Программа
экологического воспитания школьников «Юный эколог»
Программа разработана в 2015 году,
срок реализации 5 лет,
возраст обучающихся 13-16 лет, дети дошкольного возраста
О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь всё в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Из опасного противника, которым она была на заре цивилизации, природа превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства. Поэтому важно экологическую культуру воспитывать с самого раннего детства, то есть воздействовать ни сколько на сознание детей, а на подсознание.
Актуальность:
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание.
Причина создания рабочей программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей дошкольного и школьного экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения , повышения их экологической грамотности и культуры.
Цель программы: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и школьного основного общего образования по познанию живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, придание педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Исполнители: воспитатели, учитель русского языка и литературы.
Объекты программы: дети дошкольного и школьного возраста, педагоги.
Задачи на дошкольной ступени:
Стимулировать к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
развитие исследовательских навыков, умений;
формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми).
на ступени средней школы:
научить детей охранять и беречь природу;
готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
развитие основ проектного мышления учащихся, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
развивать интерес к практической деятельности по решению проблем окружающей среды местного значения.
1. Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития.
Цель дошкольного образования | Цель среднего образования |
Экологическое развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека. | Продолжить общее развитие детей по экологии с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков (мотивации, способов и типов общения). |
2. Создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения "сквозных” линий, использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей.
3. Технологическая – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.
- разработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и среднем звене, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: личностно-ориентированному обучению. Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно - практической деятельности, т. е. руководство деятельностью среднего звена школы должно осуществляться с использованием методов и приемов дошкольного воспитания.
4. Психологическая - совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных особенностей:
учет возрастных особенностей
снятие психологических трудностей,
обеспечение достаточной двигательной активностью;
общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие;
обучение на интегративной основе, связь знаний с повседневной жизнью;
использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях.
Основания для осуществления преемственности дошкольного и среднего школьного образования.
Экологическое развитие детей;
Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;
Умственные и нравственные способности учащихся;
Сформированность их творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития;
Развитие коммуникативности, т. е. умения общаться с взрослыми и детьми.
Режим занятий:
Встречи проводятся два раза в месяц по 40 минут. Однако возможны выходы на изучаемые объекты экскурсии, акции в дополнительное время.
Сроки реализации: Данная программа рассчитана на один учебный год, предполагает дальнейшую непрерывную работу с более подробным изучением поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов.
Формы, методы обучения:
Деловые, сюжетно – ролевые игры;
рефераты; беседы;
викторины;
компьютерные технологии;
опытно – исследовательские, практические работы;
анализ, синтез, сравнение, установление причинно- следственных связей;
проектные работы;
проблемный подход;
акции;
пропаганда экологических знаний
листовки, газеты.
Ожидаемые результаты:
целостный педагогический процесс
повышение уровня экологической грамотности;
внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения;
практические мероприятия: участие в конкурсах, акциях, интеллектуальных играх.
На основании созданной программы составляется перспективный план работы и план на учебный год.
месяц | Планируемая работа |
Сентябрь | Акция «Посади дерево». Защита проектов «Растения ЯНАО». |
октябрь | Акция «Вырасти себе друга». Сюжетно – ролевая игра «Исследователи» |
ноябрь | Уборка территории детского сада от снега. Строительство снежного городка для детей детского сада. |
декабрь | Акция «Птичья столовая». Защита проектов «Животные Арктики». |
январь | Выставка рисунков «В лесу родилась елочка». Конкурс чтецов о природе родного края. |
февраль | Опытно – исследовательская деятельность «Воздух» Опытно – исследовательская деятельности «Вода» |
март | Животные ЯНАО; животные во время ВОв. Оформление стенгазеты «Берегите лес, водоемы» |
апрель | Проект «Зеленый детский сад». Растения, животные ЯНАО занесенные в красную книгу. |
май | Акция «Защита насекомых, цветов». Досуг в форме КВН «Знатоки природы». Создание газеты, презентации по итогам встреч. |
Используемая литература
1. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч) Авт.-сост.С.А. Цабыбин.- Волгоград: Учитель, 2005.
2. Воспитание = семья +школа. Книга для педагогов и родителей. Серия «Семья + школа». Выпуск 1. – Нижний Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2002.
3. Классный руководитель М.: №7, 2006. №3, 2007.
4. Словарь современных форм воспитательной работы // 2001. №10
5. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа.
5-11 классы.-М.: ВАКО, 2006.
6. Справочник заместителя директора по воспитательной работе /сост. Л.В.Голубева, Г.П.Попова.- Волгоград: Учитель, 2007.
7.Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе/ Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004