СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках биологии»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ



Жданова Г.М.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Салихово Ишимбайский район

Республика Башкортостан

[email protected]


Известно, что благодаря индивидуальным усилиям учащиеся прочно усваивают новую информацию. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые и педагоги всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева и др.

Ведущее место среди методов, реализующих самостоятельную деятельность учащихся, принадлежит сегодня методу проектов.

Проект от лат. «projektus» означает буквально «выброшенный вперед». Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем».

В общем виде можно выделить несколько этапов работы над проектом.

1. Определение (нахождение) проблемы (выбор темы исследования, уточнение цели, обсуждение задания).

2. Обсуждение и поиск способов решения проблемы (анализ проблемы, определение источников информации, уточнение планов деятельности, распределение ролей в команде, сбор и уточнение информации).

3. Решение проблемы (учащиеся выполняют исследование).

4. Оформление результатов (описание цели, задач, хода работы над проектом, результаты).

5. Защита проекта (подготовка доклада, презентация, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта).

6. Оценка и самооценка результатов (оценивание результатов проведенной работы).

Как можно использовать метод проектов на уроках биологии?

Например, в 6 классе при изучении ботаники учащиеся должны выполнять лабораторные работы по систематике растений, но, как правило, времени на это катастрофически не хватает. Решить эту проблему может помочь метод проектов. После того как учащиеся знакомятся с основными признаками семейств цветковых растений и правилами работы с определительными карточками можно провести урок «Узнай кто перед тобой». В начале урока класс делится на 3 групп (по 1-2 человека), которые занимают подготовленные столы в классе. Каждая группа получает 3 гербарных образцов с карточками для определения растений. На отдельном столе находиться информация об этих растениях (готовится заранее учителем). Цель мини-проекта: определить название растения. Задачи мини-проекта: отработать навыки работы с определительными карточками, собрать материал о растениях, с которыми работал, подготовить отчет (письменный и устный). Учащиеся работают в течение 30 минут. За тем каждая группа выступает с отчетом (по 3 мин.). Оценка за урок складывается из оценок за письменный ответ и устные отчеты.

Игровые проекты. Традиционно каждый курс биологии (ботаника, зоология, анатомия) можно закончить уроком-игрой «Прощание с …». В этом могут помочь учащиеся, которым нравится проектная деятельность и сам предмет. В апреле в 7, 8, 9 классов формируются группы учащихся готовых выполнить игровой проект для учащихся 6, 7, 8 классов. Цель проекта: создать сценарий и провести игру. Задачи проекта: определить форму проведения игры, подобрать и составить вопросы и задания, распределить роли для проведения игры.
Каждый год эти проекты могут отличаются друг от друга, это и викторины, и брейн-ринги, и «Своя игра», и игры по станциям и т.д. Выполнение таких проектов всегда приносит учащимся радость и удовольствие от проделанной работы.
Несомненно, работа над проектом у учащихся с низким уровнем усвоения материала будет сводиться лишь к констатации фактов. Но и это не должно стать преградой в проектной деятельности. Попытка изложения своих мыслей (пусть даже слабая) способствует повышению творческого потенциала ученика. Главное - не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования всех идей.