Проектная деятельность обучающихся и этапы работы над проектом
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя (Э. Хаббард).
Слово "проект" по-латински означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Одно из требований ФГОС - научить ребенка самостоятельно добывать знания. Цели применения проектной деятельности в полной мере перекликаются с требованиями нового стандарта.
Цели применения проектной деятельности:
вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс
учить представлять свой творческий процесс, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов
учить применять свои знания в новых условиях
формировать универсальные учебные действия
воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе
учить ориентироваться в мире информации.
Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы.
Проекты осуществляются
по деятельности:
исследовательские
информационные
практико-ориентированные
ролево-игровые
творческие
по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные
Этапы работы над проектом.
Чем младше ребёнок, тем больше таких этапов. Но любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов: выбор темы, постановка цели и задач, гипотеза исследования, организация исследования, подготовка к защите и защита работы, рефлексия.
Стадии работы над проектом - это «пять П»:
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Можно рассмотреть этапы выполнения проекта следующим образом
Этапы | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка | Определение темы и целей проекта. Подбор группы | Обсуждение темы проекта | Мотивирование учащихся. |
Планирование | Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов (формы проекта) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формирование задач проекта. Разработка плана действий. | Наблюдение. Предложение идей. |
Исследование | Сбор и уточнение информации Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение задач проекта | Выполнение задач проекта | Наблюдение, косвенное руководство |
Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Выполнение и оформление проекта | Наблюдение |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов | Представление (защита) проекта с объяснением полученных результатов. | Представление проекта, самоанализ и оценка. | Направление процесса анализа. Оценивание. |