СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Путь к грамотности" для 3 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Курс «Путь к  грамотности» предназначен для работы с учащимися 3 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности, исследуя понятия, явления русского языка. Предлагается проводить в течение  учебного года 34 занятия (один раз в неделю).

Курс «Путь к  грамотности» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Путь к грамотности" для 3 класса.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 37

городского округа Тольятти


Рассмотрена на заседании МО

учителей начальных классов

и рекомендована к утверждению

Руководитель МО

_________Ю.В. Витвинская

Протокол № ____от ________


Согласована:

Заместитель директора по ВР

___________ М.Г. Цыганова

Утверждаю:

Директор МБУ лицея № 37

_______Р.М. Абушахманов

Приказ № ____от ________





Программа курса

«Путь к грамотности»


(общеинтеллектуальное направление)



Тип программы - модифицированная

Возраст обучающихся: 9-10 лет (3 класс).

Срок реализации программы: 1 год.

Количество часов: 34.

Составитель: Быкова Надежда Нойевна

учитель начальных классов








Тольятти

2015/2016 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися 3 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности, исследую понятия, явления русского языка. Предлагается проводить в течение учебного года 34 занятия (один раз в неделю).


Цели курса: формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность, как самостоятельно, так и в группе; определять значимые проблемы и решать их; научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развивать у них творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.


Основные задачи:

• развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать

и опровергать, делать несложные выводы;

• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить

умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;

• развитие познавательной активности и самостоятельной

мыслительной деятельности учащихся;

• формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


Занятия данного курса представлены различными формами работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др.

В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.

Доклад - это устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой). В докладе могут быть представлены сообщения автора, которые , которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

Реферат - это доклад на определённую тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.

Исследование (исследовательская работа) - это изучение чего – либо с целью решения определённой задачи и получения какого – либо результата.

Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.


Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.

После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо следующее:

1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)

2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта).

3.Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части).

4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.

5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.

Введение – это часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы её проверки.

Основная часть - это описание поэтапного решения задач.

Можно использовать фразы –клише:

«Я начал свою работу с тог, что…

Потом я приступил…

Я завершил работу тем, что…

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план)…

План моей работы был нарушен, потому что…

Мне удалось достичь цели проекта, потому что…»

Заключение - это заключительная часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, и что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.


В проектной деятельности ребёнок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребёнку делать для себя открытия, учиться для себя ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ребёнок больше узнаёт о себе, о своих возможностях, и развивает способности, формирует свою компетенции: информационную, мыслительную, деятельную, коммуникативную.

В данном курсе используются такие формы работы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.

Важной особенностью курса стала методика, получившая название «школа эйдетика». Это мостик между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего школьника. Как показала практика, приёмы эйдетики способствуют мягкому переходу с одного уровня сложности на другой.

После защиты проекта рекомендуется оценивать сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений учащихся. В ходе самоанализа происходит оценка своих поступков и переживаний.

Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в курсе «Путь к грамотности» - русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная), а также интерес к русскому языку.


Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.


Личностные, метапредметные результаты освоения курса

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Метапредметным результатом изучения курса в 3 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать

и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать

предметное содержание и условия деятельности в речи.































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


урока

Дата проведения

Тема занятия

Тип занятия

Технологии

Решаемые проблемы

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

ЧАСТИ РЕЧИ (9 ч)

1

1-4.09

Проекты дают знания

Актуализация знаний

Здоровье - сбережения, обучения в сотруд­ничестве, полного усвоения, личностно ориенти­рованного обучения


Что такое проект?

Для чего нужны про­екты?

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятий, от­носящихся к проекту (проект, тема, цель, задачи, гипотеза, информация, исследование, продукт, презентация), способов проектирования — исполнение роли библиографа; эксперимент и лингвистическое исследование; оценка и отметка; игра «Крести­ки-нолики» в интеллектуальном тренинге

2

7-11.09

В гостях у частей речи

«Открытие» нового знания

Здоровье -

сбережения,

проектного

обучения,

проблемного

обучения,

полного

усвоения

Как фор­мулировать цели и зада­чи проекта? Зачем слова распреде­лили по ча­стям речи?

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации но­вых знаний: проект, тема, методы исследования через эксперимент и поисковик; разработка коллек­тивного проекта «Части речи»; интеллектуальный тренинг

3

14-18.09

Все, что существует

«Открытие» нового знания

Здоровье - сбережения, развивающе­го обучения, полного усвоения, иг­ровые

Как рас­пределить обязанности в группе при выполнении проекта? Какие быва­ют инфор­мационные продукты проекта? Паспорт имени су­ществитель­ного

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: информационный стенд, карточка участника проек­та, паспорт, актуальность, поиск информации, частотность части речи, постоянные и непостоян­ные признаки части речи; разра­ботка группового проекта «Пас­порт имени существительного»; интеллектуальный тренинг

4

21.09-25.09

Прилагательное

Построение системы знаний (общеметодологическая напраленность)

Здоровье - сбережения, полного усвоения, обучения в сотруд­ничестве, проектного обучения


Как разра­батывать проект? Паспорт имени при­лагатель­ного

Формирование у учащихся дея­тельностных способностей и спо­собностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: актуальность, поиск информации, частотность части речи, постоянные и непосто­янные признаки части речи; разработка группового проекта «Паспорт имени прилагательно­го»; морфологическая задачка «Приключения Буратино»; ин­теллектуальный тренинг


5

28.09.-2.10

Глагол

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Здоровье -

сбережения,

игровые,

полного

усвоения,

информаци­

онно-образо­

вательные

В чем отли­чие инфор­мационных продуктов от твор­ческих? Паспорт глагола

Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию этапов и по­нятий проекта: актуальность, ин­формационный и творческий про­дукт, постоянные и непостоянные признаки части речи; разработка группового проекта «Паспорт гла­гола»; мини-тест и интеллектуаль­ный тренинг; творческий продукт проекта: сказка-загадка «Жизнь сказочного героя»

6

5.10-9.10

Местоиме­ние. Имя числитель­ное. Наре­чие

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Здоровье- сбережения, полного усвоения, развивающе­го обучения, информаци­онно-образо­вательные

Что такое критерии оценки проектных работ? Пас­порт для са­мостоятель­ных частей речи

Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию этапов и понятий проекта: источник информации, информационный продукт, критерии оценки про­ектных работ; разработка группо­вого проекта; информационный продукт «Паспорт для самостоя­тельных частей речи»; творческий продукт «Числительные в пого­ворках и фразеологизмах»; интел­лектуальный тренинг, викторина

7

12-16.10


Служба ча­стям речи

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Здоровье - сбережения, проблемного обучения, иг­ровые, обуче­ния в сотруд­ничестве

Как под­готовиться к выступ­лению на защите проекта? Кому и как служат слу­жебные ча­сти речи?

Формирование у учащихся дея­тельностных способностей и спо­собностей к структурированию и систематизации изучаемого ма­териала: план выступления на за­щите проекта (устный и пись­менный); сравнение — метод исследования; самостоятельные и служебные части речи; под­готовка выступления на защите проекта, мини-тест; групповая работа по сбору информации к проекту; интеллектуальный тренинг, викторина

8

19.10-23.10


Для чего нужна морфоло­гия?

Отработка умений и ре­флексия

Здоровье- сбережения, полного усвоения, обучения в сотрудни­честве

Как об­общить собранную инфор­мацию? Для чего нужна мор­фология?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии кор­рекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: анализ и обобщение, предзащита проекта, требования к презентации проекта; работа по толковому словарю, мини­-тест, мозговой штурм, интеллек­туальный тренинг

9

26-30.10

Защита проектов по морфо­логии

Обобщение и развиваю­щий контроль

Здоровье- сбережения, игровые, пол­ного усвое­ния,

Что узна­ли и чему научились с помощью проектов?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии кон­трольного типа и деятельностных способностей, способностей к систематизации материала: тема проекта, цель, задачи, гипо­теза, методы исследования, акту­альность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита индивидуальных и груп­повых проектов по морфологии; презентация творческих и инфор­мационных продуктов: рисунков, стихотворений, песен о любимой части речи, паспортов частей речи; защита групповых проектов

СОСТАВ СЛОВА (12ч)

10

9.11-13.11

Из чего состоят слова?

«Открытие» нового знания

Здоровье-

сбережения,

игровые,

полного

усвоения,

проектного

обучения

Что такое само­анализ?

Из чего со­стоят слова?

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — само­анализ, мыслительные, инфор­мационные, деятельностные, коммуникативные умения, морфемика, тематика проектов по морфемике; работа по тол­ковому словарю; проблемные вопросы, проблемная ситуация; интеллектуальный тренинг

11

16-20.11

Зрим в корень!

«Открытие» нового знания

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

проблемного

обучения

Что такое наблюдение как метод исследо­вания? Почему ко­рень слова называется корнем?

Формирование деятельностных способностей при исследовании состава слова; формирование понятий: наблюдение (описание, измерение, сравнение), дедукция как метод познания; лингви­стический анализ с помощью толкового, фразеологического, словообразовательного словарей; игра «Родственные слова»; ин­теллектуальный тренинг

12

23-27.11

Окончание и основа

«Открытие» нового знания

Здоровье-

сбережения,

проблемного

обучения

Какие бы- вают по­мощники в работе над проек­том? Зачем нужны оконча­ния? Чем отличается окончание от основы?

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — срав­нение, индукция, омонимы, антонимы; мини-тест, работа толковым и лингвистическим словарями; поисковик, интеллек­туальный тренинг

13

30-4.12

Слово о префиксах

«Открытие» нового знания

Здоровье - сбережения, раз­вивающего обучения

Зачем про­водить экс­перименты? О чем могут рассказать префиксы (пристав­ки)?

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации но­вых знаний: понятия — префикс, [эксперимент; работа с толковым и лингвистическим словарями; поисковик, работа в группах; викторина «Что могут пристав­ки?», интеллектуальный тренинг

14

7-11.12

Пристав­

ки-труже­

ницы

Построе­ние системы знаний (об­ще методоло­гическая на­правленность)

Здоровье- сбережения, развивающе­го обучения, обучения в сотруд- ничестве, проектного обучения

Что такое индукция? Какие бывают пристав­ки, зачем их нужно знать?

Формирование деятельностных способностей к структуриро­ван) и систематизации мате­риала: индукция, неизменяемые, изменяемые и иноязычные при­ставки

15

14-18.12

Говорящие

суффиксы

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

проектного

обучения

Как ком­пьютер может стать помощни­ком в раз­работке проекта? Что могут рассказать суффиксы о слове?

Формирование деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации изучен­ного материала: компьютер, системный блок, монитор, клавиатура, мышка, звуковые колонки, принтер, сканер, ин­формационный продукт; слово­образующие и формообразующие суффиксы; разработка коллек­тивного проекта «Суффиксы частей речи» с помощью методов индукции и дедукции; работа с толковым словарем, мозговой штурм; интеллектуальный тре­нинг


16

21-30.12

Суффиксы существительных

Исследование

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

проектного

обучения

Как поль­зоваться программой Microsoft Word? Суф­фиксы ча­стей речи

Формирование у учащихся иссле­довательских и деятельностных способностей к структуриро­ванию и систематизации мате­риала: компьютер, программа Microsoft Word, анализ, синтез, информационный продукт; разработка группового проекта «Суффикс ы существительных» в ходе симпозиума; работа с тол­ковым словарем; интеллектуаль­ный тренинг

17

11-15.01

Суффиксы прилагательных

Исследование

Здоровье- сбережения, полного усвоения, проектного обучения

Как ис­пользовать методы ана­лиза и син­теза ин­формации? Суффиксы частей речи

Формирование у учащихся ис­следовательских и деятельност­ных способностей к обобщению теоретической информации: компьютер, порядок работы в программе Microsoft Word, ана­лиз, синтез, информационный продукт; разработка группового проекта «Суффиксы прилага­тельных» в ходе симпозиума; ин­теллектуальный тренинг

18

18-22.01

Суффиксы глаголов

Исследование

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

личностно

ориенти-рованного

обучения

Как создать информа­ционный продукт? Суффиксы частей речи

Формирование у учащихся иссле­довательских и деятельностных способностей к структуриро­ванию и систематизации мате­риала: компьютер, порядок рабо­ты в программе Microsoft Word, методы исследования — анализ, синтез; информационный про­дукт; разработка группового про­екта «Суффиксы глаголов* в ходе симпозиума; создание информа­ционного продукта; интеллекту­альный тренинг

19

25-29.01

Интер­фикс и пост­фикс

«Открытие» нового знания

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

личностно

ориенти­

рованного

обучения

Как разра­ботать ми­ни-проект? Для чего нужны интерфикс и пост­фикс?

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — тема проекта, проблема, цель, задачи, методы исследования, поиск информации, пластический об­раз, творческий продукт; план выступления на защите проекта (устный и письменный); разра­ботка мини-проекга «Интерфикс и постфикс»; работа с толковым словарем; мини-тест, поисковик, интеллектуальный тренинг

20

1.02-5.02

Слова

замаскиро­вались

Отработка умений и ре­флексия

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

личностно

ориенти­

рованного

обучения

Какие су­ществуют требования к защите проекта? Практиче­ский разбор слов

Формирование у учащихся спо­собностей к рефлексии коррек­ционно-контрольного типа и реа­лизации коррекционной нормы, систематизация знаний: критерии оценки проектных работ, требова­ния к презентации проекта, мор­фемы слова; предзащита проекта; морфемный разбор слов в форме игры «Слова замаскировались»

21

8-12.02

Защита проектов по морфе- мике

Обобщение и развиваю­щий контроль


Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

личностно

ориенти­

рованного

обучения

Что узна­ли и чему научились с помощью проектов?

Формирование рефлексивных и деятельностных способностей к систематизации изученного материала: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы иссле­дования, актуальность проекта, этапы работы, полученные ре­зультаты, выводы; защита груп­повых проектов; презентация творческих и информационных продуктов — суффиксы частей речи, плакаты с творческими за­даниями; вопросы проектантам и оценка проектных работ

ПРАВОПИСАНИЕ (13 ч)

22

15-19.02

Где прячутся ошибки

«Открытие» нового знания


Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

личностно

ориенти­

рованного

обучения

Зачем ну­жен само­анализ? За­чем нужно знать орфо­граммы?

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — са­моанализ, орфография, тема­тика проектов по орфографии, орфограммы, слабая и сильная позиции, ассоциации; работа с толковым словарем; поиск ин­формации в ходе игры «Я знаю орфограмму»; интеллектуальный тренинг

23

22-26.02

Самоинструкция

Исследование

Здоровье -

сбережения,

полного

усвоения,

проектного

обучения

Зачем и где нужны ал­горитмы? Создание алгоритма грамотно­сти

Формирование у учащихся иссле­довательских и деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации знаний: алгоритм, синтез, анализ, фоне­тика, морфология, морфемика, орфография, графика; работа с толковым словарем; алгоритм — порядок действий; разработка коллективного проекта «Алго-ритм грамотности»; создание творческого продукта — опорного

конспекта

24

29-4.03

Орфо грам­мы в сти­хах

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

проектного

обучения

Как органи­зовать рабо­ту в группе при раз­работке проекта? Собрать коллекцию орфограмм в поэтиче­ской форме

Формирование деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации знаний: рифма, размер стиха, способ рифмовки, проверяемые и не­проверяемые орфограммы; разработка группового проек­та «Проверяемые орфограммы в стихах и песнях»; исследование, создание творческого продукта, интеллектуальный тренинг

25

7-11.03

Что нельзя проверить?

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

игровые,

проектного

обучения

Что такое индукция и дедукция как методы исследова­ния? Какие орфограм­мы относят­ся к непро­веряемым?

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и системати­зации знаний: индукция и дедук­ция, информационный продукт; разработка группового проекта «Непроверяемые орфограммы»; викторина, интеллектуальный тренинг; создание информацион­ного продукта

26

14- 18.03

Этимология

«Открытие» нового знания

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

проектного

обучения

Способы объяснения и запомина­ния написа­ния непро­веряемых орфограмм

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — эти­мология, словарные слова; этимология — раздел русского языка; работа с толковым, этимологическим словарями, словарем иностранных слов; поисковик, работа в группах; со­здание творческого продукта — словарного лото «Календарь природы»; интеллектуальный

тренинг

27

31-8.04

Школа эйдетики

«Открытие» нового знания

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

проектного

обучения

Способы запомина­ния инфор­мации

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — лото, карточки со словами, эйдетика, образная память, ассоциация, аналогия; игра в словарное лото «Календарь природы»; особен­ности школы эйдетики; развитие образной памяти в играх «Ожив­шие цифры», «Лови мяч — дари ассоциацию», «Раз, два, три — за­мри!»; создание информационно­го продукта проекта

28

11-15.04

Образ сло­ва

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Здоровье- сбережения, проблемного обучения

Как школа эйдетики помогает мыслить? Как создать тематиче­ский сло­варь «Ас­социации для словар­ных слов»?

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и система­тизации знаний: школа эйде­тики, ассоциация, обозначение слабой и сильной позиций; ра­бота с толковым словарем; игры на развитие образной памяти «Пантомима», «Геометрические фигуры вокруг нас»; разработка коллективного проекта «Ассо­циации для словарных слов»; создание творческого продукта — тематического словаря слов с не­проверяемыми написаниями

29

18 -22.04

Цепочки

ассоциаций

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Здоровье- сбережения, развивающе­го обучения, обучения в сотрудни­честве

В чем поль­за ассоциа­ций?

Формирование у учащихся уме­ний построения и реализации новых знаний: понятия — ассо­циация, алгоритм работы; игры на развитие логического мыш­ления и двигательной памяти «Цепочка слов», «Актер театра»; разработка коллективного про­екта «Ассоциации для словарных слов», алгоритм работы; работа с этимологическим словарем; создание творческого продукта — тематического словаря слов с не­проверяемыми написаниями

30

24-29.04

Стоп! Пе­ренос!

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Здоровье-

сбережения,

полного

усвоения,

личностно

ориенти­рованного

обучения

Виды твор­ческого продукта. Зачем и как нужно пе­реносить слова?

Формирование деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации знаний: гипотеза, слог, гласный, дефис, тире, правила переноса; школа эйдетики; игры на развитие слу­ховой и тактильной памяти «Раз­гадай звуки», «Что в мешочке?»; разработка коллективного про­екта «Перенос слова»; создание творческого продукта — песни; интеллектуальный тренинг

31

3.05-6.05

Предлоги и пристав­ки

Построе­ние системы знаний (об­щеметодоло­гическая на­правленность)

Здоровье- сбережения, полного усвоения, личностно ориенти­рованного обучения

Исполь­зование различных методов ис­следования при разра­ботке про­екта. Чем отличаются предлоги от приста­вок?

Формирование деятельностных способностей к структурирова­нию и систематизации знаний: образ слова, образ буквы, алго­ритм, сравнение, индукция, план выступления (устный и пись­менный); школа эйдетики; игры на развитие образной памяти «Слова спрятались в одежде», «Живые буквы»; подготовка к за­щите проектов; интеллектуаль­ный тренинг

32

10-13.05

Пишем

раздельно

Отработка умений и ре­флексия

Здоровье- сбережения, развивающе­го обучения, обучения в сотруд­ничестве, проектного обучения

Что пи­шется раз­дельно?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии кор­рекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: критерии оценки проект­ной работы, советы по выступ­лению; школа эйдетики; игры на развитие двигательной и ре­чевой памяти «Что вокруг нас?», «Всё сначала»; создание творче­ского продукта — танца в стиле «рэп»; предзащита групповых проектов

33

16-20.05

Защита проектов по правописанию

Защита проектов по право­писанию

Здоровье-

сбережения,

полного
усвоения,

проектного

обучения

Что узна­ли и чему научились с помощью проектов?

Формирование рефлексивных и деятельностных способностей к структурированию и система­тизации знаний и способов дей­ствия: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; защита групповых про­ектов; презентация творческих и информационных продуктов - сказок, песен, танцев, стихов, алгоритма грамотности; вопросы проектантам и оценка проектных работ

34

23-30.05

Конкурс «Что на­писано пером, того не вы­рубишь топором»

Обобщение и развиваю­щий контроль

Здоровье- сбережения, полного усвоения, личностно ориенти­рованного обучения

Чему на­учились на занятиях курса «Путь к грамотно­сти»?

Формирование рефлексивных и деятельностных способностей к структурированию и систе­матизации знаний: праздник, посвященный русскому языку; применение полученных знаний на практике в ходе конкурсной программы



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Новый орфографический словарь-справочник русского языка/ Отв. ред. В.В. Бурцева. М., 2010

2. Ожегов С. И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2009.

3. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку 2-4 классы.

4. Русский орфографический словарь/ Отв. ред. В.В. Лопатин. М., 2011.

5. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки.- М.: АСТ: Астрель; Хранитель, 2009.

6. Григорян Л.Т. Язык мой-друг мой. М.: Просвещение, 2008.

7. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 кл. М.: Айрис-пресс, 2010.