создание картотеки игр по математике.

Пополнение развивающей среды играми и пособиями.

Заключение

В группе создан уголок «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаем ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности, вовлекать в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывать их. Помогаем освоить игру.

Осуществлять свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:

- знакомить с занимательными и развивающими играми;

- проводить консультации, индивидуальные беседы;

- привлекать родителей к пополнению уголка «Занимательная математика»






















РАБОТА С

ДЕТЬМИ

















Конспект математический КВН «Играем в математику» в старшей группе.

Цель: развивать интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста в условиях соревнования.

Задачи: 1. закрепить умение отгадывать математические загадки, закрепить знание геометрических фигур, закрепить счет в пределах 10 (прямой и обратный счет), развивать логическое мышление, закрепить знания о составе числа (познавательное развитие).

2. развивать связную речь, диалогическую и монологическую речь.

3. Познакомить детей с играми развивающие математические способности, формировать умение детей взаимодействовать в роли игровых партнеров. Методы и приемы: игровой, сюрпризный момент (появление Незнайки, чудесный мешочек), наглядный, словесный (напоминание, указание, вопросы, орбъяснения), поощрение, рефлексия.

Материал и оборудование: аудизапись КВН, физминутки, песни; эмблемы команд; 2 магнитые доски; письмо с заданием для разминки; чудесный мешочек, маленькие геометрические фигуры – фишки (треугольники, квадраты) для деления на команды; числовые карточки, большие геометрические фигуры (круг, квадрат, трапеция, ромб), игры «Числовая цепочка», «Найди недостающую фигуру», «Сколько фигур спряталось?», листы в клеточку и карандаши на каждого играющего; медальки.

Ход игры: Дети сидят по обеим сторонам зала

Ведущий 1: Сегодня мы проводим самый настоящий, очень серьезный и очень ответственный КВН- КВН дошкольников - математиков. Ребята, вместе вы будут решать задачи, выполнять задания на смекалку. В математических соревнованиях будут участвовать две команды: «Почемучки» и «Знайки»

Предлагаю познакомиться с жюри. (Объявляется состав жюри). Мы начинаем!

Ведущий 1: Команды поприветствуйте друг друга! «Знайка»

1, 2, 3, 4, 5

Мы пришли сюда играть.

Математику мы знаем

и легко все посчитаем!

«Почемучки»

Мы задачи умеем решать,

Складывать все и измерять.

1,2,3,4,5!

Будем дружно мы играть!

Ведущий: Математические испытания начнѐм с разминки

Разминка для детей «Скажи на оборот»

дерево высокое, а куст ….

линейка длинная, а карандаш, ….

канат толстый, а нитка, …

самолѐт летит высоко, а поезд едет….

речка широкая, а ручеѐк….

Первое задание, выполнить его должны все участники нашего КВН. Для каждой команды приготовлен стол, на котором стоит конструктор «Тико», подходите парами ваша задача собрать объёмную или плоскостную геометрическую фигуру,(показать) можно воспользоваться схемой, можно собрать самостоятельно. Первая пара выполнила задание, вернулась на места, выходит следующая пара – К концу КВН на ваших столах должно стоять по 7 фигур

Приступаем ко второму заданию, «Числовая цепочка».

У меня есть карточки с цифрами. Ваша задача, по моей команде выстроить числовые цепочки - команда «Знайка» строится по порядку, от 1 до 10, а команда «Почемучки» от 10 до 1.

.Молодцы! Ну, что ж, теперь задание «Сколько и какие фигуры спрятались на картинке?» (для каждой команды)

Задачки для детей:

1) 6 малышей медвежат

Мама уложила спать.

Одному никак не спится.

А скольким сон хороший снится?

(6-1=5)

2)В кружку сорвала Марина

10 ягодок малины,

6 дала своей подружке.

Сколько ягод стало в кружке?

(10-6=4)

2) У Надюши пять тетрадок,

Кляксы в них и беспорядок.

Нужен Наде черновик.

Вася, первый ученик,

Дал еще тетрадку

Наде Сколько у нее тетрадей?

(5+1=6)

2) Сестры-белочки сидели

Вшестером в дупле на ели.

К ним еще одна примчалась

- От дождя она спасалась.

Все теперь сидят в тепле.

Сколько белочек в дупле?

(6+1=7)

3)Ёжик по грибы пошѐл

И 6 рыжиков нашѐл

3 он положил в корзинку,

Остальные же - на спинку.

Сколько рыжиков везѐт

На своих иголках ѐж?

(6-3=3)

3) Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось

( 4-2=2)

Задание парами «Собери головоломку» (Танграм, колумбово яйцо)

Задание для детей «Сосчитай и соедини» на каждую команду своё задание. Пока жюри подводят итоги немного отдохнём и разомнёмся

Звучит ауди запись физминутки. Пришло время отдохнуть.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку, засыпают) Подведение итогов – победила ДРУЖБА Детям шоколадные медальки.















РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ









Консультация для родителей «Математика – это интересно!»

Умственное развитие ребёнка, его познавательных способностей тесно связано с процессом формирования элементарных математических представлений через знакомство с геометрическими фигурами и геометрическими телами, количественным и порядковым счётом; умением присчитывать и отсчитывать предметы, сравнивать предметы по одному и нескольким признакам, ориентироваться во времени, в пространстве и на листе бумаги, устанавливать последовательность событий, составлять предмет из частей, из палочек и так далее. Игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры - составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру - приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к обучению.


Дорогие мамы и папы, а теперь поиграем! Предлагаем Вам, примеры игр, в которые можно с удовольствием поиграть дома и на улице.


«Считаем в дороге» Если у вас есть машина, и вы проводите много времени в ней, а ребенку нечем заняться. Поиграйте с ним, кто больше сосчитает машин своего цвета. Например, взрослый считает машины красного цвета, а ребенок зеленого, и наоборот. В маршрутке можно посчитать остановки, и количество пассажиров, которые входят и выходят.

«Сложи квадрат» Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 Х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.

«Пуговицы» Игра закрепляет умение сравнивать две группы предметов. Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, размера и формы. ◈ Как играем: у всех дома есть пуговицы. С их помощью можно придумать самые разные игры. Положить, например, вверх круглые пуговицы (они могут быть разного цвета и размера), а вниз под них — квадратные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или положить вверх красные круглые пуговицы, а вниз синие квадратные. ◈ Закрепляем: считать можно листочки, камешки: на улице, на реке.

Игра «Четыре цвета» Нарисуйте загогулину, не отрывая карандаша от бумаги. Или используя линейку, нарисуйте абстрактные линии или овалы с кругами, как на рисунке снизу.

· Возьми четыре карандаша или фломастера.

· Каждый элемент в фигуре раскрась своим цветом.

· Фрагменты расположенные рядом, должны быть разных цветов.

Подумай немного прежде чем раскрашивать.

Игра «Измеряем цифры» На листах бумаги нарисуйте цифры 1, 2, 3, 4 и 5 одинаковые по высоте. · Возьмите длинную веревку и ножницы. Сначала наложи веревку на цифру 1, так чтобы веревка повторяла контуры цифры. Оставшийся конец веревки отрежьте.

· Таким же образом наложи веревки на другие цифры. Сравните куски веревки, на какие цифры веревки понадобилось больше всего? А на какие - меньше? Какая цифра оказалась длиннее всех?

Иллюстрация из книги

«Где обедал воробей?» Игра помогает ребенку понять, что «величина» - понятие относительное. Необходимый инвентарь: вырезанные из любых книжек, журналов слон, волк, медведь, заяц, еж, по масштабу они должны быть пропорциональны своему реальному размеру, пять квадратов — «клеток» для животных соответствующего разного размера.


























Консультация для родителей «Дома играем-математику изучаем»

Цель: показать родителям, как на основе игр закрепить знания, умения, навыки по математике, играя дома с ребенком. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – величайшая часть их общей подготовке ребёнка к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, воспитывается привычка к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия. В старшей группе занятия по математике проводятся еженедельно, продолжительностью 25 минут. Работа ведется по нескольким разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени». На занятиях по математике я забочусь и о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой, и, что особенно важно, о развитии у них интереса к математическим занятиям, самостоятельности, гибкости мышления, смекалки, сообразительности, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться правильными грамматическими оборотами речи. Дети с общим недоразвитием речи имеют неустойчивое внимание, поэтому их необходимо заинтересовать, проводя занятия в игровой форме. Играя, ребенок приобретает новые знания, развивает способности, подчас не догадываясь об этом. Закреплением пройденного материала происходит в совместной и самостоятельной деятельности, но, как показала практика, этого недостаточно, необходимо родителям принимать активное участие, в изучении математики играя всей семьей. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, п проведенные вместе приятные минуты помогут Вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Приходя вечером домой, вы часто слышите от своих детей просьбу «Поиграй со мной», но у родителей много домашних дел, например, приготовить ужин. Так давайте приготовим его, играя с ребенком! 1. Моторика - «Золушка» Попросить ребенка перебрать в отдельные емкости горох и фасоль для второго блюда. 2. Форма - «Испечем печенье» Пока мама замешивает тесто, ребенок на столе где рассыпана мука, пальчиком рисует формы будущего печенья: круглые, овальные, квадратные, треугольные, прямоугольные – закрепляя тем самым геометрические фигуры. 3. Количество и счет - «Накроем на стол» Предложить ребенку посчитать, сколько человек будут ужинать и в соответствии с этим поставить соответствующее количество предметов (чашки, вилки, тарелки, блюдца, ложечки). При этом, закрепляя умение считать и согласовывать существительные с числительными. 4. Игра «Карусель» Учить считать в пределах 5. В эти игры можно играть не только с мамой на кухне, но и с папой в гараже, с бабушкой в саду, в парке, по дороге из детского сада домой и т. д.