СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектный подход для детей с ОВЗ

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектный подход для детей с ОВЗ»

Проектный подход к обучению на уроках технологии

для детей с ОВЗ.

Среди новых тенденций и подходов к преподаванию предметов в образовательных организациях становится наиболее актуальным метод проектов. Хотя первые размышления о методе появились в начале прошлого века. Данный метод решает задачи по формированию и развитию интеллектуальных способностей учащихся. Все чаще можно услышать мнения, что учебный проект — является самостоятельной исследовательской деятельностью ученика, которая должна иметь не только учебную, но научно-практическую значимость, хорошо осознаваемую как учителем — руководителем проекта, так и самим ребенком.

Действительно, если рассматривать данный проект, то можно обратить внимание, что в нем больше плюсов, чем минусов. А подходит ли данный метод для обучающихся с ограниченными возможностями?

Новые ФГОСы для детей с ограниченными возможностями здоровья ставят перед преподавателями новые задачи. Одна из них это создание обучающей среды, в которой ребенок самостоятельно будет добывать и обрабатывать всю полученную им информацию, уметь обмениваться ей с одноклассниками. На сегодняшний день преподаватель не должен только давать знания детям, но и учить поведению ребенка в обществе, оказать помощь в познании окружающего мира, научить ребенка быть востребованным в этом мире и не чувствовать себя «особенным», сделать его жизнь в школе интересной и увлекательной.

Как построить свою работу учителю, чтобы заинтересовать «особенных» детей и вовлечь их в познавательную деятельность, дать возможность высказаться и реализовать свой потенциал?

Именно метод проектов, я считаю, дает огромную возможность в решении этого вопроса.

  1. При использовании метода проектов исчезает ограничение во временных рамках. Так как работать над проектом можно и во внеурочное время.

  2. Осваивая данный метод, обучающиеся приобретают свой опыт в интеллектуальной деятельности.

  3. Обучающиеся учатся анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

  4. Работая над своими проектами, дети идут «от простого к сложному».

Учитывая все особенности детей данной категории появляются ограничения в работе над творческими проектами, но это не является причиной отказа от работы с детьми ОВЗ. Конечно работать с ними необходимо начинать в начальных классах, так как этот возраст является благоприятным для выявления творческих способностей и развития личности ребенка. В этом возрасте закладываются основы образовательной деятельности обучающихся. Но что если в начальных классах с детьми ОВЗ преподаватели не занимались проектной деятельностью, значит, время упущено и их уже не следует привлекать к данному виду деятельности? Нет, этого делать не стоит, ведь и в основной школе можно найти возможности для вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность. Если рассмотреть классификацию проектов, то их можно поделить на 5 видов и из этого многообразия можно выбрать тот, что подойдет к конкретному ребенку.

Виды проектов:

1)  практико-ориентированный проект;

2)  исследовательский проект;

3)  информационный проект;

4)  творческий проект;

5)  ролевой проект.

Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность, и это возможно при изучении программы образовательной области «Технология».

Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

Чтобы планировать свою деятельность, необходимо знать краткую характеристику детей с ОВЗ:

– неустойчивость внимания и восприятия;

– слабость запоминания;

– трудности аналитико-обобщающей мыслительной деятельности;

– повышенная утомляемость, быстрая истощаемость центральной нервной системы.

Для корректировки имеющихся недостатков у детей данной категории особую значимость имеет проектная деятельность на уроках технологии, которая позволяет:

– овладевать организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели;

– активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер;

– повышать личную уверенность каждого участника проектной деятельности, его самореализацию;

– развивать осознание значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий;

– возможность быстрой адаптации к новым видам деятельности в обществе, новом коллективе.

Моя цель состоит в необходимости подготовки и адаптации обучающихся с ОВЗ к самостоятельной жизни в социуме, помочь им осознать свою роль в этой жизни, роль созидателя своего дома, хранителя очага.

Для школьников с ОВЗ бывает сложно ориентироваться в задании, планировать свои действия, проводить контроль и оценку работы.

Дифференцированный подход к обучению заключается в создании адекватной системы педагогических требований, соответствующих возможностям данной категории обучающихся, а также адаптация общеобразовательной программы по предмету к возможностям и способностям детей с ОВЗ.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся при постановке задания. Более сильным ученикам предлагается больше различных идей, и они изготавливают более сложные изделия. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети изготавливают несложные изделия. У каждого обучающегося свой запланированный конечный результат. Важно, чтобы каждый обучающийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем и проект должен иметь практическое применение.

Проектная деятельность формирует у обучающихся:

– умения ставить и принимать задачу;

– планировать последовательность действий;

– выбирать необходимые средства и способы их выполнения;

– совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения;

– работать в коллективе;

– брать ответственность за результат деятельности на себя.

В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, развивается творческий потенциал.

На различных этапах организации проектной деятельности обучающихся с ОВЗ планируется достижение конкретных целей:

Развитие внимания возможно на начальном этапе проектной деятельности. С целью развития внимания использую мотивационный приём: постановка цели, показ практической значимости результатов труда. Необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на том, что они делают, для чего они это делают. Например, сшить фартуки для кабинета технологии или изготовить подарок.

Развитие умения планировать работу также возможно на начальном этапе проекта, планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ОВЗ. Поэтому при планировании работы по изготовлению изделия ставлю, например: вопрос: С чего начать работу?, Зачем нужен эскиз? Необходимо подвести обучающихся к осознанию о целесообразности начать изготавливать изделия с определённой операции.

Развитие восприятия возможно на основном этапе проектной деятельности. Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия, является сравнение, ученики устанавливают признаки различия и сходства, осуществляя, необходимую аналитическую деятельность, например: «Моделирование фартука, юбки», «Определение свойств различных видов тканей».

Развитие тонкой моторики возможно на всех этапах проектной деятельности. Тренирует пальцы рук работа с иглой при изучении различного вида стежков, вышивании, а также работа с бисером, вязание крючком, спицами, работа на швейной машине.

Учитывая быстрое утомление обучающихся, во время занятия чередую виды деятельности. (Связать цепочку крючком и пришить иглой к ткани.)

Развитие речи происходит на всех этапах проектной деятельности. В качестве стимуляции к повышению речевой активности, побуждаю учеников к самостоятельным высказываниям о предстоящей и проделанной работе; обсуждению образцов; о постановке целей проекта; защите готового изделия.

Развитие навыков сотрудничества осуществляется при изготовлении проектов в группах на всех этапах проектной деятельности. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности. Улучшается и общий психологический климат на уроках: девочки помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях.

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя.

Большую роль в работе с детьми с ОВЗ играет психолого-педагогическое сопровождение, в том числе и на уроках технологии.

Таким образом, целенаправленная работа по выполнению творческих проектов на уроках технологии, способствует развитию творческой активности детей с ОВЗ и позволяет корректировать имеющиеся у них отклонения в развитии, создавая условия для их социализации в обществе.


5