СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ. «Животные наших лесов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема проекта: «Животные наших лесов»

Цель: систематизировать  представление детей о диких животных, их  детенышах, особенностях внешнего вида, повадках, среде обитания.

   Ключевой вопрос: Зачем надо охранять диких животных?

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ. «Животные наших лесов»»

Тема проекта: «Животные наших лесов»

Цель: систематизировать представление детей о диких животных, их детенышах, особенностях внешнего вида, повадках, среде обитания.

Ключевой вопрос: Зачем надо охранять диких животных?

  • Задачи: Воспитывать уважение и любовь к животным леса.

  • Воспитывать стремление сохранять и оберегать животный  мир наших лесов.

  • Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего.

  • Обогащать представления детей о многообразии признаков  животных наших лесов.

  • Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

  • Развивать осторожное и осмотрительное отношение  к потенциально опасным для  человека ситуациям в природе.

  • Развивать связную речь через составление  описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.

  • Активизировать словарь  ребенка введением новых слов, понятий.

Формы, методы и приемы:

Беседы:

«Дикие животные наших лесов»;

«Как животные готовятся к зиме?»;

«Где живут дикие звери?»;

«Кто спит зимой?»;

«Почему медведь зимует в берлоге».

Беседы о правилах поведения в лесу.

Рассуждения детей на тему «Почему животные делятся на хищников травоядных? Могут ли они поменяться местами? Да или нет? Почему?»;

Проблемные вопросы «Почему заяц зимой белый?».

Дидактические игры:

«Кто как голос подает?»;

«Назови зверя по описанию»;

«Кто где живет»;

«Назови по порядку»;

«Назови признаки животных»;

«Хлопни в ладоши, если услышишь название животного из Красной книги»;

«Угадай, чей хвост?»;

«Четвёртый лишний»;

«Помоги животным приготовится к зиме».

Лото «Животные красной книги».

Пальчиковые игры:

«Дружат добрые зверята»;

«Этот мышонок в норке сидит»;

«Ёжик»;

«Белочки»;

«Жил - был зайчик».

Подвижные игры:

«У медведя во бору»;

«Волк и зайцы»;

«Зарядка зверей»;

«Медведь пчёлы»;

«Охотники звери»;

«Бездомные заяц»;

«Волк во рву».

Художественная литература:

Народные сказки «Лисичка – сестричка и серый волк», «Заяц-хваста», «Три медведя», « Лисичка со скалочкой»; «Зимовье зверей», «Рукавичка».

В. Сутеев «Мешок яблок»

М.М.Пришвина «Лисичкин хлеб»;

Е. Чарушин «Кто как живет?»;

К.Д.Ушинский «Спор животных»;

Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»;

Разучивание стихотворений:

«Лиса» Т. Патракеевой;

«Волк» И. Мордовиной;

«Хитрый крот» Н. Боровкова.

Заучивание пословиц, поговорок по тематике проекта.

Отгадывание загадок.

Рассматривание энциклопедий, журналов по теме.

Театрализованные игры:

«Лиса и волк»;

«Дружные зайчата»;

«У страха глаза велики».

Иллюстраций на тему «Дикие животные нашего леса».

Проблемных ситуаций «Что было бы, если…»;

Рассматривание картин о животных наших лесов, плакатов о животных.

Рисование на тему «Мое любимое животное».

Самостоятельное рисование животных с помощью схем, трафаретов, шаблонов.

Раскраски по теме «Дикие животные».

Аппликация «Мишка» (техника обрывания),

«Кто в лесу живет?» (силуэтная аппликация).

Лепка по мотивам народных сказок «Бабушкины сказки».

Лепка диких животных.

Организация самостоятельной деятельности:

Рассматривание детьми энциклопедий, иллюстраций, познавательных журналов.

Настольные игры по теме «Лото», «Домино», «Чей домик», «Чей малыш».

Самостоятельная художественная деятельность.

Работа с родителями:

Консультации для родителей «Что рассказать детям о диких животных», «»

Домашнее задание по теме проекта: беседы и рассказы о животных, поиск информации, рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий.

Пополнение материалов проекта: справочная информация, книги, картинки, фотографии.

Просмотр с родителями дома познавательных мультфильмов и фильмов о животных.

Механизмы реализации:

  1. ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ. Познавательный материал о животных России, Севера, лесов Донбасса их детенышах (медведь, барсук, волк, лиса, заяц, росомаха, крот, белка, косуля, лось, кабан, выдра, еж, норка, ондатра, бурундук, рысь, бобр). Учить узнавать животных и их детенышей по картинке и описанию. В беседах и дидактических играх формировать представление о детенышах животных (когда появляются, сколько их бывает, как быстро становятся самостоятельными). Дидактические игры «Чей малыш?», «Назови ласково», «Найди маму». Чтение художественной литературы: В.Сутеев «Мешок яблок», «Волк и семеро козлят».

  2. КТО ГДЕ ЖИВЕТ? Расширить знания детей об особенностях обитания диких животных края (животные ведущий наземный и водный образ жизни, хищные, травоядные и всеядные животные). Беседа «Где живут дикие звери?», «Почему медведь зимует в берлоге». Дидактические игры: «Кто где живет?», «Найди ошибку». Подвижные игры: «Бездомные заяц», «Волк во рву», «У медведя во бору». Чтение художественной литературы: сказка «Заюшкина избушка».

  3. ЖИВОТНЫЕ КРАСНОЙ КНИГИ. Знакомство с Красной Книгой, причинами ее создания. Знакомство с информацией о животных занесенных в Красную книгу. Формировать представление о том, зачем этих животных надо охранять. Беседа «Заповедники нашего края». Познакомить с понятием Заповедник. Воспитание экологической культуры. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши, если услышишь название животного из Красной книги», Лото «Животные красной книги».

  4. ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ. Знакомство с информацией о способах зимовки животных (животные спящие зимой, сезонная смена цвета шкурки у животных). Беседы «Как животные готовятся к зиме?», «Кто спит зимой?». Дидактические игры «Помоги животным приготовится к зиме»; Чтение сказок «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лисичка – сестричка и серый волк».

Ожидаемые результаты: 

Познавательные: Дети узнают о животных нашего края, их образе жизни, способе питания, жилище, о том, как животные готовятся к зиме. Дети будут знать характерные особенности животных. Сформируется умение узнавать и добывать новую информацию. Сформируется представление о роли животных в экосистеме. Дети научатся называть и описывать характерные особенности животных.

Теоретические:

Будут разработаны методические рекомендации по материалам проекта и конспекты бесед с детьми «Где живут дикие звери?», «Почему медведь зимует в берлоге», «Как животные готовятся к зиме?», «Кто спит зимой?», «Заповедники нашего края». Будут разработаны конспекты проведения Организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой, художественно – эстетическому развитию. Будет оформлена картотека физкультминуток и пальчиковой гимнастики.

Практические:

Будут созданы альбомы « Животные Красной книги», «Жизнь животных зимой».

Будет организована работа по созданию справочно – информационного пособия «Дикие животные».

Оформление выставки творческих работ «Животные нашего края».

Проведение выставки поделок из природного материала « Лесная сказка».

Будет оформлен сборник картинок, фотографий «Животные земли Донецкой».

Будут созданы экологические знаки в поддержку исчезающих животных.

Проведена акция «Берегите животных леса».

ПРИЛОЖЕНИЕ



Тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

  1. Д/и «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы  - … (медвежонок, медвежата).

У лисицы  - … (лисенок, лисята).

У зайчихи  - … (зайчонок, зайчата).

У ежихи  - … (ежонок, ежата).

У волчицы  - … (волчонок, волчата).

У белки  - … (бельчонок, бельчата).

  1. «Назови семью»

Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).

  1. Д/и «Кто где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.

  1. Д/и «Кто чем питается?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

-Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным.

Дети: - Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).

- Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных).

  1. Д/и « Какой? Какая? »

Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...

Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

  1. Д/и «Подбери словечко»

Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит, охотится…).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет, высматривает,…).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает…).

Заяц (что делает?)… (прыгает, прячется, грызет…).

  1. Д/и «Узнай зверя по описанию»

Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая.  (Белка.)



8 . Д/и «Кто как голос подает?»

Цель: познакомить детей, какие  голоса подают дикие животные.

- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - …(воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокоет).

  1. Д/и «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. 

Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка, заяц – зайчик, еж – ежик, лисенок – лисёночек,

Лиса – лисичка, медвежонок – медвежоночек и т.д

  1. Д/и «Один - много»

Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев;
Медведь – медведи – много медведей; волк – волки - много волков;

Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.

  1. Д/и «Один-три-пять»

Цель:  согласование существительных с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;
Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;

Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.

  1. Д/и «Измени слова по образцу»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - … (лисий нос). Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза). Нора лисы - … (лисья нора).

(волк, медведь, белка).

  1. Д/и «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).

Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

Лиса – хитрая, а заяц… (глупый).

Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой).

  1. Д/и «Четвертый лишний»

Цель:  формирование умения выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.

Белка, собака, лиса, медведь;

Зайчонок, ягненок, лисенок, волчонок;

Лось, слон, жираф, обезьяна.

  1. Д/и «Сложи картинку»

Цель: формирование умения у детей складывать картинку из частей, развитие целостное восприятие, внимание, мышление.

У  ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
- Какой зверь у тебя получился?  (Лиса.) и т.п.

  1. Д/и «Составление рассказа-описания»

Цель: формирование умения у детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему.

Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.

(название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныш).

  1. Д/и «Назови по порядку»

Цель: развитие зрительной памяти и внимания, активизирование словаря существительных по теме.

На картинки посмотри,
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.



  1. Д/и «Чей это хвост?»

Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.

 - Жили разные животные  в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают.  Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост);       у волка – (волчий хвост);

У зайца – (заячий хвост);    у медведя – (медвежий хвост);

У белки – (беличий хвост);   у оленя – (олений хвост);

У рыси – (рысий хвост);       у лося – (лосиный хвост).

  1. Д/и «Скажи одним словом»

Цель: закрепление прилагательных в речи.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение.
А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый);
Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая);
В) У ежа иголки, он … (колючий);

Г) Белка делает запасы, значит она какая? (запасливая);

Д) Медведь неуклюже ходит, значит, он какой? (неуклюжий).

  1. Д/и «Про кого можно сказать…».

Охотится, крадется, воет, кусается, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает.

Д/и «Что делает?»

Цель: формирование умения употреблять в речи глаголы.

Педагог называет предложение про животное, а дети добавляют нужное слово - действие и заканчиваете предложение.

Белка:

1. Рыжая белка с ветки на ветку (что делает?) - прыгает.

2. На зиму белка орехи (собирает, запасает)

3. Белка с удовольствием орешки (грызет)

Медведь:

1. Медведь вперевалочку … (идет, ходит)

2. В зимнее время медведь… (спит)

3. Медведь ульи… (ворошит, разрушает)

Волк:

1.Волк за зайцем (охотится).

2.Волчица о волчатах (заботится) и т.д.


  1. Д/и «Доскажи словечко»

Цель: формирование умения отгадывать загадки –рифмы, развитие слухового внимания.

 1.Эта кошка очень злая. 2. Длиннорогий и рогатый

Не мурлычет, но кусает. Лесники зовут «сохатый».

Ей не крикнешь грозно «брысь!» Скачет прямо он и вкось,

Это кошка леса   — ...(Рысь) Крупный и могучий... (Лось)

3.Стройный, быстрый, 4.Он всю зиму в шубе спал,
Рога ветвисты, Лапу бурую сосал,
Пасется весь день. А проснувшись, стал реветь.
Кто ж это?.. (Олень) Этот зверь лесной…(Медведь).

5.Хитрая плутовка, 6. Летом шубку серую,
Рыжая головка, А зимой белую
Пушистый хвост-краса. Носит попрыгайчик -
Кто ж это?.. (Лиса) Боязливый… (Заяц)


Пальчиковая гимнастика

- Мальчик с пальчик, (четыре раза сгибать палец правой руки)

Где ты был?

- Долго по лесу бродил! (четыре раза сгибать палец левой руки)

Встретил я медведя, волка, (большой палец правой руки поочередно

Зайку, ежика в иголках. соприкасается с остальными пальцами).

Встретил белочку, синичку, (большой палец левой руки поочередно

Встретил лося и лисичку. соприкасается с остальными пальцами)

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил. (четыре пальца одновременно сгибаются – кланяются).


Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.

Физкультминутка.

У нас славная осанка, мы свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.

И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся. Ёжик сладко потянулся

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили головой они крутили

Вот так, вот так головой они крутили (повороты головы вправо- влево)

Медвежата мед искали, дружно дерево качали

Вот так, вот так, дружно дерево качали (наклоны туловища влево-вправо, руки «обнимают» дерево)

Вперевалочку ходили (имитация походки медвежат)

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперед)

А потом они устали и в берлоге крепко спали

Вот так, вот так и в берлоге крепко спали (изображают спящих медвежат)


Артикуляционные упражнения

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин – Язычок.

Он удобно в доме лег.

Язычок знаком вам, дети

Мы его улыбкой встретим

«Зайчик»: поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

«Сердитый волк»: нижнюю губу прикусить верхними зубами.

«Лосенок сосет молочко»: рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.

«Мишка слизывает мед»: облизать сначала верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.


Речевая гимнастика:

Су-су-су, су-су-су.

Белку видели в лесу.

Чистоговорку произносим с разной силой голоса (тихо - громче- громко):

Са-са-са, са-са-са,

Вот бежит леса.

Чистоговорку дети произносят сначала все вместе, потом индивидуально с разными интонациями (удивленно, испуганно, радостно).

















































15