Возраст обучающихся: 9-10 лет (3 класс).
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов: 34.
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
• развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать
• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить
• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
• формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)
2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта).
4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
В проектной деятельности ребёнок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребёнку делать для себя открытия, учиться для себя ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ребёнок больше узнаёт о себе, о своих возможностях, и развивает способности, формирует свою компетенции: информационную, мыслительную, деятельную, коммуникативную.
После защиты проекта рекомендуется оценивать сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений учащихся. В ходе самоанализа происходит оценка своих поступков и переживаний.
Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в курсе «Путь к грамотности» - русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная), а также интерес к русскому языку.
и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
предметное содержание и условия деятельности в речи.
№ урока | Дата проведения | Тема занятия | Тип занятия | Технологии | Решаемые проблемы | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) |
ЧАСТИ РЕЧИ (9 ч) |
1 | 1-4.09 | Проекты дают знания | Актуализация знаний | Здоровье - сбережения, обучения в сотрудничестве, полного усвоения, личностно ориентированного обучения | Что такое проект? Для чего нужны проекты? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, относящихся к проекту (проект, тема, цель, задачи, гипотеза, информация, исследование, продукт, презентация), способов проектирования — исполнение роли библиографа; эксперимент и лингвистическое исследование; оценка и отметка; игра «Крестики-нолики» в интеллектуальном тренинге |
2 | 7-11.09 | В гостях у частей речи | «Открытие» нового знания | Здоровье - сбережения, проектного обучения, проблемного обучения, полного усвоения | Как формулировать цели и задачи проекта? Зачем слова распределили по частям речи? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проект, тема, методы исследования через эксперимент и поисковик; разработка коллективного проекта «Части речи»; интеллектуальный тренинг |
3 | 14-18.09 | Все, что существует | «Открытие» нового знания | Здоровье - сбережения, развивающего обучения, полного усвоения, игровые | Как распределить обязанности в группе при выполнении проекта? Какие бывают информационные продукты проекта? Паспорт имени существительного | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: информационный стенд, карточка участника проекта, паспорт, актуальность, поиск информации, частотность части речи, постоянные и непостоянные признаки части речи; разработка группового проекта «Паспорт имени существительного»; интеллектуальный тренинг |
4 | 21.09-25.09 | Прилагательное | Построение системы знаний (общеметодологическая напраленность) | Здоровье - сбережения, полного усвоения, обучения в сотрудничестве, проектного обучения | Как разрабатывать проект? Паспорт имени прилагательного | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: актуальность, поиск информации, частотность части речи, постоянные и непостоянные признаки части речи; разработка группового проекта «Паспорт имени прилагательного»; морфологическая задачка «Приключения Буратино»; интеллектуальный тренинг |
5 | 28.09.-2.10 | Глагол | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Здоровье - сбережения, игровые, полного усвоения, информаци онно-образо вательные | В чем отличие информационных продуктов от творческих? Паспорт глагола | Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию этапов и понятий проекта: актуальность, информационный и творческий продукт, постоянные и непостоянные признаки части речи; разработка группового проекта «Паспорт глагола»; мини-тест и интеллектуальный тренинг; творческий продукт проекта: сказка-загадка «Жизнь сказочного героя» |
6 | 5.10-9.10 | Местоимение. Имя числительное. Наречие | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Здоровье- сбережения, полного усвоения, развивающего обучения, информационно-образовательные | Что такое критерии оценки проектных работ? Паспорт для самостоятельных частей речи | Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию этапов и понятий проекта: источник информации, информационный продукт, критерии оценки проектных работ; разработка группового проекта; информационный продукт «Паспорт для самостоятельных частей речи»; творческий продукт «Числительные в поговорках и фразеологизмах»; интеллектуальный тренинг, викторина |
7 | 12-16.10 | Служба частям речи | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Здоровье - сбережения, проблемного обучения, игровые, обучения в сотрудничестве | Как подготовиться к выступлению на защите проекта? Кому и как служат служебные части речи? | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: план выступления на защите проекта (устный и письменный); сравнение — метод исследования; самостоятельные и служебные части речи; подготовка выступления на защите проекта, мини-тест; групповая работа по сбору информации к проекту; интеллектуальный тренинг, викторина |
8 | 19.10-23.10 | Для чего нужна морфология? | Отработка умений и рефлексия | Здоровье- сбережения, полного усвоения, обучения в сотрудничестве | Как обобщить собранную информацию? Для чего нужна морфология? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: анализ и обобщение, предзащита проекта, требования к презентации проекта; работа по толковому словарю, мини-тест, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг |
9 | 26-30.10 | Защита проектов по морфологии | Обобщение и развивающий контроль | Здоровье- сбережения, игровые, полного усвоения, | Что узнали и чему научились с помощью проектов? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии контрольного типа и деятельностных способностей, способностей к систематизации материала: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита индивидуальных и групповых проектов по морфологии; презентация творческих и информационных продуктов: рисунков, стихотворений, песен о любимой части речи, паспортов частей речи; защита групповых проектов |
СОСТАВ СЛОВА (12ч) |
10 | 9.11-13.11 | Из чего состоят слова? | «Открытие» нового знания | Здоровье- сбережения, игровые, полного усвоения, проектного обучения | Что такое самоанализ? Из чего состоят слова? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — самоанализ, мыслительные, информационные, деятельностные, коммуникативные умения, морфемика, тематика проектов по морфемике; работа по толковому словарю; проблемные вопросы, проблемная ситуация; интеллектуальный тренинг |
11 | 16-20.11 | Зрим в корень! | «Открытие» нового знания | Здоровье- сбережения, полного усвоения, проблемного обучения | Что такое наблюдение как метод исследования? Почему корень слова называется корнем? | Формирование деятельностных способностей при исследовании состава слова; формирование понятий: наблюдение (описание, измерение, сравнение), дедукция как метод познания; лингвистический анализ с помощью толкового, фразеологического, словообразовательного словарей; игра «Родственные слова»; интеллектуальный тренинг |
12 | 23-27.11 | Окончание и основа | «Открытие» нового знания | Здоровье- сбережения, проблемного обучения | Какие бы- вают помощники в работе над проектом? Зачем нужны окончания? Чем отличается окончание от основы? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — сравнение, индукция, омонимы, антонимы; мини-тест, работа толковым и лингвистическим словарями; поисковик, интеллектуальный тренинг |
13 | 30-4.12 | Слово о префиксах | «Открытие» нового знания | Здоровье - сбережения, развивающего обучения | Зачем проводить эксперименты? О чем могут рассказать префиксы (приставки)? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — префикс, [эксперимент; работа с толковым и лингвистическим словарями; поисковик, работа в группах; викторина «Что могут приставки?», интеллектуальный тренинг |
14 | 7-11.12 | Пристав ки-труже ницы | Построение системы знаний (обще методологическая направленность) | Здоровье- сбережения, развивающего обучения, обучения в сотруд- ничестве, проектного обучения | Что такое индукция? Какие бывают приставки, зачем их нужно знать? | Формирование деятельностных способностей к структурирован) и систематизации материала: индукция, неизменяемые, изменяемые и иноязычные приставки |
15 | 14-18.12 | Говорящие суффиксы | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Здоровье- сбережения, полного усвоения, проектного обучения | Как компьютер может стать помощником в разработке проекта? Что могут рассказать суффиксы о слове? | Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации изученного материала: компьютер, системный блок, монитор, клавиатура, мышка, звуковые колонки, принтер, сканер, информационный продукт; словообразующие и формообразующие суффиксы; разработка коллективного проекта «Суффиксы частей речи» с помощью методов индукции и дедукции; работа с толковым словарем, мозговой штурм; интеллектуальный тренинг |
16 | 21-30.12 | Суффиксы существительных | Исследование | Здоровье- сбережения, полного усвоения, проектного обучения | Как пользоваться программой Microsoft Word? Суффиксы частей речи | Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к структурированию и систематизации материала: компьютер, программа Microsoft Word, анализ, синтез, информационный продукт; разработка группового проекта «Суффикс ы существительных» в ходе симпозиума; работа с толковым словарем; интеллектуальный тренинг |
17 | 11-15.01 | Суффиксы прилагательных | Исследование | Здоровье- сбережения, полного усвоения, проектного обучения | Как использовать методы анализа и синтеза информации? Суффиксы частей речи | Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к обобщению теоретической информации: компьютер, порядок работы в программе Microsoft Word, анализ, синтез, информационный продукт; разработка группового проекта «Суффиксы прилагательных» в ходе симпозиума; интеллектуальный тренинг |
18 | 18-22.01 | Суффиксы глаголов | Исследование | Здоровье- сбережения, полного усвоения, личностно ориенти-рованного обучения | Как создать информационный продукт? Суффиксы частей речи | Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к структурированию и систематизации материала: компьютер, порядок работы в программе Microsoft Word, методы исследования — анализ, синтез; информационный продукт; разработка группового проекта «Суффиксы глаголов* в ходе симпозиума; создание информационного продукта; интеллектуальный тренинг |
19 | 25-29.01 | Интерфикс и постфикс | «Открытие» нового знания | Здоровье- сбережения, полного усвоения, личностно ориенти рованного обучения | Как разработать мини-проект? Для чего нужны интерфикс и постфикс? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — тема проекта, проблема, цель, задачи, методы исследования, поиск информации, пластический образ, творческий продукт; план выступления на защите проекта (устный и письменный); разработка мини-проекга «Интерфикс и постфикс»; работа с толковым словарем; мини-тест, поисковик, интеллектуальный тренинг |
20 | 1.02-5.02 | Слова замаскировались | Отработка умений и рефлексия | Здоровье- сбережения, полного усвоения, личностно ориенти рованного обучения | Какие существуют требования к защите проекта? Практический разбор слов | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы, систематизация знаний: критерии оценки проектных работ, требования к презентации проекта, морфемы слова; предзащита проекта; морфемный разбор слов в форме игры «Слова замаскировались» |
21 | 8-12.02 | Защита проектов по морфе- мике | Обобщение и развивающий контроль | Здоровье- сбережения, полного усвоения, личностно ориенти рованного обучения | Что узнали и чему научились с помощью проектов? | Формирование рефлексивных и деятельностных способностей к систематизации изученного материала: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита групповых проектов; презентация творческих и информационных продуктов — суффиксы частей речи, плакаты с творческими заданиями; вопросы проектантам и оценка проектных работ |
ПРАВОПИСАНИЕ (13 ч) |
22 | 15-19.02 | Где прячутся ошибки | «Открытие» нового знания | Здоровье- сбережения, полного усвоения, личностно ориенти рованного обучения | Зачем нужен самоанализ? Зачем нужно знать орфограммы? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — самоанализ, орфография, тематика проектов по орфографии, орфограммы, слабая и сильная позиции, ассоциации; работа с толковым словарем; поиск информации в ходе игры «Я знаю орфограмму»; интеллектуальный тренинг |
23 | 22-26.02 | Самоинструкция | Исследование | Здоровье - сбережения, полного усвоения, проектного обучения | Зачем и где нужны алгоритмы? Создание алгоритма грамотности | Формирование у учащихся исследовательских и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: алгоритм, синтез, анализ, фонетика, морфология, морфемика, орфография, графика; работа с толковым словарем; алгоритм — порядок действий; разработка коллективного проекта «Алго-ритм грамотности»; создание творческого продукта — опорного конспекта |
24 | 29-4.03 | Орфо граммы в стихах | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Здоровье- сбережения, полного усвоения, проектного обучения | Как организовать работу в группе при разработке проекта? Собрать коллекцию орфограмм в поэтической форме | Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: рифма, размер стиха, способ рифмовки, проверяемые и непроверяемые орфограммы; разработка группового проекта «Проверяемые орфограммы в стихах и песнях»; исследование, создание творческого продукта, интеллектуальный тренинг |
25 | 7-11.03 | Что нельзя проверить? | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Здоровье- сбережения, полного усвоения, игровые, проектного обучения | Что такое индукция и дедукция как методы исследования? Какие орфограммы относятся к непроверяемым? | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: индукция и дедукция, информационный продукт; разработка группового проекта «Непроверяемые орфограммы»; викторина, интеллектуальный тренинг; создание информационного продукта |
26 | 14- 18.03 | Этимология | «Открытие» нового знания | Здоровье- сбережения, полного усвоения, проектного обучения | Способы объяснения и запоминания написания непроверяемых орфограмм | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — этимология, словарные слова; этимология — раздел русского языка; работа с толковым, этимологическим словарями, словарем иностранных слов; поисковик, работа в группах; создание творческого продукта — словарного лото «Календарь природы»; интеллектуальный тренинг |
27 | 31-8.04 | Школа эйдетики | «Открытие» нового знания | Здоровье- сбережения, полного усвоения, проектного обучения | Способы запоминания информации | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — лото, карточки со словами, эйдетика, образная память, ассоциация, аналогия; игра в словарное лото «Календарь природы»; особенности школы эйдетики; развитие образной памяти в играх «Ожившие цифры», «Лови мяч — дари ассоциацию», «Раз, два, три — замри!»; создание информационного продукта проекта |
28 | 11-15.04 | Образ слова | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Здоровье- сбережения, проблемного обучения | Как школа эйдетики помогает мыслить? Как создать тематический словарь «Ассоциации для словарных слов»? | Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: школа эйдетики, ассоциация, обозначение слабой и сильной позиций; работа с толковым словарем; игры на развитие образной памяти «Пантомима», «Геометрические фигуры вокруг нас»; разработка коллективного проекта «Ассоциации для словарных слов»; создание творческого продукта — тематического словаря слов с непроверяемыми написаниями |
29 | 18 -22.04 | Цепочки ассоциаций | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Здоровье- сбережения, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве | В чем польза ассоциаций? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятия — ассоциация, алгоритм работы; игры на развитие логического мышления и двигательной памяти «Цепочка слов», «Актер театра»; разработка коллективного проекта «Ассоциации для словарных слов», алгоритм работы; работа с этимологическим словарем; создание творческого продукта — тематического словаря слов с непроверяемыми написаниями |
30 | 24-29.04 | Стоп! Перенос! | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Здоровье- сбережения, полного усвоения, личностно ориентированного обучения | Виды творческого продукта. Зачем и как нужно переносить слова? | Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: гипотеза, слог, гласный, дефис, тире, правила переноса; школа эйдетики; игры на развитие слуховой и тактильной памяти «Разгадай звуки», «Что в мешочке?»; разработка коллективного проекта «Перенос слова»; создание творческого продукта — песни; интеллектуальный тренинг |
31 | 3.05-6.05 | Предлоги и приставки | Построение системы знаний (общеметодологическая направленность) | Здоровье- сбережения, полного усвоения, личностно ориентированного обучения | Использование различных методов исследования при разработке проекта. Чем отличаются предлоги от приставок? | Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: образ слова, образ буквы, алгоритм, сравнение, индукция, план выступления (устный и письменный); школа эйдетики; игры на развитие образной памяти «Слова спрятались в одежде», «Живые буквы»; подготовка к защите проектов; интеллектуальный тренинг |
32 | 10-13.05 | Пишем раздельно | Отработка умений и рефлексия | Здоровье- сбережения, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проектного обучения | Что пишется раздельно? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: критерии оценки проектной работы, советы по выступлению; школа эйдетики; игры на развитие двигательной и речевой памяти «Что вокруг нас?», «Всё сначала»; создание творческого продукта — танца в стиле «рэп»; предзащита групповых проектов |
33 | 16-20.05 | Защита проектов по правописанию | Защита проектов по правописанию | Здоровье- сбережения, полного усвоения, проектного обучения | Что узнали и чему научились с помощью проектов? | Формирование рефлексивных и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний и способов действия: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита групповых проектов; презентация творческих и информационных продуктов - сказок, песен, танцев, стихов, алгоритма грамотности; вопросы проектантам и оценка проектных работ |
34 | 23-30.05 | Конкурс «Что написано пером, того не вырубишь топором» | Обобщение и развивающий контроль | Здоровье- сбережения, полного усвоения, личностно ориентированного обучения | Чему научились на занятиях курса «Путь к грамотности»? | Формирование рефлексивных и деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: праздник, посвященный русскому языку; применение полученных знаний на практике в ходе конкурсной программы |
1. Новый орфографический словарь-справочник русского языка/ Отв. ред. В.В. Бурцева. М., 2010
2. Ожегов С. И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2009.
3. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку 2-4 классы.
4. Русский орфографический словарь/ Отв. ред. В.В. Лопатин. М., 2011.
5. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки.- М.: АСТ: Астрель; Хранитель, 2009.
6. Григорян Л.Т. Язык мой-друг мой. М.: Просвещение, 2008.
7. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 кл. М.: Айрис-пресс, 2010.