Тема проекта: «Животные наших лесов»
Цель: систематизировать представление детей о диких животных, их детенышах, особенностях внешнего вида, повадках, среде обитания.
Ключевой вопрос: Зачем надо охранять диких животных?
Задачи: Воспитывать уважение и любовь к животным леса.
Воспитывать стремление сохранять и оберегать животный мир наших лесов.
Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего.
Обогащать представления детей о многообразии признаков животных наших лесов.
Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.
Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
Активизировать словарь ребенка введением новых слов, понятий.
Формы, методы и приемы:
Беседы:
«Дикие животные наших лесов»;
«Как животные готовятся к зиме?»;
«Где живут дикие звери?»;
«Кто спит зимой?»;
«Почему медведь зимует в берлоге».
Беседы о правилах поведения в лесу.
Рассуждения детей на тему «Почему животные делятся на хищников травоядных? Могут ли они поменяться местами? Да или нет? Почему?»;
Проблемные вопросы «Почему заяц зимой белый?».
Дидактические игры:
«Кто как голос подает?»;
«Назови зверя по описанию»;
«Кто где живет»;
«Назови по порядку»;
«Назови признаки животных»;
«Хлопни в ладоши, если услышишь название животного из Красной книги»;
«Угадай, чей хвост?»;
«Четвёртый лишний»;
«Помоги животным приготовится к зиме».
Лото «Животные красной книги».
Пальчиковые игры:
«Дружат добрые зверята»;
«Этот мышонок в норке сидит»;
«Ёжик»;
«Белочки»;
«Жил - был зайчик».
Подвижные игры:
«У медведя во бору»;
«Волк и зайцы»;
«Зарядка зверей»;
«Медведь пчёлы»;
«Охотники звери»;
«Бездомные заяц»;
«Волк во рву».
Художественная литература:
Народные сказки «Лисичка – сестричка и серый волк», «Заяц-хваста», «Три медведя», « Лисичка со скалочкой»; «Зимовье зверей», «Рукавичка».
В. Сутеев «Мешок яблок»
М.М.Пришвина «Лисичкин хлеб»;
Е. Чарушин «Кто как живет?»;
К.Д.Ушинский «Спор животных»;
Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»;
Разучивание стихотворений:
«Лиса» Т. Патракеевой;
«Волк» И. Мордовиной;
«Хитрый крот» Н. Боровкова.
Заучивание пословиц, поговорок по тематике проекта.
Отгадывание загадок.
Рассматривание энциклопедий, журналов по теме.
Театрализованные игры:
«Лиса и волк»;
«Дружные зайчата»;
«У страха глаза велики».
Иллюстраций на тему «Дикие животные нашего леса».
Проблемных ситуаций «Что было бы, если…»;
Рассматривание картин о животных наших лесов, плакатов о животных.
Рисование на тему «Мое любимое животное».
Самостоятельное рисование животных с помощью схем, трафаретов, шаблонов.
Раскраски по теме «Дикие животные».
Аппликация «Мишка» (техника обрывания),
«Кто в лесу живет?» (силуэтная аппликация).
Лепка по мотивам народных сказок «Бабушкины сказки».
Лепка диких животных.
Организация самостоятельной деятельности:
Рассматривание детьми энциклопедий, иллюстраций, познавательных журналов.
Настольные игры по теме «Лото», «Домино», «Чей домик», «Чей малыш».
Самостоятельная художественная деятельность.
Работа с родителями:
Консультации для родителей «Что рассказать детям о диких животных», «»
Домашнее задание по теме проекта: беседы и рассказы о животных, поиск информации, рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий.
Пополнение материалов проекта: справочная информация, книги, картинки, фотографии.
Просмотр с родителями дома познавательных мультфильмов и фильмов о животных.
Механизмы реализации:
ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ. Познавательный материал о животных России, Севера, лесов Донбасса их детенышах (медведь, барсук, волк, лиса, заяц, росомаха, крот, белка, косуля, лось, кабан, выдра, еж, норка, ондатра, бурундук, рысь, бобр). Учить узнавать животных и их детенышей по картинке и описанию. В беседах и дидактических играх формировать представление о детенышах животных (когда появляются, сколько их бывает, как быстро становятся самостоятельными). Дидактические игры «Чей малыш?», «Назови ласково», «Найди маму». Чтение художественной литературы: В.Сутеев «Мешок яблок», «Волк и семеро козлят».
КТО ГДЕ ЖИВЕТ? Расширить знания детей об особенностях обитания диких животных края (животные ведущий наземный и водный образ жизни, хищные, травоядные и всеядные животные). Беседа «Где живут дикие звери?», «Почему медведь зимует в берлоге». Дидактические игры: «Кто где живет?», «Найди ошибку». Подвижные игры: «Бездомные заяц», «Волк во рву», «У медведя во бору». Чтение художественной литературы: сказка «Заюшкина избушка».
ЖИВОТНЫЕ КРАСНОЙ КНИГИ. Знакомство с Красной Книгой, причинами ее создания. Знакомство с информацией о животных занесенных в Красную книгу. Формировать представление о том, зачем этих животных надо охранять. Беседа «Заповедники нашего края». Познакомить с понятием Заповедник. Воспитание экологической культуры. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши, если услышишь название животного из Красной книги», Лото «Животные красной книги».
ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ. Знакомство с информацией о способах зимовки животных (животные спящие зимой, сезонная смена цвета шкурки у животных). Беседы «Как животные готовятся к зиме?», «Кто спит зимой?». Дидактические игры «Помоги животным приготовится к зиме»; Чтение сказок «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лисичка – сестричка и серый волк».
Ожидаемые результаты:
Познавательные: Дети узнают о животных нашего края, их образе жизни, способе питания, жилище, о том, как животные готовятся к зиме. Дети будут знать характерные особенности животных. Сформируется умение узнавать и добывать новую информацию. Сформируется представление о роли животных в экосистеме. Дети научатся называть и описывать характерные особенности животных.
Теоретические:
Будут разработаны методические рекомендации по материалам проекта и конспекты бесед с детьми «Где живут дикие звери?», «Почему медведь зимует в берлоге», «Как животные готовятся к зиме?», «Кто спит зимой?», «Заповедники нашего края». Будут разработаны конспекты проведения Организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой, художественно – эстетическому развитию. Будет оформлена картотека физкультминуток и пальчиковой гимнастики.
Практические:
Будут созданы альбомы « Животные Красной книги», «Жизнь животных зимой».
Будет организована работа по созданию справочно – информационного пособия «Дикие животные».
Оформление выставки творческих работ «Животные нашего края».
Проведение выставки поделок из природного материала « Лесная сказка».
Будет оформлен сборник картинок, фотографий «Животные земли Донецкой».
Будут созданы экологические знаки в поддержку исчезающих животных.
Проведена акция «Берегите животных леса».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Д/и «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
«Назови семью»
Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.
Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).
Д/и «Кто где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.
Д/и «Кто чем питается?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.
-Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным.
Дети: - Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).
- Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных).
Д/и « Какой? Какая? »
Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…
Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...
Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…
Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…
Д/и «Подбери словечко»
Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.
Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит, охотится…).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет, высматривает,…).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает…).
Заяц (что делает?)… (прыгает, прячется, грызет…).
Д/и «Узнай зверя по описанию»
Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
8 . Д/и «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.
- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - …(воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокоет).
Д/и «Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка, заяц – зайчик, еж – ежик, лисенок – лисёночек,
Лиса – лисичка, медвежонок – медвежоночек и т.д
Д/и «Один - много»
Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев;
Медведь – медведи – много медведей; волк – волки - много волков;
Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.
Д/и «Один-три-пять»
Цель: согласование существительных с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;
Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;
Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.
Д/и «Измени слова по образцу»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Нос лисы - … (лисий нос). Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза). Нора лисы - … (лисья нора).
(волк, медведь, белка).
Д/и «Наоборот»
Цель: образование слов-антонимов.
Лось – большой, а заяц - … (маленький).
Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).
Лиса – хитрая, а заяц… (глупый).
Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой).
Д/и «Четвертый лишний»
Цель: формирование умения выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.
Белка, собака, лиса, медведь;
Зайчонок, ягненок, лисенок, волчонок;
Лось, слон, жираф, обезьяна.
Д/и «Сложи картинку»
Цель: формирование умения у детей складывать картинку из частей, развитие целостное восприятие, внимание, мышление.
У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
- Какой зверь у тебя получился? (Лиса.) и т.п.
Д/и «Составление рассказа-описания»
Цель: формирование умения у детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему.
Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.
(название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныш).
Д/и «Назови по порядку»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания, активизирование словаря существительных по теме.
На картинки посмотри,
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.
Д/и «Чей это хвост?»
Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.
- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.
У лисы – (лисий хвост); у волка – (волчий хвост);
У зайца – (заячий хвост); у медведя – (медвежий хвост);
У белки – (беличий хвост); у оленя – (олений хвост);
У рыси – (рысий хвост); у лося – (лосиный хвост).
Д/и «Скажи одним словом»
Цель: закрепление прилагательных в речи.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение.
А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый);
Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая);
В) У ежа иголки, он … (колючий);
Г) Белка делает запасы, значит она какая? (запасливая);
Д) Медведь неуклюже ходит, значит, он какой? (неуклюжий).
Д/и «Про кого можно сказать…».
Охотится, крадется, воет, кусается, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает.
Д/и «Что делает?»
Цель: формирование умения употреблять в речи глаголы.
Педагог называет предложение про животное, а дети добавляют нужное слово - действие и заканчиваете предложение.
Белка:
1. Рыжая белка с ветки на ветку (что делает?) - прыгает.
2. На зиму белка орехи (собирает, запасает)
3. Белка с удовольствием орешки (грызет)
Медведь:
1. Медведь вперевалочку … (идет, ходит)
2. В зимнее время медведь… (спит)
3. Медведь ульи… (ворошит, разрушает)
Волк:
1.Волк за зайцем (охотится).
2.Волчица о волчатах (заботится) и т.д.
Д/и «Доскажи словечко»
Цель: формирование умения отгадывать загадки –рифмы, развитие слухового внимания.
1.Эта кошка очень злая. 2. Длиннорогий и рогатый
Не мурлычет, но кусает. Лесники зовут «сохатый».
Ей не крикнешь грозно «брысь!» Скачет прямо он и вкось,
Это кошка леса — ...(Рысь) Крупный и могучий... (Лось)
3.Стройный, быстрый, 4.Он всю зиму в шубе спал,
Рога ветвисты, Лапу бурую сосал,
Пасется весь день. А проснувшись, стал реветь.
Кто ж это?.. (Олень) Этот зверь лесной…(Медведь).
5.Хитрая плутовка, 6. Летом шубку серую,
Рыжая головка, А зимой белую
Пушистый хвост-краса. Носит попрыгайчик -
Кто ж это?.. (Лиса) Боязливый… (Заяц)
Пальчиковая гимнастика
- Мальчик с пальчик, (четыре раза сгибать палец правой руки)
Где ты был?
- Долго по лесу бродил! (четыре раза сгибать палец левой руки)
Встретил я медведя, волка, (большой палец правой руки поочередно
Зайку, ежика в иголках. соприкасается с остальными пальцами).
Встретил белочку, синичку, (большой палец левой руки поочередно
Встретил лося и лисичку. соприкасается с остальными пальцами)
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил. (четыре пальца одновременно сгибаются – кланяются).
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.
Физкультминутка.
У нас славная осанка, мы свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся. Ёжик сладко потянулся
Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили головой они крутили
Вот так, вот так головой они крутили (повороты головы вправо- влево)
Медвежата мед искали, дружно дерево качали
Вот так, вот так, дружно дерево качали (наклоны туловища влево-вправо, руки «обнимают» дерево)
Вперевалочку ходили (имитация походки медвежат)
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперед)
А потом они устали и в берлоге крепко спали
Вот так, вот так и в берлоге крепко спали (изображают спящих медвежат)
Артикуляционные упражнения
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин – Язычок.
Он удобно в доме лег.
Язычок знаком вам, дети
Мы его улыбкой встретим
«Зайчик»: поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
«Сердитый волк»: нижнюю губу прикусить верхними зубами.
«Лосенок сосет молочко»: рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.
«Мишка слизывает мед»: облизать сначала верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Речевая гимнастика:
Су-су-су, су-су-су.
Белку видели в лесу.
Чистоговорку произносим с разной силой голоса (тихо - громче- громко):
Са-са-са, са-са-са,
Вот бежит леса.
Чистоговорку дети произносят сначала все вместе, потом индивидуально с разными интонациями (удивленно, испуганно, радостно).
15