Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ордынского района Новосибирской области –
Кирзинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза В. М. Лыкова
ПРОЕКТ
на тему «Здоровье и духовность семьи»
Исполнитель:
ФИО Володина Татьяна Дмитриевна
Руководитель проекта:
ФИО Андреева Вера Леонидовна
Должность учитель начальных классов
Кирза, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..3
1. Понятие слова «семья». ……………………………………….………..6
2. Духовность семьи………………………………………………………..8
3. Здоровье семьи……………………………………………………..…..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..............................…15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...………..………………..................19
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….......20
ВВЕДЕНИЕ
У каждого человека есть свои воспоминания о детстве. Может быть, для кого-то это неповторимый аромат вкуснейших пирогов, которые пекла бабушка, или красивое платье, некогда выбранное мамой. А, может, это воспоминания о незабываемых путешествиях вместе с родителями, или рыбалках на ранней зорьке с отцом или дедом. Воспоминания у всех разные, а чувства одни – покоя, уюта, защищенности, добра, нежности и, в конечном итоге, – счастья. Потому что это было детство, которое согрето родительской семьей.
Возникает вопрос: «А что же такое семья?». Ученые по-разному определяют, что такое семья: историки - исторически сложившаяся общность людей, связанных кровным родством; социологи - группа людей, связанных прямыми родственными отношениями; юристы под семьёй понимают законный социальный институт, находящийся под защитой государства.
Для любого ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Для взрослого человека - семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом.
Семья – это один из наиболее древних и значимых социальных институтов, она выступает социальной единицей общества с момента появления и до нашего времени.
Одной из серьезных проблем современного общества является проблема духовного здоровья человека.
Русский философ Иван Александрович Ильин называл семью «первичным лоном человеческой духовности»¹. Рассуждая о духовной природе семьи, он подчеркивал, что всякая настоящая семья возникает из любви, дает человеку счастье и своим главным предназначением имеет духовное воспитание детей. В общении с близкими людьми у ребенка формируются общепринятые формы поведения, навыки мышления и речи, нравственные качества, жизненные ценности, стремления и идеалы.
В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Однако сегодня именно семья испытывает большие трудности в организации семейной жизни. Рост цен на продукты питания и одежду, удорожание медицинских услуг и переход на платные виды образования вынуждают родителей заботиться, прежде всего, о материальной стороне жизни, а не о духовности своего рода.
В этих условиях, ощущая внутреннюю опустошенность, ограниченность материальных средств и свою беспомощность в вопросах воспитания детей, семьи, особенно социально незащищенные, отчаиваются и теряют жизненный оптимизм и становятся в позицию «жертвы обстоятельств». На этом фоне социально незащищенные категории граждан не могут создать в своих домах благоприятный микроклимат, который так необходим для сохранения целостности семьи и воспитания детей, легко приобщаются к праздному образу жизни, к алкоголю, наркотикам.
Семьи рушатся, по мнению И.А.Ильина, не от экономических условий, в которые они попадают, а от разрушения самого фундамента семьи – духовного единства. Как грозное предупреждение звучат его слова: «…великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи, ведь семья есть первоначальная, исходная ячейка духовности».
Тема нашей работы: «Здоровье и духовность семьи». Я выбрала именно эту тему, потому что именно сегодня из-за неблагополучного положения многих семей возникает множество проблем как в обществе, так и в стране в целом. Среди проблем можно отметить демографический спад, большое количество разводов, детские суициды, жестокое обращение с детьми, социальное сиротство, подростковое пьянство и другие пороки. Но главная проблема – в бедственном состоянии семьи как социального института. Мы все должны понять, что крепкая семья — это действительно залог нашего будущего, будущего наших детей и будущего государства.
В рамках данной работы мы попытались выявить факторы, которые влияют на состояние, на здоровье и духовность семьи, а также оптимальные, на наш взгляд, пути решения проблемы духовного оздоровления семьи, а, следовательно, и всего общества.
Актуальность данной темы очевидна и связана с особенностями новых, современных условий жизни в нашем государстве. Семья должна приобрести в глазах общества особую ценность. Именно поэтому мы говорим о необходимости уделять внимание развитию семьи, как социального института. Семья – это непреходящая ценность, она всегда будет актуальна, как маленькое «государство в государстве» и не потеряет своего значения в первую очередь для каждого человека.
Проблема исследования вытекает из существенного возрастания роли семьи, усилении ее влияния на все стороны жизнедеятельности общества и конкретного человека.
Цель работы: показать семью как хранителя и носителя духовности и ее влияние на формирование здоровой личности.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу по теме;
Выяснить значение терминов: семья, здоровье, духовность;
Сделать выводы о важности исследуемого вопроса;
Разработать буклет «Здоровье и духовность семьи».
1. Понятие слова «семья»
У каждого свое видение и свое представление о семье. Это говорит о том, что все мы разные и уникальные в своих ассоциациях и восприятии. И это вполне естественно.
Как говорят словари, «семья – это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью». Подчеркнём, что семья связанна (мы имеем в виду здоровую семью, со здоровыми отношениями) не только (и не столько) общностью быта, сколько отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью. А это, в свою очередь, должно базироваться на взаимоуважении, взаимопринятии и взаимной любви.
Семья – это союз двух свободных, самодостаточных личностей. Семья – это живой организм, который постоянно претерпевает изменения Семья – это микромодель или даже аналог государства. Семья – это система. Семья – это образ жизни. Это живая система, которая постоянно претерпевает изменения. И значит никогда не поздно эти и многие другие вопросы проговорить, обсудить и прийти к компромиссу.
Основной функцией семьи является репродуктивная функция, а воспитание является основной целью родителей. Воспитать хорошего человека можно в духовной семье, где дети, прежде всего, ориентированы на духовные, семейные ценности, а не на материальные.
Нам всем надо помнить правило: «В браке мы учимся друг у друга и приспосабливаемся друг к другу. И это происходит на протяжении всей жизни».
Дисфункциональные семьи – это семьи, в которых выполнение функций нарушено, в силу чего в супружеской, родительской, материально-бытовой и других сферах жизнедеятельности не достигаются цели членов семьи и общества в целом
Причины возникновения семейной дисфункции могут быть разнообразные, это:
-особенности личности членов семьи и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни
-отсутствие соответствующих знаний, умений, а главное желаний и стремлений к гармонизации взаимоотношений.
Гармония в семье — это постоянный осознанный труд.
Для российской семьи характерна определенная особенность, которая может выступать как причиной дисфункции семьи.
Молодые люди все реже стремятся к созданию семьи. Этому способствовало:
— разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая бы позволила личности обрести чувство принадлежности, защищенности, выстроить и реализовать морально-нравственные ценности
— в обществе возросла потребность в иллюзиях и чудесах, с одной стороны это обусловлено стремлением к поверхностным, ни к чему не обязывающим контактам, – с другой, именно это и является отсутствием духовности в семье, это говорит о том, что им не прививали семейные духовные ценности.
2. Духовность семьи
Духовность семьи – это довольно философский вопрос и в наш век деградации он не всем понятен.
Из словаря русского языка С.И.Ожегова «Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. «Хранитель - человек, который хранит, оберегает кого-нибудь, бережет что-нибудь». Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. Как больная клетка создаёт больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения. Семья выступает как связующее звено поколений рода во всех планах бытия. Через нее род развивает заложенные в его природе душевно-духовные качества. Через семью род реализует себя, свое назначение, воплощает, выражает и развивает свою физическую, психологическую, духовно-нравственную сущность, материализуется в ее действиях, образе жизни.
Духовность – проявление в человеке качеств, которые никак не связаны с нашим миром. Эти качества дают человеку возможность внутреннего роста с целью обретения им силы творца. Поэтому, для начала, необходимо выяснить, а что такое духовность семьи? И только после этого можно понять, для чего она нужна.
Духовность семьи – это когда как у мужа так и у жены есть духовные и материальные ценности.
Дело в том, что наша культура устроена таким образом, что нам сейчас постоянно навязывают материальные ценности и дают понять, что чем больше у тебя будет дом, чем разнообразней и дороже твоя одежда – тогда ты успешен и счастлив в жизни. Но, как показывает жизнь – это далеко не так, потому что вся суть кроется не в накоплении материальных благ. Не следует думать, что нам необходимо выбросить все свои вещи, продать квартиру, машину, мебель, и пойти в монастырь на вечную молитву и поклоны. Здесь суть абсолютно другая. Конечно же, так как мы живем в этом материальном мире – нам необходимо жилье, в котором нам будет комфортно, средство передвижения, хорошая и теплая одежда и прочие вещи. Но главное разделить духовные и материальные ценности. И если духовные ценности стоят на первом месте, вы скоро заметите, что проблемы развития семьи начнут испаряться сами собой, и если хотя бы половина нашего общества начнет понимать, что такое духовность семьи и следовать вышесказанному служению – наше общество и мир станут лучше.
Счастливая семья – это духовная семья. «Путь к счастью начинается с желания блага и любви для своих близких людей, даже, несмотря на то, что они имеют недостатки и несовершенства». Отношения между мужем и женой – одни из самых значимых в жизни отношений, мощно влияющих на жизнь и судьбу. Значимость этих отношений велика еще и потому, что они, в свою очередь, закладывают основу для отношений детей в этой паре с противоположным полом, формируют семейный сценарий, который вольно или невольно будет влиять на качество отношений детей со своими супругами.
Основа гармонии во всякой семье лишь одна – это духовность. Супруги в семье, где духовное преобладает над материальным, стремятся угодить Богу, а не тешить и удовлетворять свое Эго. В такой семье муж и жена стараются избегать ссор, скандалов, прений. Они имеют Знание о том, чем может обернуться невежественное отношение к супругу и стараются этого избегать, работая над собой, изменяя свой характер, выбирая кротость, любовь, прощение. Муж и жена, ориентированные на духовное, прикладывают усилия к тому, чтобы соблюдать Божественные Законы, не сеять недоброе, чтобы не пожинать потом его горькие плоды. Бог, видя усилия супругов в такой семье, идет навстречу этой паре, прощает множество грехов прошлого, поддерживает и благословляет супругов, ограждает их от негативного влияния извне.
Восстановление духовных основ жизни сегодня - это проблема и семьи, и общества в целом; семья не в состоянии преодолеть тот духовный вакуум, который переживает в настоящее время Россия. На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В то же время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразилась на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности. В этих условиях особенно тяжело выживать молодым семьям, где на серьезные трудности социально-экономического плана накладываются острые проблемы в супружеских отношениях. Указанные социально-экономические причины фактически привели к кризису семейных ценностей, потере духовности. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений (нуклеаризация), широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются связующими звеньями семейных отношений, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.
3. Здоровье семьи
Семейный уклад влияет на здоровье людей. Семейная жизнь определяет здоровье членов как прямо, так и косвенно. Известно, что счастливые в браке живут дольше, болеют реже. Смертность вдов всегда выше, чем замужних женщин. Обстановка в семье, характер взаимоотношений ее членов в значительной мере определяют рождаемость, сказываются на исходе беременности, влияют на различные показатели здоровья. Стремление женщины иметь ребенка зависит от условий жизни, но эта зависимость опосредована отношениями между супругами. При удовлетворительных жилищных условиях и материальной обеспеченности, но напряженных внутрисемейных отношениях между супругами, возрастает число абортов у женщин.
Режим, распорядок дня членов семьи – один из показателей образа жизни. В семьях, где неблагоприятный психоэмоциональный климат, дети чаще болеют язвой желудка, хроническим гастритом. Нарушение режима отдыха, сна, питания в семье приводит к развитию у большинства членов семьи ряда заболеваний: сердечно-сосудистых, нервно-психических, нарушений обмена веществ.
Семья влияет на становление характера, на духовное здоровье ее членов. Вообще, в городе члены семьи мало общаются друг с другом, зачастую собираются лишь за ужином, но и в эти недолгие часы контакты членов семьи подавлены просмотром телевизионных передач. В больших городских семьях при совместном проживании в одной квартире 2-х или 3-х поколений контакты членов семьи нередко бывают затруднены из-за высокой психоэмоциональной напряженности. Все эти и ряд других условий оказывают существенное влияние на устойчивость семьи, а следовательно, неблагоприятно влияют на здоровье населения вцелом.
В обществе назрела острая проблема укрепления семьи, решение которой во многом определяется культурой вступающих в брак, в частности, пониманием роли семьи как фактора здоровья всех ее членов.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения термину здоровье даётся следующее определение: здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Поэтому физическое здоровье человека нельзя рассматривать в отрыве от его духовного и социального здоровья. «Строительный материал», из которого создан здоровый человек это:
- физическое здоровье;
- психологическое здоровье;
- моральное здоровье;
- духовное здоровье;
- социальное здоровье.
Социальное здоровье обусловлено поведением человека, образом жизни и образом мыслей. А важнейшим фактором укрепления социального, а так же духовно-нравственного здоровья является семья.
«Здоровая семья - сильная Россия» - эта пословица имеет глубокий смысл. Семья играет огромную роль в воспитании осознанного отношения детей к здоровью.
Формирование отношения ребенка к здоровью начинается в семье. Стремление малыша быть здоровым зависит от того, какой образ жизни ведут родители, потому что малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей. В раннем возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это требует от родителей формирования такого стиля жизни, который способствует сохранению своего здоровья.
Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Очень часто родители обращают внимание на здоровье ребенка тогда, когда ему уже необходима помощь медиков или психологов. Поэтому важно обратить внимание на эту проблему и создать благоприятные условия развития в семье с раннего возраста.
Ребенку необходимо показать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Но рассказы нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни. А значит, прежде чем научить ребенка, эту потребность родители должны выработать у себя.
В жизни есть важное правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!". Режим дня дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т. д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.
Другая проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, умения и потребности:
- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви и др. ;
- потребность строго соблюдать режим дня;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни:
- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
- снижение заболеваемости;
- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
- снижение уровня тревожности и агрессивности.
Совершенно очевидно, что положительный результат, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Так как потребности в здоровом образе жизни сформируются только при однозначном отношении к ним у родителей и педагогов. Только при соблюдении этого условия ребенок воспримет бережное отношение к своему здоровью как непреложную истину, единственно правильный стиль жизнедеятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восстановление духовных основ жизни сегодня – это проблема и семьи, и общества в целом; семья не в состоянии преодолеть тот духовный вакуум, который переживает Россия. Сближение церкви и государства должно проявляться в восстановлении тех социально-нравственных, духовных приоритетов, которые изначально выделяли среди других русскую цивилизацию. Среди них отношение к человеку как высшему творению Божию, ничем не заменимой самоценности, отношение к семье как важнейшей социокультурной ячейке общества, придание высокого нравственного статуса таким категориям, как совесть, честность, трудолюбие, доброта, милосердие и т.п.
Если человек в детстве не испытал любви к отцу, матери, братьям, сестрам, если не имел счастья слушать бабушкины и дедушкины сказки, то и в отношении к другим людям любовь его редко поднимается выше биологического инстинкта, а дружеское расположение – выше меркантильных интересов.
Исторический опыт многих народов свидетельствует, что сохранение памяти о предках, почитание старших в роду является цементирующим основанием семьи. И в наших условиях не требуется больших финансовых вложений, чтобы вызвать интерес в обществе к восстановлению этого основания. Эпизодическое обращение средств массовой информации к некоторым дворянским, купеческим династиям прошлой России не решает проблемы. Необходимо восстановить родовую память не выборочно, а практически у всех россиян. Прошлая и современная история любой деревни российской глубинки, где практически все обитатели состоят в близком родстве, заслуживает не меньшего интереса, чем иная дворянская фамилия. Россия, ее прошлое процветание и величие создавались совместным трудом всего народа.
Восстановление родовых, семейных традиций ни в коей мере не означает возврата к примитивному домашнему производству или обязательному продлению рабочей династии. Цель состоит в том, чтобы вернуть изначальную ценность честному труду на семейном ли поприще, на службе ли, производстве, сделать потребность в труде одним из главных мотивов жизнедеятельности. Отношение к труду как добродетели может изменить нравственную атмосферу и во многих молодых семьях. Если в такой атмосфере будут формировать характеры детей, то общество в конечном итоге будет нацелено на созидание, а рвачество, делячество, эгоцентризм вновь станут расцениваться как патология, а не норма жизни.
Восстановлению духовных основ семьи может способствовать укрепление связей между поколениями. Чтобы между родителями и детьми не возникла душевно-духовная «дистанция», нужно не допускать ее между отцом, матерью, с одной стороны, и их родителями с другой. Сама природа распорядилась так, что старшие постигали премудрости бытия, нарабатывали жизненный опыт, когда младших еще не было. Чем опытнее старшие, тем больше они могут передать младшим, предостеречь, сохранить их, а главное, своей бескорыстной любовью учат такой же любви детей и внуков. Не потому ли, что «старые и малые» более свободны от соображений житейской выгоды, отношения между ними белее искренни и духовны. Если дети лишены такого общения, их души недополучают любви, семейной теплоты, того, что на всю оставшуюся жизнь делает детство доброй сказкой, они черствеют, из обихода уходят понятия добра и зла, духовность заменяется практицизмом. Иными словами, случается то, что в таком изобилии представлено в нашей повседневности.
Благодаря семье крепнет и развивается государство. Во все времена по положению семьи в обществе судили о развитии страны. Это потому, что счастливые семьи - залог процветания и благосостояния граждан. Чувства, на которые опирается хорошая семья хороших людей, это как бы строительные кирпичики счастья. Многие браки в наше время совершаются по корыстному расчету. И все же большая часть молодых людей, как свидетельствуют исследования социологов, заключают браки по любви, отдавая предпочтение нравственно-психологическим и духовным отношениям в семье. Желанием жить по вере молодая семья вносит определенную упорядоченность в свои внутренние отношения, обретает высший духовный смысл своего союза, а он в православной традиции состоит в любви. Назначением православной семьи является дальнейшее развитие любви, возвышение ее, преображение с ее помощью души, ибо Бог есть любовь.
Таким образом, проблемы современной семьи, порожденные преимущественно духовным оскудением в обществе, могут быть решаемы в единстве церкви и государства на основе обращения к высшим духовным ценностям национальной культуры.
В процессе написания работы я узнала, как же достичь духовного здоровья. Я считаю, что существует несколько критериев:
Следование божественным законам. В каждой религии предусмотрены свои 10 заповедей. Но все они схожи. Жизнь по этим заповедям примиряет человека и с собой и с окружающими.
Не вмешиваться в чужие дела. Каждый человек индивидуален. Что хорошо одному, то неприемлемо для другого. Изменить другого – пустая трата времени и сил. А вот любовь, понимание и уважение примиряют любые конфликты и дарят гармоничные отношения, как между людьми, так и в душе.
Прощение и забывание обид. Без прощения невозможно духовное исцеление. Накопление же обид лежит тяжким бременем на душе, вызывая болезни и беспокойство.
Поиск признания и славы – растрата душевных сил. В погоне за похвалой человек растрачивает свои силы. Ложные похвалы – пустые слова. Для самосовершенствования необходимо честно выполнять свою работу и тогда удовлетворенность от выполненного труда придет сама.
Зависть убивает. Зависть приносит лишь жажду мести, чувство неполноценности, неудовлетворенности и беспокойства.
Бери ношу по силам. Работа становиться главным в жизни современного человека. Жажда наживы перекрывает другие жизненные радости. Стоп! В жизни должно быть место для общения с семьей, друзьями, для увлечений, а также для духовного развития.
Наслаждаться жизнью. Духовно здоровые люди умеют наслаждаться каждой минутой, радоваться всему (солнцу, улыбке ребенка, весенней капели, первому снегу). Видеть красоту во всем – великое искусство.
Творчество, хобби. Занятия любимым делом позволяют человеку расслабиться, выпустить негатив и ощущать радость творчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Даль В.И.; Д155; Толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001.-992с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. 282 с.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999. 495 с.
Психология: словарь / В. В. Абраменкова и др.; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского; сост. Л. А. Карпенко. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
Ткаченко О. В. Развитие личности в младшем школьном возрасте // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4338 (дата обращения: 12.05.2020).
Ткаченко О. В. Развитие личности в младшем школьном возрасте // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4338 (дата обращения: 12.05.2020).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.