Ларченко Ольга Александровна
Преподаватель ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж» Новосибирская область, г. Карасук
Проектная деятельность как среда формирования личностных компетенций будущих педагогов
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь...» - эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов.
В настоящее время Российская Федерация перешла на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС). Проектная исследовательская деятельность обучающихся занимает в нем важное место.
Актуальность данного вопроса объясняется тем, что сейчас образовательное учреждение должно не только сформировать знания, но и воспитать качества личности важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы – всё это формируется через проектную деятельность.
Гипотеза. Мы предполагаем, что проектная деятельность, как один из методов, направленных на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует достижению личностных результатов: познавательных и творческих способностей, логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к решению конкретных жизненно важных проблем.
Так как колледж реализует ФГОС СПО в интеграции с ФГОС СОО, то проблема преемственности освоения учебно-исследовательских компетенций педагога становится для нас актуальной и решается в колледже посредством включения первокурсников в проектную деятельность, которая формирует, в том числе, личностные компетенции специалиста.
В Карасукском педагогическом колледже проектная деятельность осуществляется на основе разработанного Положения.
Цель нашего исследования доказать, что в результате проектной деятельности у студентов формируются личностные универсальные учебные действия: самоопределение, смыслообразование и способность нравственно-этического оценивания.
Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности. Изучением этого вопроса занимались Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Л. С. Выготский.
Задачи:
Разработать систему формирования личностных компетенций будущих педагогов через проектную деятельность
Организовать проектную деятельность
Проанализировать результаты
Объект: проектная деятельность обучающихся
Предмет: результативность проектной деятельности
Федеральный государственный образовательный стандарт СПО отражает не только актуальные сегодня, но и перспективные потребности личности, общества и государства в сфере образования. Он определяет требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения, причем личностное развитие обучающегося ставится на первый план современного образования.
Личностные планируемые результаты обучения –готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
В настоящее время стало очевидным, что эффективность современного образования и создание условий для развития и становления личности зависит от среды, в которой осуществляется целостный педагогический процесс.
Воспитательная функция использования метода проектов в обучении состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, самостоятельности.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования. Выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, программ и организации деятельности по реализации проекта (включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности).
Таким образом, используя проектную технологию в своей учебной деятельности, студенты наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных задач - от постановки проблемы до представления конечного результата.
Цель проектов – формирование интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков обучающихся, воплощенных в качественный продукт, воспитание у обучающихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
В нашем колледже проектные технологии широко применяются при подготовке студентов к ежегодной защите проектных работ на первом курсе, а также выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ. Я на протяжении нескольких лет являюсь руководителем проектных работ в блоке общественно-гуманитарных дисциплин, где студенты, в основном, создают проекты по краеведческим материалам. Например, такие как «Достойные люди родной земли», «Моя малая родина» (история своего села), «Летопись истории своей школы», «Дети блокадного Ленинграда в Новосибирской области», «Как война коснулась членов моей семьи», «Учителями славится Россия» и т.д. В ходе своей работы над проектом студенты тесно сотрудничают с Карасукским краеведческим музеем, работают с различными историческими источниками, встречаются с очевидцами определенных исторических событий или с их потомками. Презентацией достижений студентов являются ежегодные публикации в сборниках материалов областных и региональных научно-практических конференций, в газете колледжа «Студенческий меридиан», а также успешная защита курсовых и дипломных работ.
Опыт показывает, что проектная деятельность, в первую очередь, повышает мотивацию учащихся к изучению предмета. Современные студенты хотят чётко знать, зачем им нужно то или иное знание, что оно даёт, где пригодится. Многие студенты имеют доступ к информации через Интернет, поэтому им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию преподавателя. В ходе проектной деятельности студенты не просто приобретают знания, но и учатся самостоятельно делать это. Это очень важно, т.к. быстро устаревающие знания, делают заучивание определённого объёма информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит этому нужно учиться.
Умение студентов самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что современному обществу, производству нужны работники и руководители, способные быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи, вести диалог с коллегами и партнерами, самостоятельно принимать решения. Наши студенты, выходя на преддипломную практику, используют в работе данные технологии, отвечающие современным требованиям и, уже выступая в качестве руководителя проектов, они способны организовать самостоятельную, поисковую, творческую деятельность учащихся.
Список литературы:
Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.
Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование. – 2012. - № 7. – С. 164 – 169.
Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико – ориентированные технологии / авт. – сост. М.В. Русинова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с.