Программа
Курс по выбору «Теория пределов»
для 11 класса общеобразовательной школы, классов естественно-математического направления
Автор - составитель: Миллер И.Г.
учитель математики,
высшей квалификации
первой категории
Пояснительная записка
Курс по выбору «Теория пределов» предназначен для учащихся, выбравших для себя те области деятельности, в которых , математика играет роль аппарата, специфического средства для изучения закономерностей окружающего мира.
Начало изучению понятия предела в школьном курсе положено при изучении темы «Производная», где учащиеся знакомятся с понятием предела функции в точке. В курсе «Теория пределов» учащимся предстоит изучить теорию предела на более общей основе, с необходимой глубиной и строгостью, что позволит расширить круг приложений теории пределов к решению теоретических и практических задач.
Понятие предела вместе с понятием функции составляют основу математического анализа.
Цель обучения «Теории пределов» для старшей ступени школы естественно- математического направления заключается в том, чтобы научить учащихся определять числовые последовательности, находить бесконечно малые и бесконечно большие величины, проводить арифметические действия над переменными величинами; формировать умение корректно проводить экспериментальную работу результатам вычислений, исследований; сформировать способность к самообразованию.
Задача курса «Теории пределов» состоит в обеспечении базы для изучения смежных предметов, а также особенностей применения теоретических методов для решения упражнений в области математического анализа.
Курс «Теории пределов» для классов естественно-математического направления способствует овладению общими научными и интеллектуальными умениями.
Требования к уровню подготовки учащихся, выбравших курс
«Теория пределов»
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
- иметь представление о пределе числовой функции;
- понятие бесконечно малой и бесконечно большой величины;
- теорему о пределах;
- неопределенность вида
, неопределенность вида
;
- определение возрастающей и убывающей функций;
- неравенство Бернулли,
- натуральные логарифмы и модуль перехода;
- понятие стягивающейся последовательности;
- теорему Больцано – Вейерштрасса.
уметь:
- показать, что числовая последовательность с общим членом имеет или не имеет предел;
- составлять последовательность по условию;
- находить бесконечно малые и бесконечно большие величины;
- находить примеры возрастающих, убывающих и колеблющихся переменных, имеющих конечные пределы;
- находить пределы переменной;
- находить пределы последовательности;
- составлять рекуррентную зависимость между значениями хп+1 и хп;
- находить приближенные значения е;
- строить последовательности вложенных отрезков;
- определять сходящиеся и расходящиеся последовательности;
- определять односторонние пределы;
- приводить примеры монотонных и немонотонных величин;
Содержание учебного материала
1.Числовая последовательность. Предел последовательности.
Числовая последовательность: общий член последовательности, заданная последовательность, предел числовой последовательности, сходящаяся последовательность.
Бесконечно малые и бесконечно большие величины.
Бесконечно малая величина, разложение переменной на сумму предела и бесконечно малой величины; бесконечно большая величина, бесконечный предел, положительные и отрицательные величины.
Основные теоремы о пределах.
Возрастающий и убывающий пределы, единственность предела, предельный переход в равенствах, предельный переход в неравенствах, сжатие переменной, ограниченный и конечный пределы.
Арифметические действия над переменными величинами.
Произведение и разность бесконечно малых величин; алгебраическая сумма и произведение и частное переменных, имеющих конечный предел.
Особые случаи пределов и неопределенности.
Случаи вычисления пределов, неопределенность вида
, неопределенность вида
.
Монотонная переменная и ее предел.
Возрастающая и убывающая в строгом смысле переменная, теорема о монотонной переменной.
Число е.
Неравенство Бернулли, натуральные логарифмы и модуль перехода.
Теоремы о вложенных отрезках.
Стягивающаяся последовательность.
Частичные последовательности.
Частичная последовательность или подпоследовательность, теорема Больцано – Вейерштрасса.
Предел функции.
Определение последовательности «на языке
», предел многочлена, предел в точке слева и предел в точке справа, односторонний предел, бесконечный предел, геометрическое истолкование предела функции.
Распространение теорем о пределах на случай произвольных функций.
Существование предела тригонометрических и логарифмических функций.
Монотонная функция и ее предел.
Возрастающая ( убывающая ) функция в строгом смысле.
Сравнение бесконечно малых и бесконечно больших.
Бесконечно малая высшего (низшего) порядка, бесконечно малая
одного порядка, зквивалентные малые, бесконечно малая
к-го порядка, зквивалентные малые.
Тематическое планирование учебного материала
(1 час в неделю, всего 17 часов)
№ | Тема | кол-во часов |
1 | Числовая последовательность. Предел последовательности Решение упражнений | 1 |
2 | Бесконечно малые величины Бесконечно большие величины Нахождение бесконечно малых и бесконечно больших величин | 1 |
3 | Основные теоремы о пределах | 1 |
4 | Арифметические действия над переменными величинами | 1 |
5 | Особые случаи пределов и неопределенности | 1 |
6 | Монотонная переменная и ее предел | 1 |
7 | Число е | 1 |
8 | Теоремы о вложенных отрезках | 1 |
9 | Частичные последовательности | 1 |
10 | Предел функции | 1 |
11 | Распространение теорем о пределах на случай произвольных функций | 1 |
12 | Монотонная функция и ее предел | 1 |
13 | Сравнение бесконечно малых и бесконечно больших | 1 |
14 | Решение упражнений | 3 |
Формы контроля уровня достижения учащихся
Список использованной литературы
1. Бохан К.А., Егорова И.А., Лащенов К.В.
Курс математического анализа. Т.1.
М., «Просвещение», 1972
2. Крамор В.С.
Алгебра и начала анализа
М., «Высшая школа», 1981
3. Новоселов С.И.
Специальный курс элементарной алгебры
М, Просвещение, 1951
4. Глейзер Г.Д.
Алгебра и начала анализа
(учебное пособие для 9-11 классов сменной школы)
М. «Просвещение», 1985
6