МБОУ «Павловская СШ»


Проектная работа учащихся на тему:
«Берегите птиц»
Выполнили учащиеся 6 класса: Ивенкова Полина
Руководитель проекта: Учитель биологии
Антипов Михаил Александрович
Фенино 2017год
Птицы дороги нам и тем, что они - часть родной природы. Они красивы, подвижны, а их звонкие и мелодичные песни оживляют наши леса, поля и сады. Птицы опыляют растения. Расселяют такие ценные породы деревьев как дуб и кедр.
Что же отличает птиц от других животных? Краткая характеристика птиц: это позвоночные, имеющие тело, покрытое перьями. Есть у птиц и другие признаки: птицы имеют роговой клюв, не более четырех пальцев на ногах, они дышат воздухом, а размножаются, откладывая и насиживая яйца.
Наука о птицах - орнитология.
Тема проекта: «Берегите птиц»
Цель проекта
Собрать сведения об исчезающих птицах Смоленской области из различных источников информации и оказать посильную помощь птицам.
Узнать, для чего нужна Красная Книга Смоленской области?
3. Каких птиц становится меньше?
4. Почему исчезают птицы?
Задача проекта
1. Познакомить с Красной Книгой Смоленской области.
2. Дать представления о птицах, занесенные в Красную Книгу Смоленской области.
3. Развивать умение самостоятельно получать и в доступной форме фиксировать новые знания.
4. Воспитывать бережное отношение к птицам
5. Формировать стремление к охране всего живого.
Практический результат:
1. Создание Красной книги исчезающих птиц Смоленской области
2. Выполнение творческих работ: написание сочинений, рефератов, создание газет, листовок, рисунков, кроссвордов и т.д.
3. Изготовление кормушек для птиц
4. Создание фотоальбома: « Берегите птиц!»
5. Выполнение слайдовой презентации: « Птицы – наши друзья!» или «Удивительные факты из жизни птиц»
6. Проведение праздника «Синичкин день».
Результаты (в соответствии с требованиями ФГОС)
1.Формировать умения работать со справочной литературой и поисковыми системами интернет.
2. Развивать коммуникативные способности, умение работать в группах и самостоятельно.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и животному миру.
4. Сформировать потребность самостоятельно добывать информацию.
5.Научить обучающихся навыкам анализа подобранного материала.
6.Формировать способность регулировать собственную деятельность направленную на познание значение бережливого отношения к птицам, оказание помощи птицам в зимний период.
7. Расширяются знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы.
8. Научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы.
Планируемые результаты деятельности
Личностные
• приобретение опыта коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи;
• формирование экологического сознания, выработка у обучающихся навыков природосберегающего поведения в повседневной жизни;
• развитие творческих качеств личностиобучающихся, необходимых для продуктивной исследовательской деятельности.
Метапредметные
• развитие способности регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;
• способность осуществлять информационный поиск, оценивать степень значимости источника;
• умение структурировать найденную информацию;
• проводить анализ найденной информации, делать выводы на основе совокупности отдельных фактов;
• развитие информационной и коммуникативной компетентности;
• развитие навыков использования средств ИКТ для сопровождения интеллектуальной деятельности, развития универсальных учебных действий.
Предметные
• формирование знаний о влиянии деятельности человека на состояние окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;
• воспитание экологической культуры • осознание целостности окружающего мира, освоение правил нравственного поведения в мире природы;
• уважительное отношение к России, к родному краю, природе нашей страны, к животному миру;
• развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Актуальность темы
Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?» (Э.Н. Голованова) |
Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как
Ж.Ж.Руссо, Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Современная концепция дошкольного воспитания (1989г.) показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: обучающиеся начинают чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.
Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию я считаю знакомство обучающихся с природными объектами ближайшего окружения.
Каких животных и птиц мы чаще всего видим в наших городах и лесах? Конечно, птиц. Здесь, в большом городе, пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. Поэтому за ними проще наблюдать, чем за большинством млекопитающих, которые скрываются в укромных местах. Значит, мы можем по птицам судить о состоянии природы вокруг нас. Птиц, чувствительных к загрязнению окружающей среды, например, аистов, становится все меньше. Зато растет количество видов легко приспосабливающихся к новым условиям, вроде витютеней. Это тревожный сигнал. Любителям природы бедственное ее положение хорошо известно. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за уничтожения природы. Ведь, как и птицы, мы питаемся тем, что растет на земле, как и им, нам нужны чистая вода и чистый воздух.
В нашей местности встречается более 115видов птиц, из них 15 видов занесены в Красную книгу. Но знаем ли мы их? Можем ли различать их по голосу, по пению? Сможем ли мы узнать даже знаменитую соловьиную трель? А наши
воспитанники, дети дошкольного возраста, имеют ли представления об удивительном мире птиц?
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа уже сама не могла залечить нанесенные ей раны. Сложившиеся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Именно к этому призвала Всемирная Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде, принявшая в 1992 году Рио-де-Жанейро «Повестку дня на 21 век»-программу работ на следующее столетие, предусматривающую гармоническое достижение двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мире. Для успешного выполнения этой программы недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экономических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. Поэтому именно в дошкольном возрасте, когда дети наиболее впечатлительны и восприимчивы важно формирование начал экологической культуры личности человека.
Проблема исследования: была выявлена в процессе рассматривания, книг, журналов, видеофильмов. Обучающимся задавалось большое количество вопросов, в связи с чем, стало понятно, что тема «Берегите птиц» у учащихся вызывает интерес. Именно в этот период у школьников происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в учащихся интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Гипотеза исследования: заключается в том, что некоторые птицы находятся на грани исчезновения и нуждаются в защите, поэтому их занесли в Красную Книгу Смоленской области.
Этапы проекта
1. подготовительный
– Обсуждение цели задач с учащимися
– Создание необходимых условий для реализации проекта.
– Обоснование предсказание путей реализации проекта.
2этап – основной
Выполнение проекта:
Рассматривание книг: «Они должны жить», «Птицы нашего края».
Беседа о птицах.
Разукрашивание птиц.
Лепка лебедя из природного материала (шишки).
5.Чтение художественной литературы : В.Биянки «Лесной хор».
6.Просмотр видеороликов «Берегите птиц»
7. Создание Красной Книги своими руками.
3этап – заключительный.
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
- Создание Красной Книги своей местности
-Выставка рисунков «Птицы наши друзья»
- участие в конкурсе поделок и аппликаций из природного материала
«В мире птиц!»;
- участие в конкурсе рисунков на тему «Птицы родного края» ,
«Берегите птиц» (рисунки – плакаты);
- изготовление кормушек
- викторина «Знатоки природы»;
- изготовление плаката «Берегите природу!»;
- Презентация «Берегите природу!»
«Что такое Красная и Чёрная Книга»?
- знакомство с птицами родного края родного края;
- беседы о редких растениях, о людях – защитниках природы, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе;
- сюжетно-ролевые игры: «Юный друг природы»;
- дидактические игры: «Что за птица?», «Где чей домик?», и др.;
- рассматривание иллюстраций, картин художников, наборов открыток;
- заучивание стихов, песен, пословиц о природе;
-
отгадывание загадок, ребусов и кроссвордов;
- чтение рассказов о животных М.Пришвина, В.Бианки и Др.
- участие в экологическом конкурсе рисунков, аппликаций, поделок;
-оформление плаката « Береги природу!»;
- проведение экологических праздников: « День птиц»;
- разработка перспективного плана по охране птиц
-Участвовали в викторине «Берегите природу!»
4этап: Презентация проекта
Мы любим и будем беречь нашу родную природу!
- Птицы - дети воздуха.
- Птицы могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
- Птицы - наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей.
- Птицы - это тайна и красота, без них нам не обойтись.
Перспектива дальнейшей деятельности вижу.
1. Поиск путей совершенствования решения проблемы:
Занятия-беседы с сотрудниками сельской библиотеки
Экскурсии в природу
Организация дня наблюдений за птицами.
Наблюдение за зимующими птицами
2. Экологическая тропа где имеются следующие объекты:
деревья с дуплом;
гнезда;
кормушки и т.д.
. участие в акциях по охране птиц.
3. Взаимосвязь с сельской библиотекой
9