СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в процессе обучения географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по проектной деятельности на уроках географии в общеобразовательной школе. Поиск лучшего пути достижения результата в виде реального "продукта". Возможность получения модельной ситуации для поискоыв, проб, испытаний.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в процессе обучения географии»

Проектные задачи в процессе обучения географии



Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Широко используемые в начальной школе проектные задачи в средней школе, а особенно в процессе адаптации пятиклассников просто необходимы. Их постепенное преобразование в проекты происходит на рубеже 6 класса.

Проектная задача–это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Участвуя в решении проектных задач, учащиеся имеют возможность модельной ситуации осуществлять пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач, в разных, специально созданных ситуациях.

Определяя понятие «проектная задача», согласимся с точкой зрения А.Б. Воронцова, что проектная задача - это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся.

И.В. Жакулина дает похожее определение: «Проектная задача - это задача, которая в квазиреальной, квазимодельной ситуациях использует те общие способы, средства действия, которые дети формулируют в рамках учебных задач. То есть это перенос общих способов, средств действ - учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов).

Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие детей к выбору именно этой задачи. Учебная задача - всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть решена учащимися.

Это поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу. - конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно практическая задача может быть использована для выявления границ применения, освоенного способа действия, тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи. - творческая (олимпиадная) задача - это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, (как правило, спонтанно) пытается найти его сам. Но все эти виды задач не позволяют: научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации; стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знает до решения; содержательно мотивировать поиск решения в малой группе, оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации (в отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия способны задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов. А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы. Проектные задачи отвечают данным требованиям. Практика показала важность использования в процессе обучения не отдельных задач и проблем, а целостной их системы, объединенной определенными целями. Проектные задачи как раз носят именно системный характер. Выполнение проектной задачи носит групповой характер и задает общий способ проектирования с целью получения нового, до этого неизвестного результата. Анализ научно-педагогических исследований (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Клевцова, О.В. Раскина и др.) позволяет сделать вывод о том, что использование проектных задач в образовательном процессе способствовало появлению новой образовательной технологии - проектно-задачная технология обучения (ПЗТО). В этой технологии проектная задача выступает в качестве содержательного ядра (ведущего компонента) данной технологии.

Реализация технологии проектнозадачного обучения должна вывести школьников на функциональный уровень сформированности УУД, повысить эффективность образовательного процесса при одновременном усилении учебной мотивации учащихся в обучении. Для того чтобы включение системы проектных задач в образовательный процесс давало эффект, необходимы серьезные изменения в содержании и организации всего образовательного процесса (динамическое расписание, появление линии самостоятельной работы учащихся, другая система оценивания, разновозрастное сотрудничество и др.).

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия: Регулятивные УУД: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); Познавательные УУД: моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное); Коммуникативные УУД: проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.

Структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций. Проектная задача должна содержать в явном или скрытом виде набор (систему) действий или заданий. Количество заданий – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Учащимся предоставляется значительный объем материала, включающего описание ситуации, которая может быть представлена как в виде единого текста, так и в виде отдельных отрывков, зашумленных сведениями, не относящимися к конкретной ситуации.

Моделирование исходной ситуации позволяет провести анализ задачи и выделить в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом нужно подчеркнуть, что на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью коррекции полученных на этом этапе частных решений.

Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогами, отбор учебного содержания, составление расписания учебных занятий и т. д.

Примеры таких задач по географии:

Пример 1. Солнечная система В солнечный летний день 1 июля маленькие жители Луны Лунтик и Лучик, как положено детям, весело играли. Они смеялись, бегали и прыгали. И вдруг, взявшись за руки, прыгнули так высоко, что приземлились на планете Земля… Задание 1. Объясните, почему такое не могло произойти на Земле? Почему, как бы вы ни прыгали, вы приземляетесь на Землю?_________________________________________________________ И пошли два друга исследовать новую планету. Сначала они захотели выяснить ее размеры и решили обойти вокруг Земли. Задание

2. Сколько месяцев, дней, часов, минут будут идти друзья, чтобы обойти всю планету по экватору, если средняя скорость жителя Луны 20 км/ч, а двигаться они будут по 5 часов в день?______ Жители Земли рассказали Лунтику о Солнечной системе. И рассказали о планетах находящихся в ней. Задание

3. Расскажите друг другу о планетах солнечной системы. Очень понравилось Лунтику путешествовать и решил он написать рассказ о том где же находятся знаменитая планета Земля и его родина Луна. Задание

4 . Составьте письмо, используя данные слова: Галактика. Млечный путь. Солнечная система. Солнце. Планеты. Спутники. Кометы. Астероиды. Метеоры. Гелиоцентрическая система мира. Задание

5. (на дом) Смоделируйте космическую ракету (корабль) которая может долететь до других планет Солнечной системы. Предположите скорость вашего космического корабля и рассчитайте, за какой период времени вы долетите до каждой планеты.

Пример 2. «Лови ошибку географа» Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Записки юнги.

Наша задача заключалась в том, чтобы за короткое северное лето добраться из Владивостока до устья реки Лена. Мы пересекли Охотское море и достигли берегов острова Сахалин. На встречу, нам, дул северо-восточный пассат, он принес с собой огромные волны цунами. Когда море успокоилось, мы продолжили наше плавание. Спустя некоторое время мы обогнули остров Камчатка, который с запада омывается Беринговым морем достигнув город Петропавловск-Камчатский. Там мы сделали остановку на несколько дней. На Камчатке много вулканов и самый знаменитый из них это - Кракатау. Затем наш путь лежал через самый широкий Берингов пролив на берегу, которого находится поселок Уэлен. Ночи были очень длинные и темные, а дни короткие. На берегу материка росли большие, раскидистые деревья: дуб, вяз. В скором времени мы достигли устья реки Лена, воды которой впадают в Восточно-Сибирское море.

Пример 3

Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли. Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли» Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли» Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли» Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)

Литература.

1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

2. Букина Т. В. Формирование позновательных уневерсальных учебных действий на уроках географии. https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/01/15/formirovanie-poznavatelnykhuniversalnykh-uchebnykh-deystviy-na

3. Коваль Т. В. Примеры типовых задач по формированию УУД на уроках географии https://infourok.ru/primeri-tipovih-zadach-po-formirovaniyu-uud-na-urokah-geografii-732061.html 4. Мельник Г. С. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках географии https://e-koncept.ru/2016/46537.htm

5. Проектные задачи, их сущностные характеристики http://pdnr.ru/a20802.html

6. Сапожкова А. Ю., Бойко К. В., Козина Г. В, Клыгина Л. П., Ларькова В. Ф., Сборник разноуровневых заданий 6-9 кл. Вологда 2006 7. Чумакова Н. В. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках географии https://open-lesson.net/3608/